?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Простота простоты

Только очень боюсь, чтобы у меня не получилось, как у Невзорова…

Написал, и сразу вспомнилось классическое «не бойся, как у Эйзенштейна не получится». Да, я и сам знаю. Хотя, если бы мне за наукообразную издевательскую пургу платили столько же, сколько Александру Глебовичу, то, глядишь, ещё оставался бы шанс. Но, с другой стороны, мне могут возразить, что ты сначала достигни в этом балагане такого уровня, как он, тогда и тебе столько заплатят. Однако, а как достичь без столь серьезных материальных стимулов?..

В общем, тут получается такой замкнутый круг, покоящийся на столь фундаментальном основании и случая, и удачи, и высшего предназначения, что туда и соваться бесполезно. Потому я уж как-то так, по-простому, в меру собственных скромнейших возможностей и без малейшего гонора, зато искренне, как на духу.

Есть такая замечательная (без малейшей иронии) женщина – Елена Теодоровна Соколова. Она кроме всех своих самых громких научных званий и университетских должностей много лет является ещё и действительно реальным клиническим психологом и психотерапевтом с неплохими практическими результатами. Конечно, отнюдь не она является основателем или даже хоть одним из столпов когнитивной психологии, но я упомянул именно Соколову потому, что последнее время только она так настойчиво не то, что пропагандирует, это слово совсем не подходит, но употребляет у нас в определенном контексте термин «когнитивная простота» и объясняет, почему видит в этой простоте корень многих отечественных современных проблем не только отдельных личностей, но и общества в целом.

Я не собираюсь заниматься невзоровским веселым шарлатанством (вот видите, всё-таки опять не удержался, похоже, где-то в глубине души грызет меня зависть, грызет, чего уж тут лицемерить), так что не стану вдаваться в пространные объяснения, интересующиеся данным разделом психологии, могут почитать соответствующую литературу самостоятельно, её более чем достаточно. Ограничусь самым примитивным определением, уточнив, что лишь его и имею в виду, когда под когнитивной простотой подразумевается, что «люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора сведений» или «черно-белое восприятие» (последнее уже как наиболее любимое и чаще всего употребляемое выражение самой Елены Теодоровны, которое многими нынче перенято, даже не слышавшими Соколову и уверенными, будто они просто такие умные).

Да, конечно, скорее всего (понимаю, сколь утомительны мои постоянные такого рода оговорки, но. Простите, для меня они неизбежны и обязательны), черно-белое восприятие и неумение с неспособностью понимать и интерпретировать происходящее в предельно сложной форме, на основе максимально неограниченного набора сведений, являются большими недостатками и причинами многих и личностных и общественных бед. Чего уж тут спорить, окружающая действительность постоянно дает тому бесчисленное количество примеров.

С другой стороны, мой практический опыт показывает мне и несколько иные ситуации. Мужик избил свою жену. Реакция моя всегда абсолютно черно-белая – удавить гада! Но мне начинают рассказывать, причем, нередко, та самая жена, что я слишком категоричен и не учитываю множества нюансов, мол, вообще-то он на самом деле и жену любит, и отец хороший, и работа у него тяжелая, и сама баба повела себя не очень, короче, нельзя так уж однозначно и просто воспринимать происходящее, а требуется «в предельно сложной форме, на основе максимально неограниченного набора сведений.

Посадили человека за то, что он не совершал, у меня опять «черно-белое» мнение – козлы, подонки и преступники! Но опять меня поправляют, мол, он и сам не ангел, и наворотил всякого жуткого, но за то его не смогли прищучить, так пусть за другое посидит, хоть в этом и не виновен, и вообще, для общества только полезно, а на свободе он опасен…

Я более приводить примеров не буду, бессмысленно, потому как нескончаемо. Упомяну только, что много раз писал о классическом случае Веры Засулич, обсуждаемом не первый век, причем в разные периоды с преобладанием разных диаметрально противоположных точек зрения. То она пламенная революционерка и великая героиня, то почти прародительница и основатель отечественного терроризма, источник всех последующих кровавых ужасов страны.

Моё же черно-белое мышление всегда утверждало, что если среди мужиков в стране не нашлось никого, кто бы как следует набил Трепову морду, то женщина, не имеющая на то физической возможности, была совершенно права, пустив Федору Федоровичу пулю в задницу. И здесь мою уверенность не сможет поколебать никакая когнитивная сложность.

Прошу заметить, тут тоже получается своего рода парадокс. Говоря о собственном виде «черно белого мышления» я, вместе с тем, начал один из предыдущих абзацев со слов «с другой стороны…» Получается, сам себе противоречу. Но прежде чем начать оправдываться и попробовать пояснить, почему противоречие здесь мнимое, хочу проиллюстрировать свою уже не какую-то там «когнитивную», а бытовую личностную простоту восприятия совсем свежей историей.

Звезда американского футбола (не соккера, потому у нас парня и не знают, а там он действительно звезда) Колин Каперник не только отказался вставать во время исполнения национального гимна перед матчем, но и опустился с траурной физиономией на одно колено, что у них там по местным понятиям что-то уж совсем грустное и тяжелое. Да ещё потом, чтобы кто не усомнился в намеренности его поступка, дал пояснение:

«Я не собираюсь вставать, чтобы показывать гордость за флаг страны, которая притесняет темнокожих людей и вообще цветных. Для меня это больше, чем футбол, и было бы эгоистично с моей стороны не замечать всего того, что происходит. Людей убивают на улицах»...

Сразу начинаю умолять и самим не заниматься оценкой поведения футболиста-бейсболиста вместе с оценкой степени угнетенности чернокожего населения США, и от меня не ждать этого. А сейчас совсем о другом.
Народ жутко возмутился и тут же разделился на два противоположных лагеря. Одни потребовали немедленно Колина Каперника сжечь, даже не осознавая остроумия ситуации, другие сразу записали в герои и продажи футболок с его изображением мгновенно выросли раз в пятнадцать.

Однако ихний главный по футболу сразу изложил предельно четко и жестко: «В нашей лиге нет регламента поведения во время исполнения государственного гимна». И добавил себе под нос, отвернувшись от журналистских микрофонов, что-то совсем матерно-неспортивное. Правоохранители всех мастей, видов и уровней вообще сочли ниже своего достоинства хоть как-то на эту тему не то, что реагировать, а даже высказываться.

А вот уже чуть более известный у нас баскетболист Кевин Дюрант, чемпион и победитель всего, чего только можно, да к тому же пару лет назад «самый ценный игрок НБА», почти естественно, тоже негр, вроде бы тоже однозначно встал на сторону Каперника, однако попрошу внимательно прочесть, каким образом:

«Я поддерживаю всех, кто отстаивает то, во что верит. Колин Каперник отстаивает то, во что верит. Это и делает нашу страну великой, да? Мы имеем роскошь так поступать. Он не извинялся, но в его защиту могу сказать, что не думаю, что он хотел кого-то оскорбить. Думаю, он хотел показать свою точку зрения. И я поддерживаю всех, кто этого хочет».

Это, между прочим, я специально уточнял, не спичрайтеры ему придумали, не пресс-служба клуба или лиги ему сформулировали, а двух с лишним метровая двадцатисемилетняя черная обезьяна, всю свою жизнь только и лупившая по мячу, изложила совершенно спонтанно и от души.

И тут Каперник совсем воспарил духом, почувствовал себя неуязвимым героем и вышел на поле в носочках, на которых мелко, но вполне отчетлив, так, что телекамеры воспроизвели без проблем, был изображен белый полицейский со свиной мордой. И герою мгновенно вкатили серьезнейший штраф, в письменном виде категорически предупредив, что при повторении подобного вылетит из команды и лиги к чертовой матери. А знаете почему? Нет, политика или что-то ещё высокое вовсе не при чем. Но в договорах однозначно прописано, что во время игры форма на всех спортсменах должна быть одинаковой до последней мелочи, включая носки.

Не знаю, насколько я внятно выразился, вероятнее всё-таки опять не сумел донести свою мысль до читателей в удобоваримом виде. Однако это уже, видать, судьба, приходится мириться, бунтовать поздно и глупо. Всё, что могу, это под конец ещё раз совсем кратко изложить сказанное в нескольких словах.

Да, наверное, при сборе, интерпретации, восприятии, анализе и иного вида обработке информации для дальнейшего формирования собственного мнения и образа действия эффективнее и по большому счету правильнее избегать излишней простоты и «черно-белости», здесь когнитивная сложность вряд ли способна оказаться излишней (хотя, естественно, как и что любое иное, её тоже без особого труда можно довести до маразма).

А вот на основе уже сформированного мнения, как конкретной частности, и всего мировоззрения в совокупности, мне кажется когнитивная простота в самом что ни на есть черно-белом виде гораздо более продуктивна для определения своей позиции в этом мире.

Избившего жену мужика надо удавить. Веру Засуличь, со всеми мыслимым оговорками и сопутствующими действиями, но отпустить. Альфонсо Капоне, если уж не удалось доказать убийств, посадить за неуплату налогов, но именно за совершенную им неуплату, стопроцентно доказанную и даже, что почти по тем временам невероятно, с основным эпизодом преступления, заснятым на камеру, а не за мое любимое изнасилование кенгуру. А не получится, то тоже отпустить. Ну, и всё такое прочее, предельно для меня простое и чёрно-белое.

Иначе грозит самая с моей точки зрения большая опасность – размывание моральных и нравственных критериев, в конце концов неизбежно ведущее к банальности зла.

А с другой стороны… А с другой стороны всегда будет находиться задница генерала Трепова, в которую, по моей глубочайшей искренней уверенности, будет совершенно справедливо всадить пулю. Вот так, просто когнитивно.

Comments

( 40 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
arktal
13 сент, 2016 14:48 (UTC)
А с чем здесь можно не согласиться? С одной стороны. Но с другой стороны - это смотря с какой стороны смотреть. :) Не бывает абсолютно правых и таких же виноватых. Если бы так было перевелись бы адвокаты на планете.
verum_corpus
13 сент, 2016 14:56 (UTC)
Поступки такого рода, как у Каперника, неприятны (независимо от того, о каких идеях идёт речь), потому что это в чистом виде использование служебного положения в личных целях.
auvasilev
13 сент, 2016 15:42 (UTC)
Искренне повеселили. Это какое же такое у Николеньки "служебное положение"?
(без темы) - verum_corpus - 13 сент, 2016 16:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 13 сент, 2016 16:47 (UTC) - Развернуть
uuvasilev
13 сент, 2016 15:23 (UTC)
Я все-таки не понял: если "в договорах однозначно прописано, что во время игры форма на всех спортсменах должна быть одинаковой до последней мелочи, включая носки", то разве в законе не прописано, что всаживать человеку пулю в задницу, даже "если среди мужиков в стране не нашлось никого, кто бы как следует набил ему морду", нельзя?
elotar
13 сент, 2016 15:26 (UTC)
В законе про пулю и задницу ничего не написано. Там формулировка другая.
(без темы) - auvasilev - 13 сент, 2016 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uuvasilev - 13 сент, 2016 16:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - verum_corpus - 13 сент, 2016 16:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 13 сент, 2016 16:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uuvasilev - 13 сент, 2016 19:38 (UTC) - Развернуть
Ігор Потоцький
13 сент, 2016 16:07 (UTC)
Может стоит всячески поощрять переезд негров в Россию....помнится потомок одного из них был даже очень полезен для русской культуры.
verapel
13 сент, 2016 17:08 (UTC)
Похоже, что Россия - одна из самых рассистских в быту стран. Это одна из важных причин, почему сюда не едут цветные.
verapel
13 сент, 2016 16:48 (UTC)
Приговор толпы и суд Линча, даже если они изысканным языком объяснены и оправданы, сути своей не меняют. И мордобой из лучших моральных побуждений все же говорит о том, что вмордубьющий считает, что именно он вправе решать и наказывать.
Но всегда может найтись кто-то еще, тоже считающий себя "вправе", кому не понравятся моральные устои первого. И понеслось.
В жизни же нормальные люди не всегда бегут давить всякого, кто обидел жену, несмотря даже на свои представления о морали. Потому что оценивают ситуацию не по одному признаку.
И почему обиженная жена достойнее защиты, чем любое другое существо? Почему именно по поводу нее такая непримиримость? А если не только о побитых женах речь идет, то носитель такого убеждения должен бы не переставая давить, давить и давить.
Но мне таких принципиальных встретить не довелось.
verapel
13 сент, 2016 17:05 (UTC)
В пояснение предыдущего скажу, что, конечно, остановить насилие, совершаемое на моих глазах, абсолютно необходимо сразу и без рассуждений, кто здесь больше виноват. Но воздействие должно соответствовать ситуации.
Why Not?
13 сент, 2016 17:50 (UTC)
Что такое толерантность на западе? Наш человек, враз набычившись, представляет себе в мозгах вечное терпение чужих выкрутасов, бесхвостую обезьяну и , всенепременно, разорванную на немецкий крест задницу. Клише-с.
На самом деле вот эта вот толерантность, вот это вот все-суть проявление ничего иного, как анархии. Правила себе каждый устанавливает сам, и следует им тоже сам. И последствия этой персональной анархии оцениваются с позиции миллионов окружающих её других анархий. Пока твои личные правила и законы не нарушают моих-резвись и сумасшествуй, но лишь только пересечена грань условностей, как только ты из положения некой "жертвы" задираешь нос в стойку "я лучше всех знаю", мигом находятся твои неуплаченные налоги или засохшая пятнадцать лет назад на чужих трусах сперма....
Все против всех-идеальные отношения западного миррра!
Носки, акции, проститутки-это уже нюансы....
naigoro
13 сент, 2016 19:15 (UTC)
Тогда предложил бы различать простоту когнитивную и простоту позиции.
artem_gromov
14 сент, 2016 00:03 (UTC)

Как у Довженко-же, не?

auvasilev
14 сент, 2016 07:52 (UTC)
Полностью эта фраза из фельетона Ильфа и Петрова выглядит так: «Не бойтесь, как у Довженко – не получится! И как у Эйзенштейна не получится!»
(без темы) - artem_gromov - 14 сент, 2016 13:36 (UTC) - Развернуть
serg_stg
14 сент, 2016 07:58 (UTC)
вот этот отрывок вашего
резюме особенно блестящщ, респект!
//---------------------------
"а вот на основе уже сформированного мнения, как конкретной частности, и всего мировоззрения в совокупности, мне кажется когнитивная простота в самом что ни на есть черно-белом виде гораздо более продуктивна для определения своей позиции в этом мире.

Избившего жену мужика надо удавить. Веру Засуличь, со всеми мыслимым оговорками и сопутствующими действиями, но отпустить. Альфонсо Капоне, если уж не удалось доказать убийств, посадить за неуплату налогов, но именно за совершенную им неуплату, стопроцентно доказанную и даже, что почти по тем временам невероятно, с основным эпизодом преступления, заснятым на камеру, а не за мое любимое изнасилование кенгуру. А не получится, то тоже отпустить. Ну, и всё такое прочее, предельно для меня простое и чёрно-белое."
//--------------------------------

От себя прокомментирую и добавлю 5 руб. В качестве аналогии-аллегории имеем некие технические факты - что черно-белое изображение можно довести до куда более разрешения и как следствия разрешения и мельчайших деталей, чем расцветастое цветное. Например, в каком цвете предпочитают отслеживать за самыми хитроумными трюками шулеров в казино - в черно-белом. А ракеты на объекты наводить порой с бомбардировщиков - тоже. И ряд других областей, криминалистика, медицина и тд. По аналогии - "черно-белая простота" позволяет вычленить суть и существенные детали, отбросив цветастую эмоциональность и прочую шелуху когнитивной сложности тн. И, кстати, когнитивная сложность, стала настоящим оружием отечественно тв пропаганды. Кто одни из крупнейших спецов по когнитивной сложности ? Простой ответ - Кисилев и Соловьев. Они любой факт закидают такими расцветастыми подробностями с распятыми мальчиками, сожжеными одесситами и угнетенными крымчанами -что все масса уже именно слышит только это, а про всякую незначительную хрень, как нарушение всех и вся международных договоров и прав со времен 2 -мв...слон комара- не видит, как говорится .
Уважаемая мадам психиатр-психолог сама немножко угодила в свой капкан когнитивной простоты (это возможно немного витиеватая мысля, но если подумать , то факт). Что-ж бывает, она тоже обычный человек, как и все.
Про Невзорова. Да клоунадничает и порой заговаривается (я бы с удовольствием с ним подискутировал, допускал он существенные бреши или дыры, выражаясь хакерско-крякерским языком , в своих позициях, могу даже одну навскидку озвучить). Но ведь очень немало говорит и правильного и того, что с вашими позициями совпадает почти 100 процентов. Вот кстати пример, вы как то писали тему о пустотности и бесполезности большого олимпийского спорта. Я приведу отрывок , буквально пару минут, гле он мало того, что придерживается того же, но он ее еще неочевидно и содержательно развил, а именно - что думает страна в 21-м веке, в которой олимпийцы получают джипы и прочие плюшки и гешефты, а парень победивший на международной олимпиаде по физике - ни хера моржового (или...наоборот-хер моржовый) я извиняюсь. И на мой взгляд, это реально неочевидное и ценное его замечание. Посмотрите плиз, пару минут, думаю, стерпеть можно

с 27:30 по 31:00
https://www.youtube.com/watch?v=s92I8JeYpC4


auvasilev
14 сент, 2016 09:13 (UTC)
Re: вот этот отрывок вашего
Да, спасибо, я читал распечатку этой передачи на сайте "Эха".
io1059
14 сент, 2016 09:58 (UTC)
А по моему человек совершает все действия с теми или иными намерениями....их то и надо оценивать!
serg_stg
14 сент, 2016 10:29 (UTC)
ага, уже проходили,
в 30-50-х гг. когда у многих было намерение прорыть в кремль туннель из лондона. их и оценивали. более чем по достоинству и более чем вам самому бы хотелось...
(без темы) - auvasilev - 14 сент, 2016 12:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - io1059 - 14 сент, 2016 13:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 14 сент, 2016 14:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serge_mishkin - 14 сент, 2016 20:44 (UTC) - Развернуть
Ігор Потоцький
14 сент, 2016 21:21 (UTC)
Если ВВ председатель кооператива"Озеро"то он благорднейший человек,рыцарь без страха и упрёка
но если вспомнить что он Президент России.....

( 40 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel