?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Без оценки

Не так давно мы стали после почти уже пятидесятилетнего порыва общаться в интернете с моим соучеником по девятому классу. И на прошлой неделе он прислал мне фотографию каким-то чудом сохранившегося у него моего школьного сочинения. Это несколько листочков из тетрадки, исписанные не слишком читаемым почерком.

Наш тогдашний учитель Александр Владимирович Музылев давал иногда такие задания, написать без оценки прямо на уроке текст на какую-то тему, видимо, это оно и есть, и задача что-нибудь, типа, про возможность дружбы учителя и учеников. Я перепечатал, ничего не редактировал и на дописывал, только подсократил для уменьшения некоторого юношеского занудства.

Возможно, кому-то покажется любопытным, как свидетельство времени. Ещё раз напомню, год написания примерно шестьдесят восьмой:

Очень трудно ученику писать об учителях. Ученик зависит от учителя.

Как только мы приходим в школу, одно из первых мест в нашей жизни занимает учительница. Мы смотрим ей в рот, ставим её мудрость превыше всего, любое мнение по любому вопросу считаем непреложным.

Однако возраст берет свое, и мы иногда с удивлением начинаем замечать, что не согласны с учителем. Сначала это удивляет и нас, и его. Потом только его.

Мы потихоньку начинаем понимать, что наряду со всей системой взглядов на мир нашего учителя, существует ещё множество совершенно других мироощущений, среди которых должны появиться и наши собственные. Но если у нас появляются какие-то принципы, отличные от принципов педагога, то значит, что он не может учить нас ничему, кроме своего предмета, то есть роль учителя сводится к «урокодательству».

Однако это не так. Существуют отношения между учителем и учеником, которые выходят за рамки отношения к катету и гипотенузе. На чем они основываются? Нужны ли? Ведь основное назначение школы – дать как можно больше специальных знаний, всё остальное лирика.

Мы очень разные. По-разному спим, едим, ходим, думаем, поступаем, становимся людьми, в этой разности и состоит красота. Однако как-то возникает дружба, как-то люди становятся близкими друг другу, как-то создаются союзы, общества, объединения, просто, наконец, товарищеские кружки. Мы находим точки соприкосновения, некий оптимальный режим общения с людьми, короче, живем в обществе.

Но тут необходимо одно условие – общение на равных. Не смотря на любые возрастные границы, не смотря ни на какие различия в количестве знаний, величине дарований и ума, отношения между людьми могут строиться только на равных. Иначе контингент превратится в конгломерат.

Однако если приложить всё, что я сказал, к отношениям между учителем и учениками, многие могут возмутиться: «Ведь ученик ещё не человек, не личность, какие тут могут быть точки соприкосновения!»

Нет, он и человек, и личность. А значит, если и есть какие-то отношения учителей и учеников, выходящие за рамки школьных, строятся они только на равных.

А это прежде всего отсутствии фамильярности с обеих сторон. Ведь недаром человечество тысячелетиями вырабатывало множество условностей в отношениях. Эти условности и способствуют упомянутому наиболее оптимальному режиму общения, и пренебрежение ими способствует только отдалению друг от друга.

В свое время купцы, желая показать пропасть между собой и кем-то, начинали человеку «тыкать», то бишь пренебрегать условностями. А сейчас в отношениях учителей с учениками изначально отсутствует элементарная вежливость.

Ещё необыкновенно странно перенесение учителем своих личных симпатий и антипатий на отношения чисто деловые.

Итак, дружба между учителем и учеников возможна только на равных. А нужна ли она, по-моему, этот вопрос ложен. Если возникла – прекрасно.

Но если её даже и нет, если нет у учителя внутреннего отношения к ученику, как к равному, самая обычная вежливость всё равно необходима. Жизнь не может строиться на «внутреннем отношении». Требуются условности.

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
auvasilev
8 окт, 2016 13:40 (UTC)
Большое спасибо.
amalit215
8 окт, 2016 13:06 (UTC)
Как говорят в некоторых американских мелодрамах:
– "Не могу поверить..."

Этот текст написал мальчишка 14 лет!!??

Да, нелегко ему должно было жить, с таким видением и осознанием сущего, да ещё и умением это своё мироощущение так излагать.

Многое о Вас мне теперь становится более понятным.

А литературный дар, проявившийся так рано, мог свернуть Вашу жизнь совсем на другие рельсы. Жаль, что этого не произошло.

Я уже как-то писал, что многое из того, что Вы пишите ничуть не слабее написанного Олегом Куваевым.

Сейчас я ещё больше укрепился в этом своём мнении.
rikchel
9 окт, 2016 06:03 (UTC)
Да что там Куваев! Старина Хэм в гробу ворочается, и Лондон ногти грызёт...

Edited at 2016-10-09 06:10 (UTC)
verapel
8 окт, 2016 13:15 (UTC)
Год написания - примерно 69-70, судя по вашему возрасту и 9 классу.
Неплохо для девятиклассника.
Тогда, помнится, в школах почти все учителя называли учеников старших классов на "Вы".
auvasilev
8 окт, 2016 13:45 (UTC)
Относительно года, да, вероятно вы правы.

Нет, мне такие школы, в которых все учителя автоматически называли всех учеников, хотя бы старших классов, на "Вы", не попадались. За это каждый раз приходилось бороться.
uuvasilev
9 окт, 2016 20:30 (UTC)
В 1985 году я, будучи третьекурсником, проводил урок в классе, где учительствовала моя подруга, и когда я обратился к ученику на "Вы", он стал растерянно оглядываться по сторонам, соображая, к кому еще, кроме него, я обратился. Ученики тогда и не представляли, что к ним можно обращаться на "Вы".
А вот сейчас среди молодых учителей весьма распространено обращение к ученикам на "Вы".
verapel
10 окт, 2016 00:26 (UTC)
Радует, что учителя становятся вежливее.
Из сугубо личного опыта.
Младшеклассников, похоже, все и везде в СССР называли на ты, и это было повсеместной нормой общения с детьми. Вне столиц, насколько мне известно, к школьникам любого класса без исключения обращались на ты.

В 60-х, 70-х и 80-х в Москве, начиная с 8 класса, во многих (про все не знаю) школах было принято говорить ученикам Вы. Знаю случаи, когда учителя на первом своем уроке у старшеклассников просили разрешения говорить "ты" и, конечно, получали его, т.к. даже сам вопрос свидетельствовал об уважительном отношении. Были такие, которые "ты" употребляли вне класса в неформальной обстановке.
А учителя, тыкающие от простоты душевной без разбора, воспринимались просто невежами. Протестов, правда, не припоминаю
auvasilev
11 окт, 2016 09:06 (UTC)
Простите, пожалуйста, только очень прошу не воспринимать мои вопросы как желание поспорить или какую придирку, мне это действительно интересно и нужно в связи с конкретным текстом, который в данный момент пишу.

Вы говорите: «В 60-х, 70-х и 80-х в Москве, начиная с 8 класса, во многих (про все не знаю) школах было принято говорить ученикам Вы». Не могли бы уточнить, на основании какого чисто количественного опыта Вы делаете такой вывод относительно трех десятилетий? То есть, сколько школ, в скольких городах и в какое время стали основой для этих выводов? А, может быть, не только личный опыт, но и какая-то литература или кинофильмы?

В общем, буду признателен, если напишите хоть немного подробнее.
verapel
11 окт, 2016 19:23 (UTC)
Мой личный опыт (необязательно означает, что довелось учиться) связан с 5 московскими школами и несколькими школами, расположенными в Забайкалье, Московской области, Ленинграде, Свердловске, Киеве, Запорожье, Сочи и, наверное, еще кое-где.
И немосковских учителей запомнился один сельский учитель, который сказал в 67-ом году: "Было бы странно, если бы я своего соседа Сашку вдруг в 8-ом классе стал бы в школе на Вы называть. Или какого-нибудь местного хулигана."

Номера московских школ надо постараться вспомнить, но точно это относилось к ныне 75-ой, за универмагом Москва, 5-ой и 16-ой на Ленинском (знаю 3 поколения одной семьи, учившиеся в этой школе в 50-х, 60-х, 80-х), еще какая-то школа за метро Парк Культуры - номера не помню. Кажется, говорить Вы было принято и во 2-ой математической, но надо уточнить.

Нигде за пределами Москвы не встретилось школы, где бы учеников называли на Вы. Учиться там не довелось, но знаю по общению с учениками тех школ, потому что эта тема всплывала в разговорах
Но тоже стало интересно, насколько это было распространено. Надо бы поспрашивать народ. Если Вам интересно, могу поделиться с добытыми сведениями.

Кинофильмов и литературы на эту тему не знаю,

Edited at 2016-10-11 19:30 (UTC)
auvasilev
11 окт, 2016 19:31 (UTC)
Спасибо огромное, очень помогли. Нет, дополнительных усилий просить не смею, того, что Вы написали, более чем достаточно для моих целей и задач.

Ещё раз благодарю за внимание и понимание.
foxdown
8 окт, 2016 17:00 (UTC)
Если честно
В 68-м Вы писали лучше.
naigoro
8 окт, 2016 20:41 (UTC)
Вижу, насколько медленнее у меня мозг развивался, но еще заметнее то, что Вы с ранних лет не желали быть гостем или "случайно попавшим" в эту жизнь, боролись за изменение порядков, тогда как я был и остался гнилым эскапистом. В итоге, считаю, что я нигде не гость, правовой состоятельности юрисдикций не признаю (ох, пардон), а свободы мне везде недостаточно.
Вы же как бы изначально признали, что деваться отсюда некуда и надо обустраивать то, что есть. "Отсюда" - в самом широком смысле. То есть, уже в подростковом возрасте Вы считали, что отношения в сообществах так или иначе строятся на личном достоинстве - и либо соблюдают его, либо нарочно унижают. Своим достоинством поступаться не желали, и поэтому хотели поправить правила.
Мне действительно интересно, почему все же я не относился к восприятию другими моего достоинства серьезно. Может быть, всему виной какой-то другой гормональный фон и легкая доступность эндорфинов или дофамина, что обеспечивала клоунада и эпатаж. Невозможно было переключиться на серьезный разговор с обществом, почему-то. Не пришло бы в голову бороться за "вы" в условиях школы, которая была как бы отрезанный ломоть в смысле любого взаимодействия - скорее, специальная ниша, где все играют в тётю-учителя и деток. Один из ритуалов, исполнение которых вымогается обществом и государством, а то очень сильно поругают.
А поругать - ведь не имеют права же, да? Но тогда логично было бы идти дальше и бороться против обязательности школы как таковой. Вот почему-то, если вопрос нельзя было поставить глобально, я не видел смысла ставить его локально. Хотя эта позиция менее почетна, уже потому что слабодоказуема.
igormy
9 окт, 2016 00:27 (UTC)
Возможно, кому-то покажется любопытным, как свидетельс
Это, скорее, любопытно в качестве примера человека, вываливавшегося из своего времени. Или по-русски лучше сказать - не принадлежавшего своему времени?
serg_stg
9 окт, 2016 09:16 (UTC)
неплохо, неплохо
для старше-школотника даже того времени и в реал-тайм (прямо на уроке) микро-сочин. Хотя тема сочина, объективно говоря, довольно проста для смышленного старшеклассника тех лет, хотя поправка на реал-тайм , опять таки. А вот что бы мне действительно интересно было-бы прочитать - это сочинение автора , того возраста, по "Преступление и наказание" и "Война и миръ"(особенно), если таковые имели место, сохранились, автор пожелал бы их представить и тп. Объяснять почему - долговато, но один из первейших причин , на вскидку. Сочинение по произведению - по сути - суть концентрат (в хорошем случае) или экстракт (в отличном случае) мыслей , изложенных в произведении. Если подано еще так, что читаешь с интересом, даже отлить сбегать забываешь, извините, -то это вообще высочайший уровень, гениальность почти. Так вот, если аналогию с горно-добывающей пром-ю провести - то у помянутые мною лит. произведения - это очень большие рудники (один -большой, другой - просто огромный). Очень трудные для разработки рудники, где-то очень бедная руда , где-то -полный шрот, то есть шлам , богатые локализации и даже "жилы" -есть, но очень труднодоступны. Так вот, перед тем, кто накопает метальца (золотишка, палладиия, платины,.... ну лано серебра уж в крайнем случае) с таких источников - я просто готов снять шляпу , даже если человеку 70 лет. а если это школота - то вообще просто сниму шляпу и в обморок упаду....:))
warlen
9 окт, 2016 19:38 (UTC)
Прекрасно! Хороший слог и очень по-взрослому написано. Для школьника просто удивительно.
И почему-то очень напоминает Кафку. Вы к тому времени его читали?
auvasilev
9 окт, 2016 19:44 (UTC)
Спасибо.

Да, конечно, читал, знаменитый "черный томик" с "Процессом" вышел в "Прогрессе" в шестьдесят пятом.

Но нет, не считаю, что он на меня имел какое-то влияние, хотя Кафку очень люблю и ценю.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel