?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нет, ну, что вы, не надо вздрагивать в ужасе, я не собираюсь участвовать в дискуссии имени товарища Мединского, ограничусь лишь констатацией Бенциона Менделевича Крика, что «на всякого доктора, будь он даже доктором исторических наук, приходится не более трех аршин земли», и на том закрою данную тему.

Мне сегодня хочется рассказать совсем о другом. Об особенностях нашей общей памяти и капризах памяти личной, часто удивительно послушной и сервильной, но изредка и неожиданно капризной до, порой, полной сумасбродности.

Когда мы жили на двадцать третьем километре колымской трассы и моя мама Регина Абрамовна преподавала в интернате для чукотских детей, больных стригущим лишаем, то я случайно услышал, как кто-то назвал её Ириной Александровной. А потом и её подругу, тоже учительницу начальных классов того же заведения, Гульнару Абдурахмановну – Галиной Александровной.

Очень удивился, но мне объяснили, что ученикам трудно выговаривать столь сложные подлинные имена с отчествами, потому приходится таким образом адаптировать. Помню ещё поинтересовался, почему мне, даже в школу не пошедшему, не трудно, а для них проблема – потому ли что они чукчи или потому, что больны лишаем?

В ответ от матери получил скандал на тему, что все люди братья, а я, хоть и маленький, но коллекционный засранец, и более подобные вопросы не затрагивал. Но имя Гульнара запомнил навсегда, оно казалось мне очень красивым.

А в один из приездов в Москву к родственникам на Чаплыгина я как-то прибежал со двора в комнату с новостью, что встретил там только что мальчика с удивительной и никогда раньше не слышанной фамилией Каценеленбоген!

На что прабабушка моя Лида отреагировала со своей обычной надменной грустью: «Дикий ребенок, не знает почтенной еврейской семьи. Фамилия очень известная, переводится как кошачий локоть». «А разве у кошки локти? Я думал – колени, ведь у неё лапы, а не руки», - изумился я. Но удостоился лишь ещё более обреченного: «Да, совсем дикий ребенок…»

В школе больше всего не любил писать сочинения. Возможно, частью ещё и от того, что попытки изложить интересное мне обычно заканчивались вызовом родителей, или в лучшем случае двойкой, почему-то чаще всего по поведению. А что интересно учителям и вообще, что им от меня нужно, я некоторое время просто не мог понять.

Однако, по-моему, уже классу к пятому разобрался и выстроил схему. Практически всегда в том или ином варианте, если был хоть какой-то выбор, предлагалась и тема, условно, «Подвиг советского народа во время Великой отечественной войны». И у меня был заготовлен стандартный вариант.

Сначала шла часть вводная и неизменная: «Во время войны многие советские люди совершали великие подвиги. Виктор Талалихин протаранил врага в воздухе, капитан Гастелло тоже протаранил, но на земле, Александр Матросов закрыл грудью амбразуру, а Зоя Космодемьянская жгла немецкие штабы и никого не выдала на допросе. С взрослых героев брали пример и многие не менее героические дети, например. Леня Голиков и Марат Казей. Но среди других на меня наибольшее впечатление производит судьба пионерки Гульнары Каценеленбоген».

А вот дальше уже начиналось чистое творчество. Надеюсь понятно, каким образом родившаяся в моем воображении пионерка-героиня, Гульнара Каценеленбоген была иногда партизанкой, иногда «дочкой полка», иногда подпольщицей, но защищала неизменно свою родную Одессу.

Подвиги она совершала в общем довольно стандартные, но самые разнообразные, тут я давал некоторую волю своей фантазии, однако строго придерживался финала с героической гибелью, понимая, что тут мудрствовать особо не стоит, оставлять героиню в живых - это может вызвать лишние и ненужные вопросы. Во всём же прочем я себя стеснял не сильно. Резвился, как мог.

Особенно мне запомнила сюжет, к огромному сожалению так и не использованный. Оставшись после гибели всех старших товарищей в полном одиночестве и без связи с командованием, Гульнара совсем очерствела сердцем озлобилась душой. Она стала собирать ещё более одичавших бездомных собак, специальным образом дрессировала их, потом обвязывала собранными на поле боя гранатами и посыла взрывать танки противника.

Но однажды ей попалась невероятно умная, послушная и добрая овчарка (списанной с нашей колымской Мухи, самой близкой подруги моего детства), на которой остался от мирных времен ошейник, а на нем металлическая табличка с, видимо, кличкой собаки – «Гуля». Пионерка долго смотрела овчарке в глаза, после чего сняла с неё ошейник, надела на одну руку в виде браслета, в другую взяла связку гранат, и сама поползла наперерез наступающей танковой колонне фашистов…

Так погибла героическая защитница Одессы, великая патриотка и пример всем последующим поколениям советских детей Гульнара Каценеленбоген.

Слезы затуманили мой взор, но, когда немного подсохли, я всё-таки сообразил, что с этой историей уж слишком рискую проколоться и засыпаться, потому не осмелился. До сих пор жалею, а ведь могло бы и проскочить…

Остальное же, хоть чуть менее экстремальное, кушалось педагогами без малейших проблем. Я совершенно безошибочно просчитал, что никому из учителей не придет в голову заняться специальными историческими изысканиями относительно правдивости рассказываемых мною трогательных историй, так как они по этой самой правдивости ничем и ничуть не отличались от всех прочих опубликованных и официально распространяемых.

А вот так просто спросить у ребенка, в смысле меня, откуда я взял свою героиню, это значило публично признаться, что учительница не знает всесоюзно известную пионерку-партизанку-подпольщицу Гульнару Каценеленбоген!.. Нет, такое даже теоретически представить себе было невозможно.

За пятьдесят с лишним прошедших с тех пор увлекательных лет я много чего узнал, ещё больше забыл, что-то отпечаталось в памяти лучше, что-то хуже, а больше всего, наверняка, в адаптированном и несколько упрощенно-искаженном виде, как сложные имена учителей для несчастных маленьких чукчей. И я признаюсь честно, что уже не помню совсем или помню очень плохо, что там было написано в всяких правильных детских книжках и на развешенных везде и всюду в школах плакатах с портретами пионеров-героев. Какие подвиги приписывались, а может, и были реально совершены, всем этим Лёням, Маратам, Валям, Витям и Зинам.

Но почему-то под утро всё чаще у меня перед глазами встает странная девочка со всё более отчетливыми и реальными чертами лица почти неземной красоты, которая туго затягивает на запястье собачий ошейник и медленно поднимает тяжелый, совсем не детский взгляд навстречу своей судьбе…

Comments

( 46 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
shultz_flory
11 окт, 2016 12:19 (UTC)
«Смутны и круглы, как у закланного тельца,
ее глаза - и портят несколько монгольский тип лица,
в чем азиаты
не виноваты.»
antshadow
11 окт, 2016 12:25 (UTC)
Надо было всю правду написать: собака пришла в райком и рассказала о подвиге Гульнары. И поручик Киже тоже герой был.
juan_gandhi
11 окт, 2016 13:01 (UTC)
Поручик Киже был белогвардеец.

Edited at 2016-10-11 13:01 (UTC)
(без темы) - antshadow - 11 окт, 2016 13:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kuzh - 11 окт, 2016 17:32 (UTC) - Развернуть
moby_54_msk
11 окт, 2016 12:29 (UTC)
Браво!!!
arktal
11 окт, 2016 12:46 (UTC)
Спасибо! Классно!
livejournal
11 окт, 2016 12:48 (UTC)
28 бакинских эмиссаров Панфиловский дивизии
Пользователь moby_54_msk сослался на вашу запись в своей записи «28 бакинских эмиссаров Панфиловский дивизии» в контексте: [...] Оригинал взят у в 28 бакинских эмиссаров Панфиловский дивизии [...]
(Удалённый комментарий)
paschick
11 окт, 2016 13:45 (UTC)
Спасибо! Прям-таки вернули меня за парту в 8-9 класс. У моего соседа по парте в подобном сочинении фрицы кого-то пытали "поднося к ногам героической комсомолки горящую и источающую зловоние керосинку" - на всю жизнь запомнил.
(Удалённый комментарий)
ran_khar
11 окт, 2016 14:11 (UTC)
Просто класс. Для меня сочинения/изложения всегда были чистой мукой, а вот был одноклассник,который на спор любое свое творение совершенно логично сводил к атомной бомбе.
alon_68
11 окт, 2016 14:17 (UTC)
Ого! Вот четвёртый уже раз как минимум начинаю я в ЖЖ читать человека с русским ФИО, не живущего ни в Израиле, ни в Бруклине, пишущего на совсем не на еврейские темы, и чувствую интерес к его взглядам и близость подхода.
И через какое-то время выясняется, что таки да.
vothouse
11 окт, 2016 15:33 (UTC)
Спасибо, смеялась долго. До сих пор, практически остановится не могу.
einat_ceisar
11 окт, 2016 15:47 (UTC)
Какая прелесть!

Я ведь тоже с грешком - выдумывала подвиги в школьных сочинениях то для нашей соседки-партизанки-матершинницы Софьи Моисеевны, то для случайного попутчика в поезде дальнего следования... А вот что придумывала - не могу вспомнить. Помню только, что неизменно получала пятёрки.

У моего старшего в Москве была воспитательница в садике Сара Соломоновна. Дети звали её "Саламонна".

А Вам тогда на всякий случай хорошей записи в Книге Жизни!
naigoro
11 окт, 2016 16:06 (UTC)
Принимаю ту игру, которую сам придумал - якобы она есть в большинстве Ваших постов - и соответственно, делаю вид, что вопросы задаю с настоящим вопросительным знаком. Вот так и сейчас - спецвопрос: как же это Вам, при отсутствии понимания, "что им от меня нужно", таки удавалось просчитать, что "никому из учителей не придет в голову заняться специальными историческими изысканиями". Вот мне не удавалось ни то, ни другое, на фоне точно такого же непонимания, как это имена может быть сложно проговорить в рамках артикуляционной базы родного языка..

Edited at 2016-10-11 16:06 (UTC)
dmitriy_ukhov
11 окт, 2016 16:32 (UTC)
Простите, что отвечаю на не мне заданный вопрос, но вроде в тексте ответ был. Между "отсутствием понимания, "что им от меня нужно" и "никому из учителей не придет в голову заняться специальными историческими изысканиями" было еще "Однако, по-моему, уже классу к пятому разобрался и выстроил схему".
(без темы) - naigoro - 11 окт, 2016 22:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 11 окт, 2016 19:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naigoro - 11 окт, 2016 22:09 (UTC) - Развернуть
dmitriy_ukhov
11 окт, 2016 16:27 (UTC)
Ну всё, сижу теперь с красными глазами, нос утираю платком. А все, кто сомневается в героизме Гульнары Каценеленбоген, мрази конченные.
tatasha_51
11 окт, 2016 20:27 (UTC)
Что же овчарка-сука девочку не остановила? Должна была броситься наперерез. Или наперекор.
dmitry_sofronov
11 окт, 2016 20:36 (UTC)
Гениально! Гульнара Каценеленбоген... Истерический хохот!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 46 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel