?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Агенты-реагенты

Уже как-то замечал, что, подобно большинству, чаще всего употребляю выражение «не понимаю» в чисто риторическом смысле, а отнюдь не тогда, когда в самом деле не понимаю. Но тут редчайший случай абсолютного и искреннего непонимания.

Уже с год назад в интернете появилась книга некого мутноватого, живущего нынче в Штатах комитетчика-цэрэушника Михаила Крыжановского и его отечественного соавтора Федора Раззакова «Высоцкий – суперагент КГБ».

Не буду пересказывать содержание произведения, его до сих пор нетрудно найти в сети, но, честно говоря, не советую. Ничего особо интересного, подобного на информационных просторах немеряно, смысла тратить время не вижу.

Но сам по себе сюжет не хуже многих других и в отношении Владимира Семеновича достаточно комплиментарен. Он там становится в один ряд с Зорге, Кузнецовым, Абелем и прочими такого рода личностями. Участвует в борьбе с международным наркотрафиком и марсельской мафией, геройствует вовсю и в конце концов становится жертвой этого самого мирового зла.

Клюква, конечно, малиновая, но вполне рядовая, на неё тогда никто и внимания особого не обратил.

Однако сын поэта, Никита Высоцкий, подал в суд на авторов «о защите чести и достоинства». Ну, тут тоже его осуждать не берусь, это дела семейные, в конце концов имеет право, не мне ему указывать. А вот дальше происходит странноватое.

Наш самый справедливый в мире Хорошевский суд Москвы иск поддерживает и сначала приказывает удалить интервью Крыжановского на эту тему с сайта «Экспресс газеты», а потом и постановляет изъять и уничтожить уже отпечатанный тираж книги издательством «Алгоритм».

То есть, ещё раз. Даже сама идея о том, что Владимир Высоцкий мог работать на КГБ, официально признана судом порочащей честь и достоинство человека.

Правда, здесь я обязан уточнит один нюанс. Особый упор Никита Владимирович делал на моменте, будто память его отца оскорбляет утверждение, вернее, предположение, но тут уж совсем не станем мелочиться, что его отец «сдал» своих сотоварищей по «Метрополю». А потом, когда после выхода альманаха, остальные огребли неприятности, прекрасно себя чувствовал и никаким гонениям не подвергался.

Да, конечно, можно спорить, можно оскорбляться, можно даже попытаться пойти морду за папу набить. Но только сложно понять, что и кого в той ситуации было «сдавать». Никто из авторов своего участия в «Метрополе» не скрывал, а лишь гордился и гордится до сих пор, если жив. Это в подавляющем большинстве имена прочно и достойно вошедшие в нашу культуру. И какую отрицательную роль во всем этом мог сыграть Владимир Высоцкий, будь он самый последний негодяй? Альманах не был секретной подпольной организацией, там некого выдавать, полный бред.

Ну, да ладно, это так, к слову, я сейчас совсем не о том. Конкретным поводом для моего публичного удивления послужило то, что вчера на одном из федеральных телеканалов я наткнулся на большую и подробную передачу, посвященному этой истории. Весь пафос которой был в разоблачении злостной клеветы в отношении нашего великого русского актёра и поэта и в подтверждении справедливости решения суда – да, честь и достоинство Владимира Высоцкого следовало защитить, что и сделано.

И вот этого я уже действительно не понимаю без всякой риторики, а самым примитивным образом. Сегодня, в нашей стране выносится судебное решение, что сама идея о работе даже не «в», а даже всего лишь «на» КГБ порочит честь и достоинство. Потом об этом чрезвычайно убедительно рассказывается всей стране.

Кто-то из нас точно сошел с ума.

Comments

( 29 комментариев — Оставить комментарий )
myslenkov
17 окт, 2016 10:37 (UTC)
Высоцкий - герой мифа. Это все объясняет.
Думаю, всё проще.
Высоцкий - миф. Его образ давно мифологизирован, и он превратился в персонажа собственного, персонального мифа.
Так вот, этому образу никак не соответствует работа на КГБ. Противоречит сути мифа о народном герое и любимце. Народный герой не может быть во власти и на нее работать. Он от нее независим.
Поэтому власть - своими инструментами, телепропагандой, сыном, судом - защищает миф.
Думаю, что книгу эту они восприняли как оскорбление чувств верующих. Верующих в Высоцкого. Такая реакция - ханжество, типичное для РФ, властей и их сторонников.
(Удалённый комментарий)
auvasilev
17 окт, 2016 10:45 (UTC)
Спасибо большое и простите, пожалуйста. С утра не заметил хулиганство компьютера, каюсь.
elotar
17 окт, 2016 11:03 (UTC)
Занесли денег (ну или попросил кто "большой") вот суд и решение принял. Разрыв логических связей он же не выборочно работает.
moby_54_msk
17 окт, 2016 12:15 (UTC)
Опечатка?
...морду морду за папу...
auvasilev
17 окт, 2016 12:18 (UTC)
Re: Опечатка?
Да, спасибо.
moby_54_msk
17 окт, 2016 12:40 (UTC)
А вот это не порочит?
Из аннотации (2016 год):
"Автор этой книги — врач-психиатр. Несколько десятилетий своей жизни Зинаида Агеева отдала работе в психиатрической больнице, куда волею судьбы однажды привезли Владимира Высоцкого. Впоследствии певец и актер еще не раз оказывался за гранью безумия."

auvasilev
17 окт, 2016 12:46 (UTC)
Не, ну, это вообще запредел и совсем из другой области. В любой нормальной стране могли и посадить врача за подобные выкрутасы, но если бы и отвертелся, то уж лишение медицинской лицензии за нарушение врачебной тайны и гигантский финансовый иск тут совсем без разговоров.
moby_54_msk
17 окт, 2016 13:11 (UTC)
А возможно, этот суд решил, что порочащим является не то, что В.В. был агентом, а то, что в "книге" это преподносится, как нечто нехорошее и стыдное, а не героическое и патриотическое. В дальнейшем правильные (или эти же) авторы исправят эту ошибку и напишут о ведущей роли В.В. в разоблачении Юрия Любимова, Вишневской, Ростроповича, а заодно и Галича, Буковского, Аксёнова (далее по списку)... Мифотворчество так мифотворчество. Чо стесняться-то?

Edited at 2016-10-17 13:12 (UTC)
auvasilev
17 окт, 2016 13:20 (UTC)
Так в том-то и дело, что там как раз это и преподносится как самое, что ни на есть, героическое и благородное. Именно потому я и не понял юмора.
hlebsei
17 окт, 2016 13:35 (UTC)
Ну, Никита молодца
Водит за нос зрителя
Рубит контру за отца
Явно для прикрытия
А Семёныча не трожь
К чёрту все сомнения
У него агенты сплошь
В каждом поколении
Был бы он теперь в строю
Не лабал в трактире
Пел бы арии вождю
Под оркестр в сор...в Пальмире!
io1059
17 окт, 2016 13:58 (UTC)
Может началось!!!!!!
verapel
17 окт, 2016 15:14 (UTC)
В данный период российской истории официальные оценки личностей и событий не успевают за ньюансами политики. Это видно и по хаотической и непоследовательной интерпретации истории в целом.

Это обстоятельство, помноженное на хитросплетения юриспруденции и глупость и трусость судей, может дать любой абсурдный результат.

Что же касается самого Высоцкого, то еще в 60-е, 70-е годы один мною уважаемый, чистейшей души человек тоже искренне не понимал, как при репрессивной системе страны, при отсутствии студийных записей певца левые записи его песен с хорошим звуком звучат везде и продаются в открытую на курортах. В те времена ведь переписывали с магнитофона на магнитофон с неизбежным ухудшением звука. Это, как 10-я копия на печатной машинке становится трудно читаемой.

Ну, а патронаж его наркомании с обеспечением личными дежурными докторами с наркотиками, смерть от передозировки, за которую никто не был наказан? - Это не утверждение, а тоже вопрос.
alexeymeeres
19 окт, 2016 08:37 (UTC)
Давайте вспомним, что не было ни одного ученого, писателя, журналиста... Просто никого, кто так свободно разъезжал по миру. А уж жена-иммигрантка, вполне себе нехорошего происхождения как прикрытие - это просто смешно. Тогда ломали и не таких. И главное - он был последним, кто видел живым Галича. Встреча с Галичем в Париже, с этим злом большевизма - что-то запредельное. За такое закрыли бы любому выезд. А песни хорошие, я помню и про баню, про волков, про лошадей.... Крутой протест. Правда военная тематика сегодня была в самый раз, в тренде. Этакие песни про героизм советского человека без педалирования большевизма. И это при живых фронтовиках, отце, участнике войны. Он был чем-то вроде нынешнего Мединского по взглядам на войну.
verapel
19 окт, 2016 14:14 (UTC)
Я не большой знаток и не любитель творчества Высоцкого - как песенного, так и театрального. У него иногда очень удачные эффектные поэтические образы соседствуют с дефектами смысла.
Например, та же упомянутая Вами "Баня". Ни от кого не удалось получить объяснения, как связаны слова "Затопи ты мне баньку по-белому" и "Я от белого света отвык". Какое отношение, извините за тупость, имеет способ отапливания бани к белому свету? И почему он в результате такого более безопасного способа топки бани обязательно угорит?
И вообще, по моему вкусу, в его творчестве слишком много соплей.

Что же касается его частых отъездов за границу, то, мне кажется, что супругам тогда это уже разрешалось довольно широко. Тем более, что Влади не была уж совсем чужой.
alexeymeeres
19 окт, 2016 16:24 (UTC)
Да не надо было врага Влади. То же мне птица высоког полета. Мне кажется её роль как раз и была в том, чтобы легализовать его как агента. Надо представить себе алкоголика и наркомана, не члена партии, второстепенного актера и полупевца, исполняющего свои "куплеты" (по мнению большинства членов политбюро) постоянно шастающего по заграницам в одиночку, без куратора. Такого не может быть. потому что не может быть никогда. А проблема в том, что люди неосознанно связывают автора и его произведения как единое целое. "Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье. Как гений чистой красоты.... и тут же в письме к другу - " вчера с божье помощью выебал Анну Керн (это самое явленье)". Тем более, что еще раз напомню - военная тематика Высоцкого выдает в нем большевика идейного, заскорузлого... Ну там чуток про вохра не в счет.



Edited at 2016-10-19 16:25 (UTC)
verapel
19 окт, 2016 19:58 (UTC)
Да, публика, как правило, не делает различия между лирическим героем и автором. Но стихи от этого не становятся ни хуже, ни лучше.
Наше восприятие Высоцкого-актера и поэта-песенника совпадает. Помнится, всегда хотелось во время спектакля спрятаться под сиденье, когда он начинал орать, не модулируя голоса. Было как-то за него неловко. Мне кажется, что он не красил театр.

Был ли он, как Вы пишете, "агентом" за границей, не знаю. Сейчас выясняется, что так много было даже уважаемых людей, подписавшихся на сотрудничество с КГБ, что ничему уже невозможно удивляться.

Владимир Ашкенази, давая интервью на ВВС, признался, что поставил свою подпись под таким договором. Но заметил, что судить надо не по подписи, а по тем донесениям, которые писались и тем людям, которых "сдавали". Он говорил, что его совесть чиста.
alexeymeeres
19 окт, 2016 20:16 (UTC)
Проблема еще и в том, что нет и одного, кто бы гордился этой работой. Даже самые идейные знали что подличали. Если бы они разоблачали врагов, про них можно было придумывать мифы, как про Штирлица. Увы, нет ни одного, кто бы сознался полностью. Как вербовали, что обещали, чем помогали, что и о ком писал. Я знаю несколько историй с чужих слов...повезло тем, кого не пытались вербовать, ведь отказаться нужно было иметь мужество. Они ведь не знали, что отказ ничем особым не грозил.
verapel
19 окт, 2016 20:37 (UTC)
Да, это интересная часть жизни в России. Есть энтузиасты, которые собирают имена по доступным документам и косвенным признакам. Количество сотрудничавших скорее всего огромно. Были даже семьи, особо любимые органами, где вербовали поколения за поколениями.
alexeymeeres
19 окт, 2016 20:49 (UTC)
Вербовали буквально везде. Попал я по распределению после института на завод "Артема" в Киеве. Завод оборонный, делал много разного, главное - ракеты "воздух-воздух". Рядом со мной работал инженером Казимир Вишневский. Вот как-то сидим мы в цеху, обедаем. Кто-то рассказал анекдот, кто-то сказал, что донесут. Зашла речь о стукачах и тут Казимир выдает свою историю. Громко, для всех рассказал, как его вербовали, подробно и внятно. Он такой был человек - ничего и никого не боялся.
Не охота сейчас мучить клаву, но вкратце сначала вызвали для разговора в коридор, показал куда. Предложили прийти по адресу (назвал адрес, это КГБ по Киеву). Как он пришел в огромный кабинет, за столом генерал и как начал ему генерал чего-то рассказывать про врагов и как "у меня в душе гордость, мне доверяют такую тайну" и дает фамилию и говорит, что надо послушать, что он говорит на перекурах, в нерабочее время. И я, такой важный, прихожу на работу выполнять задание партии. Мой клиент в туалет - я в туалет, он на перекур - я на перекур... И тут меня на второй день пробивает - что я делаю? Да ну их на .... Перестаю ходить, слушать, но через положенное время прихожу на положенное место, на улице на встречу. Меня опять в этот дом, к тому же генералу, в тот же кабинет... Он меня спрашивает - ну что ты за это время узнал полезного для нас? Да ничего не было.... Как ничего не было, а вот такого числа он говорил то-то, такого-то то-то и ты там был... Ты что, с нами шутить вздумал? и матом. Ну тут меня вообще заклинило, говорит он. Я понял, что это гниды и что нам не по пути.... Дальше еще одна встреча, опять ничего и всё... Через какое-то время пришли вот сюда, говорит Казик, на этом самом месте попросили расписку. что я буду хранить молчание. Я вот его и храню, теперь вместе с вами...
verapel
20 окт, 2016 00:02 (UTC)
Спасибо за рассказ.
Люди разные, но и времена разные. Поведение и смелость зависят от того и другого. Извините за банальность.
yurakolotov
17 окт, 2016 15:44 (UTC)
Да наоборот же всё.
Тёмная личность, крикун по подворотням, практически диссидент -- и вдруг агент КГБ? Порочат светлый образ величайшей, героической организации, первой линии борьбы с врагами внешними и унутренними.
А уж то, что разрешили проблему с того конца, а не с этого, значит Так Было Надо.
auvasilev
17 окт, 2016 19:21 (UTC)
Вы точно не пьющий столь серьезно, как я? Или просто надо мной всё это время высокомерно посмеивались? Начинаю тоскливо сомневаться...
yurakolotov
17 окт, 2016 19:42 (UTC)
Не, я только симулирую.
Иногда успешно.

Но, чтобы не было тоскливых сомнений, 100 (крепкого) меня не берёт, 200 уже да, а больше 250 (что бывает безумно редко) означает "завтра будет плохо".


Edited at 2016-10-17 20:18 (UTC)
Петр Петровский
18 окт, 2016 13:59 (UTC)
Не мое это дело, лезть в чужое, но Н.В. Высоцкий просто феерический глупец или скот. Глупец ,если стал опровергать из каких-то высших побуждений, его папа давно уже легенда, а к легенде писанина желтой газеты не пристанет, скот ,если к себе внимание ,таким образом решил привлечь. Судья же все правильно сделал, удовлетворил и иди нах отсюда, болезный.
alexeymeeres
19 окт, 2016 20:19 (UTC)
Образ Высоцкого, как и образ Путина, кстати, никак не подразумевает наличия сына.
Не за то народ его любит, что он был хороший семьянин и заботливый отец.
(Удалённый комментарий)
alexeymeeres
20 окт, 2016 17:04 (UTC)
Верно отметили. Этакие дети лейтенанта Шмидта...
(Удалённый комментарий)
livejournal
3 ноя, 2016 07:42 (UTC)
Агенты-реагенты
Пользователь rujas_veldze сослался на вашу запись в своей записи «Агенты-реагенты» в контексте: [...] Оригинал взят у в Агенты-реагенты [...]
( 29 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel