?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(Начало здесь).

Правда, надо признать, что идея это несколько такая, вялотекущая и довольно старая, а пока Лейф не очень видит реальные пути для её осуществления, да и, опираясь исключительно на ресурсы родной Гренландии, трудно замутить что-то основательное и долгосрочное, а к пустым, быстрым и рискованным авантюрам у Эриксона нет особой тяги.

Ему уже за тридцать, по тем временам далеко не мальчик, давно женат, растит сына, сам ведет приличное хозяйство, ожидает, хоть и придется делиться, но в любом случае весьма неплохого наследства – короче, далеко не подвержен каким-то резким непродуманным ребяческим порывам и не имеет никакой насущной необходимости или непреодолимой тяги искать лишние приключения на свою крепкую задницу умелого гребца.

Однако жива, скудно, муторно и неопределенно, как у каждого мужика на четвертом десятке, но жива ещё мечта, вернее, смутное воспоминание ощущения блаженства от той мечты молодости, а в родимой по предкам Норвегии, говорили, новый и не совсем обычный правитель…

Но и Олаф тоже знает о виденных лет десять назад Бьярни землях к западу от Гренландии. Из этого никогда особого секрета не делалось, а «саговое радио» в тех местах работает прекрасно.

И конунг не хуже знает и не менее прекрасно понимает, что для решения поставленной им (или перед ним, но это уже вопрос более высокого порядка, чем тот, который мы пока здесь рассматриваем) задачи трудно не то что найти, но и представить себе кого-либо лучшего, чем возмужавший уже сынок Эрика и продолжатель авантюристически деятельного рода Рыжего, даже если он сам и не столь Рыжий. Тем более, что и базируется вся община этого семейства в самом лучшем с точки зрения этой самой задачи месте.

Потому Олаф не только встречается с Лейфом (причем явно если не исключительно, то в большей степени по собственной инициативе, всё-таки, знаете ли, несмотря на всю хваленую демократичность скандинавов того периода, король есть король, к нему так просто на огонек не заскочишь), но и вдруг, не очень внешне предсказуемо его «крестит».

Это, вообще-то, такое, не слишком естественное событие – где гренландский викинг несколько диковатых даже по норвежским материковым меркам манер и взглядов, а где Нагорная проповедь, типа, не противься злому и подставь другую щёку.

Но тут мне довольно обоснованно могут возразить, что случай как раз более чем стандартный. Почти любой язычник до обращения предельно далек от всего истинно христианского, на то он и язычник, а главное чудо как раз и проявляется в возникновении принципиальной личности из как раз самого непригодного для этой цели материала.

Всё правильно и всё правда. Но ведь мы сейчас с вами пишем и читаем не жития святых, потому оставляем все свидетельства бытия Божьего и проявления Духа Святого в стороне и покое, а пытаемся говорить спокойно и внятно о вещах бытовых и приземленных. С этой же позиции есть две коренным образом различающихся ситуации.

Одно дело, когда иноверец оказывается на территории или в культурно-историческом поле, где доминирует христианство (понятно, что речь может идти о любой религии или идеологии, но у нас тут конкретный случай, потому не станем отвлекаться на подробности и нюансы), и совсем другое – если обстановка совершенно противоположная.

И если в первом случае, действительно, часто действуют какие-то общие закономерности, поведенческие модели и тенденции, то во втором всё чисто индивидуально, и любая сравнительность с прецедентностью здесь не работают.

Необходим какой-то хотя бы элементарный, формальный даже не убедительный, но который, уговорив самого себя, можно воспринять, как убедительный, внешний толчок, способный привести к пусть и профанационной имитации, но трансформации внутренней.

Или определенная потребность, любая, от высшей духовной до примитивной ситуационно-меркантильной, или некий весомый философско-нравственный аргумент непререкаемого авторитета, или ещё что угодно подобное, но само по себе это в вакууме не возникает, то есть, возникает, конечно, но мы же договорились, что чудесами не занимаемся и святцев не сочиняем.

Тут викинг заскочил в Норвегию совсем ненадолго по самым что ни на есть практическим делам, ему в ближайшее время возвращаться домой за тысячу километров. А там о христианстве достаточно давно осведомлены, и не только потому, что в принципе было немало людей, которые «плавали, знаем», но и совершенно конкретно от ирландских монахов, бывших реально первыми поселенцами Исландии, более даже родной и исконной для многих гренландцев, чем сама Норвегия. И при всей этой осведомленности данная религия никого интереса не вызывала и никакой совершенно для тамошних викингов привлекательностью не обладала. Или, как всё-таки упорно утверждают некоторые католические исследователи, обладала, но крайне малой.

А уж о роли и великих способностях самого Олафа как миссионера, проповедника, вероучителя или духовного агитатора и вовсе говорить не приходится (хотя у него на родине и довольно упорно говорят, но я, к сожалению, не норвежский христианин, не способен на такую творческую фантазию). Да и в принципе «по теории» конунг был не слишком силен, на счет практики уже совсем молчу, иначе придется пересказывать не слишком красящие уважаемого человека сплетни и пересуды относительно его пристрастия к манипуляциям с птичьими, особенно вороньими, костями, что даже стало поводом к появлению странноватого для христианского правителя прозвища.

Короче, всё как-то одно к одному, ну, никак не указывало на возможность и естественность произошедшего далее. Причем произошедшего на удивление быстро и основательно. Однако несомненно произошедшего. Олаф крестит Лейфа и отправляет с ним епископа, чтобы крестить всю Гренландию. И тут нужно понимать, что в каждой подобной фразе больше туману, чем во всех северных фиордах вместе в самую плохую погоду.
Какие легитимные основания имел норвежский конунг крестить кого бы то ни было, и какие реальные полномочия мог иметь тот епископ, мы сейчас разбирать не будем…

Ой, только не надо меня здесь впутывать в ваши теологические разборки. Я-то лично считаю, что не только любой христианин может крестить кого угодно, но и каждый человек в праве принять крещение вовсе самостоятельно, лишь бы это было разумным, осознанным актом и совершающий обряд (а вообще-то и без всякого обряда тоже) понимал, какой и с Кем Завет он заключает. Вот, например, даже отнюдь не сам никем не крещенный Иоанн прекрасно понимал, насколько производимое им крещение принципиально отличается от крещения Духом Святым и огнем, совершаемого Идущим за ним Сильнейшим, но это его никак не пугало и не останавливало.

Однако дело не во мне, неверующем, а потому находящемся вне любой религиозной дискуссии, и даже не в Иоанне Крестителе, находящемся над любой дискуссией, а в определенных конфессиональных бюрократических и делопроизводственных порядках.

Да, конечно, я со всем уважением к тысяча пятьдесят четвертому году, но, согласитесь, эта дата всё же достаточно произвольная и основанная на несколько субъективных и личностных обстоятельствах, нелепо говорить, что Раскол произошел именно тогда, тогда он был, может, и впрямь наиболее четко зафиксирован, однако и за полвека до этого не было единства Восточной и западной церквей.

А у норвежского и вообще скандинавского христианства, как не приделывай к нему православные греческие ноги (при этом я отнюдь не отрицаю определенного влияния на северное христианство Восточной церкви в принципе, на котором настаивают некоторые исследователи) они всё равно растут из условного Рима. И споры ученых мужей о легитимности никем как личность и факт не оспариваемого первого епископа Гренландии, знаменитого Эйрика Гнупсона ведутся в любом случае исключительно на основании реальных или нет (это уже другой вопрос), но папских документов. Но это уже, виноват, в любом случае двенадцатый век, а мы говорим о переломе десятого с одиннадцатым, там, несомненно, чуть большая простота нравов, потому не станем сильно придираться.

Крестил, так крестил, епископ, так епископ, ситуация от этого особо не меняется – Лейф вернулся домой, провел при помощи неких приезжих воцерковленных товарищей определенные организационные мероприятия, в результате которых какое-то количество гренландцев само признало объявило себя христианами, а какое-то было признано и объявлено.

Тут могу лишь заметить, как всего лишь некий дополнительный штрих к портрету Эрика Рыжего, что обращению семейства своего, включая даже собственную супругу, он никак не противился, но лично участвовать в массовом празднике духовности отказался категорически, так и помер нехристем. Говорят и даже официально считают, что к тому времени уже единственным на острове. Врут, конечно, Но моего уважения к Рыжему это никак не уменьшает.

Да, ещё один любопытный момент. Лейф сразу после приезда покупает корабль Бьярни. Зачем? Несмотря на все наверняка ещё практически в полном объеме продолжающееся языческие заморочки, которые и не могли столь быстро испариться, у викингов никогда не существовало такой приметы, что корабль запоминает места, в которых когда-то бывал, и помогает вновь до них добраться.

А у рыжей семьи точно имелось своё собственное судно, да, скорее всего, и не одно, не знаю, было ли таковое целиком в полной личной собственности именно Лейфа, однако, по крайней мере, доля наличествовала, он уже далеко не первый год вел самостоятельные торговые операции и считался достаточно обеспеченным человеком. Но покупает корабль Херюльфссона.

И объяснения тому очень простые. Предстоящие дела явно и далеко выходят за рамки чисто семейного предприятия. Имеет место большой госзаказ с серьезным финансированием и конкретными задачами. Потому и отдельный, не покушающийся ни на чьи личные бюджеты корабль, а то, что именно тот самый, так всего лишь дополнительный плюс, поскольку уже проверено, что по своим техническим мореходным качествам он способен на выполнение тех самых задач.

Итак, Олаф сделал не только всё, что смог, но и все, что было и необходимо, и более чем достаточно.

Находит самого походящего, можно сказать даже идеального, для этой цели человека. И подходящего не только своими личными качествами, но и местом жительства. Гренландия в данном случае прекрасная и стационарная перевалочная база, и, типа, «аэродром подскока». Туда ведут два надежных и давно освоенных маршрута через Исландию, один напрямую к Скандинавии, другой, мы сейчас не станем, чтобы отвлекаться, подробнее уточнять, почему это очень важно и удобно, через Фареры к Шотландии и вообще Англии.

Олаф явно и несомненно финансирует предприятие, поскольку об открытии, даже особо по ихним местным меркам и открытием не считавшемся, Бьярни Херюльфссона Лейф отлично знает не меньше десяти лет, и хоть это вызывало у него некоторый интерес, но не приводило ни к каким реальным действиям и даже к намекам на подготовку таких действий, а тут внезапно совершает покупку корабля Бьярни без какой иной необходимости.

Король выбирает наиболее оптимальное время, не момент, а именно время. Впрочем, на эту тему много споров, и мы тоже скажем позднее несколько слов, но, естественно, не виде аргументов для дискуссии, а лишь для, как всегда, для уточнения фактов, однако сейчас только закончим с таковыми на конкретный момент.

Главное, конунг вооружает Эриксона своим самым мощным (во всяком случае, ему так представлялось, кто-то может и не согласиться, но я тоже так считаю) оружием – христианством.

И на пороге того тысячелетия, в котором произошло как бы гораздо больше и якобы самых значимых событий, чем за всю предыдущую историю человечества, с какого самого раннего времени её ни отсчитывай, вот с этим великолепным и непобедимым комплектом из меча, коня и креста (лучшие мечи, лучшие каботажные морские кони Европы и пламенеющий неофитский крест Скандинавии) по воле и во исполнение великих планов Олафа Кракабена Лейф Эриксон с отрядом по-быстрому крещеных головорезов отправляется в плавание. Дан приказ ему на запад. На Запад!

Надо признать, что это был, конечно, гениальный, но одновременно совершенно неизбежный ход Олафа, который прекрасно понимал, что здесь наиболее оптимальный, а, может, и единственный путь и способ одновременно и удержания собственной власти, и, в современных понятиях, как бы суверенитета Норвегии при постоянной датской угрозе, и вообще цивилизационного государственно-культурного прогресса в условиях того места и времени.

И вместе с тем путь абсолютно беспроигрышный. Когда всего через несколько дней норвежские викинги увидели берега настоящей, не теоретико-географической, а самой что ни на есть истинной Америки, именно до конца ещё толком не сформировавшееся королевство Олафа превратилось из достаточно спорных и, не будем лукавить при всем уважении к великим воинам, несколько провинциальных северных европейских земель, в зародыш самой могучей державы Европы, а то и всего мира, причем, и в этом основной смысл, с неисчерпаемыми ресурсами и грандиозными перспективами развития.

Более грандиозного проекта история ещё не знала. Оставались лишь какие-то не принципиальные, чисто практические и тактические мелочи.

(Продолжение следует).

Метки:

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
serg_stg
28 окт, 2016 10:35 (UTC)
я вообщем-то присоединяюсь
к предыдущему отзыву, в плане именно красивого сказа, пересказанного сейчас автором. лит-талант - не отнимешь, не пропьешь, я признаю. Но у меня куда бОльшие пожелания по поводу авторского таланта - написать что-нибудь про этих двух нууу ооочень крупных и переломных деятелей, это просто взахлеб буду читать:

1. Вильгельм (Норманский) Завоеватель - отэцъ Англии, Великобритании, фактически.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_I_%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

2. Карл 1 (Франкский) Великий - отэцъ Евросоюза фактически, если перегнул, то по крайней мере костяка двух стран в будущем - Германии и Франции

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9
elotar
28 окт, 2016 15:47 (UTC)
Re: я вообщем-то присоединяюсь
Вы метку "земля О" не заметили. По ней все тексты не про "историю", а про конкретные текущие события.
serg_stg
29 окт, 2016 05:33 (UTC)
Re: я вообщем-то присоединяюсь
простите, но если с двумя мною упомянутыми господами не связаны никакие интересные "конкретные текущие события", то я -Лучиано Паваротти. Я просто высказал свои сугубо пожелания, не носящие ни малейшего даже рекомендательного характера. Автор волен делать или не делать все, что ему заблагорассудится.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel