?

Log in

Previous Entry | Next Entry

(Начало здесь).

Слушал недавно одного из крупнейших отечественный мирового уровня (без шуток и преувеличений, как вам ни покажется странным, такое бывает, и он не первый и не единственный) специалистов по доколумбовой культуре Мезоамерики Дмитрия Дмитриевича Беляева.

Конечно, почти каждый человек, а уж к ученым это относится особенно, если долго и увлеченно занимается чем-то, то в конце концов, начинает к предмету своего исследования испытывать особо положительные эмоции, да что там, зачастую просто влюбляется. Помните, с каким обожанием Николай Николаевич Дроздов в своем «мире животных» гладил любую, самую жуткую тварь, к которой большинство и прикоснуться не смогло бы без содрогания.

Так вот, при всей своей несомненной объективности, Беляев, признавая, что да, чего уж тут, видимо и вправду индейцы в смысле цивилизационного прогресса несколько отставали от другого полушария, постоянно приводил как бы оправдательные факты и аргументы. И климат там мешал, и рельеф местности, и особенности фауны, и всякие случайности…

Но главное, у них, так сложилось, было слабое взаимодействие и плохое сообщение между разными частями и народами континента, потому, ежели что придумывали в одном месте, а другое в другом, то это нигде не пересекалось и потому не рождалось необходимое и самое полезное третье.

И вообще, они, возможно, переломили бы данную роковую тенденцию и устремились вперед по пути прогресса во всех областях, но тут приплыли европейцы, и на этом все закончилось, а перспективы исчезли.

Ну, к «возможно» и «перспективам» мы ещё вернемся, а пока я хочу поделиться лишь своим ощущением огромного сочувствия к ученому, которое возникло у меня в тот момент, когда на последних фразах Беляева я вдруг увидел в его глазах такую всепоглощающую глубочайшую тоску…

Я не мирового уровня, а вовсе никакой не специалист, тем более, не ученый, обычно особой симпатии ни к кому и ни к чему рассматриваемому не испытываю, но сейчас охватывает меня не меньшая тоска, когда думаю о как будто бы имевшемся тогда окне возможностей не только для «однокоренных американцев» (я недавно услышал это умилившее меня определение от одного, несколько запутавшегося в дебрях современной политкорректности пятиклассника) и европейцев, но и по сути для всей мировой цивилизации.

И здесь, поскольку далее мы вынуждены будем иногда, пусть и очень осторожно, ступать на ещё более тонкий, хоть это, порой, кажется уже нереальным, лед несомненных фактов, чем при разговоре о любых сколь угодно древних подобных из истории Старого Света, я позволю себе некоторые уточнения сугубо частного порядка.

Я не шизофреник, не одержим большинством общественно даже не то, что опасных, но даже немного тревожных маний, и не склонен к особо извращенным вариантам суицида.

Потому не пишу Всемирную Историю, не имея на то ни малейшего желания и сознавая собственную для того профессиональную убогую непригодность. А всего лишь занимаюсь тем, что, в свободное от добывания в поте лица своего хлеба насущного, делал всю сознательную жизнь. Рассказываю собственную сугубо личную историю с самой маленькой буквы.

Да, конечно, в данном случае есть один не совсем стандартный момент. История эта, ключевой эпизод которой произошел во время моего посещения Иерусалима в теплом и ласковом декабре четырнадцатого, имеет непосредственное отношение не, как обычно, только ко мне и моим близким, но и к весьма более широкому кругу самых разных людей. Потому мне приходится объяснять кое-какие сопутствующие нюансы, которые внешне можно принять за попытку изложения неких псевдоисторических в научном смысле идей или гипотез. Но это всего лишь попутное и обидное следствие отсутствия в русском языке явного различия между story и history, которое мне приходится заменять дифференциацией прописных и заглавных.

Да к тому же никаких гипотез с идеями я не поддерживаю, не опровергаю и собственных не высказываю. Исключительно общеизвестные факты и то, о чем знаю точно или как свидетель, или из абсолютно достоверных и непосредственных источников. А когда мне неведомо, какой епископ или кто другой под видом епископа поехал с Лейфом крестить Гренландию, то я так прямо об этом и говорю, не имею задачу здесь показывать ученость, которой нет, или особую проницательность, которая, несомненно имеется, однако направлена и работает в совсем иных областях, более имеющих отношение к материальному благосостоянию моей семьи.

Так что, ещё раз совсем коротко и конкретно для тех, кому всё-таки любопытно следить за нитью повествования, но не хватает внимательности, заинтересованности и терпения вникать во все подробности моих разъяснений. Если какие-то из приводимых мною далее ( впрочем, и ранее тоже, но далее - особенно) фактов покажутся вам недостаточно достоверными, не очень точными, вовсе ложными или хотя бы не соответствующими вашим собственным знаниям и представлениям, не торопить спорить (пусть и непублично, про себя), поскольку таковых в данном тексте просто нет и быть не может, а, пожалуйста, попытайтесь понять, что вы сами элементарно, нет, не перепутали или недопоняли, я не сомневаюсь в высочайшем интеллекте читателей, а всего лишь в силу субъективных причин восприняли не так, как следует из целей, задач и логики моего повествования.

А теперь вновь прошу пожаловать за мной на запад перелома тысячелетий. С викингами приходит в Америку Старый Свет. Ещё сам до конца толком не сформировавшийся, а кое где и начавший формироваться, страшный, кровавый, мерзкий и вонючий под убогими варяжскими доспехами. Но с колесом, металлургией, кораблестроением, крупными домашними животными и прочими подобными приятными и полезными мелочами, среди которых при всем собственном внутреннем протесте я вынужден назвать и христианство из-за невозможности его сосуществования с изуверскими культами и неизбежно сопутствующей принципиально иной письменностью книжной культуры.

По западным материкам пускаются стрелы, пронизывающие и смешивающие кровь, застоявшуюся в автономных, онемевших и потому всё хуже функционирующих, разрозненных органах гигантского болезненно-апатичного организма Америки.

И одновременно в обратную сторону по о модернизированному северному пути в Скандинавию, всегда страдавшую от существования на грани температурной выживаемости, перенаселенности, бедности земель и недостатка полезных природных ресурсов, прежде чем продолжить распространение уже на всю Европу, идут богатства Нового света на всё более совершенствующихся, досрочно превращающихся в шнеккеры и далее по лестнице эволюции кноррах под охраной становящихся совсем грозными драккаров.

А навстречу поток самой креативной части уже упомянутого перенаселения и обреченно в эту воронку втягивающиеся технологии всего старого континента вплоть до Азии. К норвежцам и вообще скандинавам подтягиваются компаньоны, конкуренты и соперники, возникает империя, потом империи…

И, что особенно важно, Викинги того времени, в отличие от европейцев шестнадцатого и нескольких последующих веков, несмотря на свою крайнюю варварскую жестокость, уникально как-то умудрялись и не ассимилироваться, и не уничтожить или полностью превратить в себя покоряемые народы (естественно, кто из них оставался в живых, но, почему-то, многие оставались), а неким странным образом создать внешне несколько дурковатый, почти противоестественный, однако удивительно эффективный и жизнеспособный симбиоз с огромными потенциальными возможностями самого разнообразного развития. Да, неплохая, довольно увлекательная и во всех смыслах неплохая могла бы получиться история…

А получилось как-то так скудно и малоинтересно, что, собственно, даже и рассказывать больше практически не о чем. Разве что, для приличия, всего несколько строк.

Вот мне недавно в комментарии один весьма неглупый и сведущий американский товарищ написал, что «здесь в Америке, как бы в порядке вещей то, что условные викинги (скорее по местным понятиям шведо-норвеги, чем чистые норвеги) добрались до нынешнего Ньюфаундленда в конце 10 века-начале (но не позже середины) 11 веков. Назвали они эти места Винной землей, так там рос виноград (он и сейчас там растет, единственный не европейский вид). Вопрос долгое время был - оставили ли они ПОСТОЯННЫЕ места проживания или только летние "ремонтные" лагеря-базы. И второй вопрос - насколько глубоко от побережья они добрались. В 2016 году появилось сообщение, что археологи «почти доказали» наличие постоянных укреплённых поселений викингов на расстоянии около 500 км вглубь по реке Св. Лаврентия. Во всяком случае, одно такое поселение обнаружено группой французских археологов».

Всё совершенно верно. И не только в том смысле, что таково господствующее в Америке общепринятое мнение, и не только в том, это мнение и в других местах никто особо не оспаривает, но и в том, что оно весьма близко к истине, как бывает крайне нечасто с господствующим и общепринятым. И всё-таки требуется кое-какие моменты немного уточнить.

И прежде всего, и особенно уточнить следует, что вопрос о том, были ли викинги тогда в Америке, не в теоретической, это мы уже обсуждали, а в самой что ни на есть реальной и натуральной, вообще не стоит. Там практически, чисто на местности, ситуация точно такая же как с Исландией.

И так же я там не подпрыгивал и не залезал на что-то высокое на гренландском берегу, а также не ставил экспериментов на воде, но по свидетельствам многих очевидцев, заслуживающих даже большего доверия, чем те, упомянутые, исландские, действительно, если плывешь вдоль юго-западного побережья Гренландии, то на определенном, но не слишком большом, расстоянии от берега нередко можно увидеть очертания горного хребта Баффиновой земли, вершины которого достигают высоты более двух тысяч метров.

Но видно-невидно, это всё лирика, в любом случае в самом узком месте, как раз напротив норвежских поселений, пролив Дейвиса имеет ширину примерно ту же самую, что и Датский между Исландией и Гренландией, сотни три километров, а викинги из Восточного и Западного и по торговым дальним делам, и просто на рыбалку постоянно выходили здесь в море, и нет никаких шансов, что кроме Бъярни, по ошибке приблизившегося к Америке возможно, и даже вероятнее всего, где-то южнее, никто на противоположной стороне пролива даже кромкой на горизонте ничего не замечал.

А не плыли туда сразу тоже по простейшей и очевиднейшей причине. Они ещё толком и в Гренландии не обустроились, прошел всего десяток, ну, максимум полтора, лет с момента начала хоть относительно массового переселения, не было никаких причин, смысла, целей, задач, особых материальных возможностей куда-то ещё переться, ничего не было.

Но когда появилось хоть что-то из перечисленного, да плюс государственная политическая воля, тут Лейф Эриксон и двинулся на запад. Именно по возможности строго на запад, а не куда-нибудь наискосок, поскольку и здесь нет особых вариантов.

Давно уже общим местом стало прославлять великие мореходные качества скандинавских кораблей, но всё же не стоит давать особую волю фантазиям и эмоциям, это были суда преимущественно каботажные и не надо их сравнивать с более поздними, типа испанских каравелл, не увлекайтесь, там принципиально иные возможности.

Если посмотреть любую карту походов викингов, то том в основном вдоль берега или по рекам, с редчайшими вынужденными выходами в открытое море, в этом отношении маршрут между Исландией и Норвегией можно считать самым экстремальным.

Да и, в связи с особенностями своих навыков и навигационных праприборов, на этой самой открытой воде викинги гораздо лучше плавали по параллелям, чем по меридианам, а вот когда уже упирались в берег, то широта с долготой переставали иметь первостепенное значение. Так что, тут и говорить нечего – три-четыре дня по прямой до Баффиновой земли, а там посмотрим.

Хотя и там особо смотреть нечего, подобного они за жизнь и в родных местах нагляделись, некая мрачноватая красота в этих суровых землях, конечно, имелась, но с описанными Херюльфссоном зелеными холмами, поросшими лесом, маловато общего, так что, понятно, поплыли, ориентируясь на видимые по правую руку берега, уже южнее. А там Лабрадор, Ньюфаундленд, штат Мэн, где у одного из викинга оборвалась веревочка и, сорвавшись, затерялось пенни, норвежская монетка, которую, просверлив в ней дырочку, носил старый морской волк в виде амулета…

Ой, виноват, это я уже совсем заврался. Впрочем, ради справедливости, следует заметить, заврался не слишком выделяясь из общего поля подобных прелестных сюжетов.

(Продолжение следует).

Метки:

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
Алексей Орлов
31 окт, 2016 12:33 (UTC)
Я бы в этой самой Мезоамерике жить не хотел. В некоторых отношениях Отец Наш св. Иосиф был образцом гуманизма, по сравнению. Вот что испанцы _памятники_ тех культур собрали и уничтожили, решительно осуждаю. А остальному туда и дорога, имхо.
auvasilev
31 окт, 2016 13:04 (UTC)
Хотя Вы в некоторой степени и предвосхищаете кое-какие смыслы моих будущих текстов, мне все же хотелось бы уже сейчас зафиксировать полное с Вами согласие.
alexeymeeres
31 окт, 2016 20:13 (UTC)
Жители американского континента не знали колеса. Уж викинги могли бы в первую очередь с ними поделиться такой мелочью.
igormy
1 ноя, 2016 06:43 (UTC)
Как я понимаю, колеса им были известны. Во всяком случае, ацтекам; там найдены "игрушки" с колесами, но по какой-то неправильной извилине в голове они не догадались начать их применять на практике во "взрослой" жизни. Хотя, надеюсь, А. Ю. уточнит историю этой странности.

А вообще, если забыть предупреждение автора о ненужности дискуссии по мелочам, цивилизованной связи огромной массы (говорят о 20 миллионах) индейцев Юга и каким-то несчастным миллионом (в лучшем случае) Севера, по-моему (!) не было. У меня на полке стоят обе книги Чарльза Манна, но читаны они слишком давно. Забыл детали.
auvasilev
1 ноя, 2016 11:36 (UTC)
Там не только Северная и Южная часть не общались, но и внутри континентов (Север тоже был неоднороден) были большие проблемы. Собственно, с этого я и начал этот отрывок, упомянув как одну из причин тоски Дмитрия Беляева: «Но главное, у них, так сложилось, было слабое взаимодействие и плохое сообщение между разными частями и народами континента, потому, ежели что придумывали в одном месте, а другое в другом, то это нигде не пересекалось и потому не рождалось необходимое и самое полезное третье».
А про колесо и эти упомянутые «игрушки» я уже как-то писал отдельно подробнее, но вот так с ходу сейчас найти не смог. Однако в любом случае об этом разговор ещё зайдет, но, думаю, значительно позднее.
Да, а Манна я очень люблю и уважаю (к сожалению, хороших переводов его книг на русский я не нашел, а на английском не уверен, что, что смог получить полное удовольствие, но всё равно великолепно), однако всё-таки не рисковал бы воспринимать его тексты как серьезные научные исследования, их прелесть, на мой вкус, несколько в другом.
igormy
2 ноя, 2016 01:23 (UTC)
однако всё-таки не рисковал бы воспринимать его тексты
Я это знаю, но предпочитаю читать и по возможности набираться даже не ума, а "информации для размышления", именно из с удовольствием читаемых книг в меру научных. Ну, а если книга написана хорошо, но там полная туфта, то это тоже сразу видно. Читать не стоит.
Помните, как у Манна рассказывается, как уже при нашей жизни отодвигалось, отодвигалось и отодвигалось время появления "индейцев" на американских континентах? В истории это обычная закономерность. Относится не только к хронологии событий, но и представлениям о героях. Величайший гений среди отцов-основателей Американской республики был практически забыт до конца 19 столетия, стал более-менее опять известным в начале 20-го, и занял свое достойное место только в 21-м. Речь, конечно, об Александре Гамильтоне. И это на фоне всеобщей грамотности, десяткам газет в его время и тысячам(!) его статей.
auvasilev
2 ноя, 2016 09:56 (UTC)
Re: однако всё-таки не рисковал бы воспринимать его текс
Ну, это Вы вообще сейчас подняли отдельную необъятную тему. В связи с которой я бы, кстати вспомнил ещё и любопытнейшую и судьбу, и судьбу памяти о нем, Аарона Бэрра (извините за такое написание, оно мне более привычно). Однако обо всем не поговоришь достаточно подробно, и так уже чувствую, что слишком увязаю в многоплановости, потому пытаюсь сконцентрироваться.
igormy
1 ноя, 2016 06:33 (UTC)
"я вынужден назвать и христианства"
Я вынужден сказать, что множественное число здесь я не понял.
warlen
2 ноя, 2016 06:44 (UTC)
> по свидетельствам многих очевидцев, заслуживающих даже большего доверия, чем те,
> упомянутые, исландские, действительно, если плывешь вдоль юго-западного побережья Гренландии,
> то на определенном, но не слишком большом, расстоянии от берега нередко можно увидеть очертания
> горного хребта Баффиновой земли, вершины которого достигают высоты более двух тысяч метров

Расстояние, с которого виден высокий объект, можно вычислить следующим образом: умножаем высоту объекта на радиус Земли, а потом извлекаем квадратный корень. Если высота объекта сравнима с ростом человека или высотой места, с которого он смотрит, нужно такую же операцию проделать с этой высотой, а потом сложить. Формула немного приближенная, но погрешность незначительна.

Радиус Земли 6366 километров. Его легко узнать, потому что французы, которые придумали единицу измерения метр, выбрали его именно с таким расчетом, чтобы расстояние от полюса до экватора было ровно 10000 км. Получаем расстояние видимости 113 км. А ширина пролива в самом узком месте около 200. Да к тому же горы не на самом берегу стоят.

Но это мог быть мираж, то есть из-за неравномерной плотности воздуха световые лучи искривлялись и берег казался ближе, чем на самом деле. Так бывает, сам такой мираж над водой видел.
auvasilev
2 ноя, 2016 10:32 (UTC)
Вот же Вы меня поначалу запутали. Процитировали мои фразы, как делают обычно читатели, когда хотят указать орфографические ошибки или описки, и я полчаса мучительно перечитывал и искал огрехи. Только потом увидел Ваше продолжение.

И на сей раз уже искренне порадовался неиссякаемости и постоянству человеческой любознательности. Поскольку именно такими подсчетами мы с ребятами занимались ещё в школе, но не на данном примере, а на предыдущем, мною здесь описанном, то есть, мог ли Эрик Рыжий с какой-то точки Исландии увидеть Гренландию. Думал, сейчас уже этим никто заниматься не станет, но рад, что ошибся.

А если серьезно (ну, естественно, и сейчас не до конца серьезно, поскольку пишу я всё-таки не пособие по пифагоровой геометрии), то ширина пролива с Баффиновой Землей несколько больше, она и самом узком месте ближе к 200 милям, а не километрам, но и двухкилометровую вершину тоже можно увидеть с немного большего расстояния, километров со ста семидесяти, однако это все большого принципиального значения не имеет, учитывая и тот фактор, частный случай которого Вы упомянули, то есть различные оптические капризы, особенно на море, и, главное, нам неизвестно, на какое расстояние от гренландского берега заплывали викинги. То есть, прикидывать постоянные промысловые и торговые маршруты ещё можно, но там такая погода, что разброс случайностей и вероятностей слишком велик.

В любом случае, по их понятиям Америка была более чем недалеко.
warlen
2 ноя, 2016 11:15 (UTC)
Такая уж у меня привычка - люблю начинать комментарии с цитирования того, что комментирую. По-моему, это должно уменьшать количество недоразумений. Но, как оказалось, иногда увеличивает.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel