?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В рассказе о том, что хоть Сталин и имел свои недостатки, но Хрущев был ещё хуже, глаз случайно зацепился за такую фразу:

«Светлые и просторные сталинки с высокими потолками еще долго прослужат людям, а хрущевские клетушки идут как аварийное жилье и подлежат сносу».

Относительно светлых и просторных «сталинок» ничего сказать не могу. Как-то даже раньше особо не задумывался на эту тему, но вот теперь стал вспоминать, что при советской власти я ни разу не был ни в одном сталинском доме, мое знакомство с ними началось только в начале девяностых, когда организовал одну из первых в городе риэлтерских фирм.

Не буду делать из этого далеко идущих выводов, вполне возможно, что элементарное совпадение, но вероятно и наоборот, как раз несовпадение каких-то социальных кругов и слоев. Но не в этом суть. Все мои знакомые по Колыме и Чукотке жили или в избах, или в бараках. А городские, в основном московские, в комнатах гигантских коммуналок роскошных бывших доходных домов постройки начала двадцатого века. Об одной такой квартире старшего поколения моей семьи у уже довольно подробно рассказывал.

И вот году, наверное, в шестьдесят восьмом, ту воронью слободку расселили, и моя бабка с прабабкой, теткой и её сыном получили «двушку» в той самой «хрущевке». Совершенно стандартной, действительно из двух «клетушек», но, надо признать, совсем не в стандартном месте, даже не в каких-то Черемушках, считавшихся тогда жуткой окраиной, а в родном районе, в Хохловском переулке. О лучшем просто нельзя было мечтать.

А мы как раз оказались тогда в Москве и снимали комнату где-то в конце Ленинского. И я помню, как первый раз в жизни поехал по специальному приглашению, задолго договорившись, к бабке в новую квартиру принимать ванну. Да, похоже, действительно класс восьмой-девятый. Ещё раз повторю, первый раз в жизни я лег тогда в ванну. До того даже не подозревал, что возможно подобное блаженство.

Более для подавляющего числа людей моего поколения уточнять ничего не нужно.

А теперь те, кто жил в «светлых и просторных сталинках», или их потомки, или наслушавшиеся и начитавшиеся воспоминаний тех живших с потомками, презрительно сплевывают в сторону «хрущевок». Настоящие патриоты с полной, совершенной национальной и культурной идентичностью.

Метки:

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
shultz_flory
14 ноя, 2016 11:32 (UTC)
Но больше всего
мне
понравилось -
это:
это
белее лунного света,
удобней,
чем земля обетованная,
это -
да что говорить об этом,
это -
ванная.
Вода в кране -
холодная крайне.
Кран
другой
не тронешь рукой.
Можешь
холодной
мыть хохол,
горячей -
пот пор.
На кране
одном
написано:
"Хол.",
на кране другом -
"Гор.".
Придешь усталый,
вешаться хочется.
Ни щи не радуют,
ни чая клокотанье.
А чайкой поплещешься -
и мертвый расхохочется
от этого
плещущего щекотания.
Как будто
пришел
к социализму в гости,
от удовольствия -
захватывает дых.
Брюки на крюк,
блузу на гвоздик,
мыло в руку
и...
бултых!
avla
14 ноя, 2016 11:58 (UTC)
Потрясающе.

К слову, Дмитрий Хмельницкий dmitrij_sergeev часто пишет интересные вещи по истории строительства и архитектуры в СССР,
так вот он утверждает что при Сталине даже вопрос так не стоял "решить проблему нехватки жилья". Всё городское строительство в те времена проводилось только для господ, для номенклатуры и приближённых. А строительство "для людей" собственно и началось с "хрущёвок".
Как-то так, надеюсь я не сильно переврал.
alon_68
14 ноя, 2016 12:21 (UTC)
Разумеется. Изолированная квартира для простого человека так же рассматривалась немыслимой роскошью, как позже - личный автомобиль. Но учтите, что специалисты тоже были "приближёнными", так что инженер, врач, научный работник с какого-то уровня тоже могли её получить.
auvasilev
14 ноя, 2016 12:49 (UTC)
Да, это совершенно верно. Но относится только к старым городам. А в новых, типа Магнитогорска, решалась не "проблема нехватки жилья", а просто требовалось хоть как-то разместить рабочую ситу, но это и делалось в основном, в самом лучшем случае, всё тем же барачно-казарменным методом.
dmitrij_sergeev
19 ноя, 2016 16:48 (UTC)
Да, трущобы - бараки и землянки - тогда по всему СССР были единственной формой нового массового жилья. Плюс уплотнение коммуналок старого фонда. но его было мало и не всюду.
avla
14 ноя, 2016 12:02 (UTC)
У меня в Мельбурне (где я живу) есть один русский знакомый, старик, ему 92,
он из семьи белоэмигрантов,
он тут живёт с начала 50-х и жил тут когда была Олимпиада в 1956 году.

Он рассказывал что тогда довольно много разных советских русских прибыло в Мельбурн и ему удалось с ними пообщаться.
Говорит, русские в те времена возмущённо обвиняли его во вранье:
"Все эти дома у вас и автомобили - они не ваши,
это специально вам выдали чтоб вы нас, приезжих советских людей, морочили,
а когда мы уедем, эти домики у вас отберут обратно".

Edited at 2016-11-15 13:09 (UTC)
serg_stg
14 ноя, 2016 12:26 (UTC)
я все-таки почитал
комменты, темы, подумал, что погорячился сей ответственнейший судьбоноснейший вопрос "Национальная и культурная идентичность (а также аутеинтичность)" переложить на хрупкие, все-таки, плечи Юлии Леонидовны. Тут нужны настоящие богатыри. Предлагаю передать задание, мало того что былинным, но вполне ноне здравствующим богатырям Прохану и Дуге, они однозначно, еще и не с такими монстрами сражаются успешно. Ну еще и Старику. Он, конечно, выглядит молодо, зелено и както интеллегентненько на фоне двух Титанов. Но трио ведь и приемственность опыта от таких дедов - должна быть. Ну как Алеша Попович будет, а что.
hlebsei
14 ноя, 2016 12:47 (UTC)
За всю мучительную историю ссср только два человека-вождя Хрущёв и Горбачёв старались построить хоть какой-нибудь социализм для населения, в остальных случаях, особенно при Джугашвили, наоборот...население, проявляя трудовой и бытовой героизм и, вообще, чудеса выживания, пыталось построить социализм для вождя.
anna_bpguide
14 ноя, 2016 21:14 (UTC)
)))
хотя я не очень понимаю, что означает здесь слово "социализм"
hlebsei
14 ноя, 2016 21:20 (UTC)
И здесь и тогда социализмом мы, советские коммунисты, называли жизнеутверждающее, но промежуточное состояние общества на пути к заветной цели - коммунизму.
anna_bpguide
14 ноя, 2016 21:21 (UTC)
который там нас ждет, и наша цель коммунизм
hlebsei
14 ноя, 2016 21:23 (UTC)
Ждёт гаишник в кустах! А коммунизм, или светлое будущее...приближают.
olegti01
14 ноя, 2016 12:55 (UTC)
Настоящие патриоты с полной, совершенной национальной и культурной идентичностью.

)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Хазин например
verapel
14 ноя, 2016 13:39 (UTC)
При Сталине количество людей, живущих в коммуналках, постоянно росло и выросло до того, что мало кто жил в отдельной квартире. А знаменитые сталинские высотки были построены уже к концу его правления и предназначались для единичных особенных семей. Может быть, там и были какие-то просторные квартиры, но те, где довелось побывать, размерами не впечатлили.
Если бы надо было одним словом охарактеризовать сталинское время в истории жилищ, то таким словом без сомнения была бы коммуналка. Именно это Хрущеву досталось от Сталина.
Все прекрасно знают, что хрущебы были самым дешевым и быстрым способом решить катастрофическую жилищную ситуацию.

Интересно, что в Спитакском землетрясении устояли многие эти самые пятиэтажки, когда более комфортные поздние дома сложились, как карточные домики.
nibope
14 ноя, 2016 14:39 (UTC)
Поэтому весьма логично, что самые крепкие сталинисты - это жители сталинок.
auvasilev
14 ноя, 2016 14:43 (UTC)
Тонко подмечено.
deddon
14 ноя, 2016 17:29 (UTC)
Ну, вот, «никогда не было, и опять».
<Настоящие патриоты с полной, совершенной национальной и культурной идентичностью>.
Это ж Вы о себе:
из Ваших «Критических заметок по национальному вопросу» (ноябрь 2013):
<Все-таки моя терпимость к чужой культуре, к иным нравам и обычаям очень ограничена рамками той духовной традиции, в которой воспитан я сам> (замечательный пример осознания своей национальной и культурной идентичности).
naigoro
14 ноя, 2016 19:01 (UTC)
А я вот не сплевываю ;) Вырос в "сталинке", хотя.
А у нас во дворе соседствовали все доступные поколения домов, и наш семиэтажный 1955-го года постройки, и хрущевка к нему торцом, и девятиэтажка 1976 г. напротив (одна из "обкомовских" или еще для какой элиты второго порядка), и дом "дореволюционный", один из уцелевших во время бомбежек, где тогда было бюро по трудоустройству. Ну и еще дома постройки годов позднесороковых, что ли, с дранкой. И конечно, ванна-то была, хотя ценить именно это я рано перестал, а вот отдельный от нее сортир, узкий, но с трехметровым потолком - это, по-моему, весьма относительно разумно.
anna_bpguide
14 ноя, 2016 21:12 (UTC)
Ну, про хрущевки-то еще много чего найдется сказать... Конечно, это было решение. Из барака - в квартиру, да. Но решение с кучей негативных последствий. На троечку решение.
dmitrij_sergeev
19 ноя, 2016 16:45 (UTC)
Для СССР того времени это была очень даже пятерочка. Нечто лучшее - без смены политического режима - представить себе невозможно.
auvasilev
19 ноя, 2016 18:16 (UTC)
Я бы даже сказал 5+
anna_bpguide
19 ноя, 2016 20:21 (UTC)
Почему?
Те же 5-этажки (чтоб без лифта),
те же панельки - но с традиционной высокой крышей, поскольку разводить сады по Корбюзье на плоских крышах все равно никто не собирался,
тот же единственный почти на всю страну проект - но дома, составленные в каре, чтобы двор был -
в чем сложность?
dmitrij_sergeev
19 ноя, 2016 20:36 (UTC)
Свободная планировка может обеспечить идеальную инсоляцию - о чем забыли при Сталине и не помнят сейчас.
"Традиционные высокие крыши" хороши если в них устраивать мансардные квартиры, а это уже дорогостоящие изыски. Хрущев поставил задачу - впервые за всю советскую историю! - обеспечить население квартирами на одну семью. Не правящий слой, а всех. Естественно, предельно дешевыми и типовыми, но все-таки квартирами. С водой, канализацией и электричеством. Уже это было невероятной благотворительностью и потребовало полной перестройки советской экономики.
А мог оставить все как есть - и жили бы до сих пор в бараках. Впрочем, кое-где и живут.
Кстати, Корбюзье вовсе не предлагал разводить на плоских крышах сады.
anna_bpguide
19 ноя, 2016 20:44 (UTC)
Отсутствие двора привело к утрате навыков низового, самостоятельного формирования общества. К атомизации общества. Я не понимала этого, поскольку сама в хрущевке родилась. Теперь вижу: http://anna-bpguide.livejournal.com/tag/Коллекция_двориков

Про крушу читаю: Обобщив этот опыт, в 1926-г. Ле Корбюзье сформулировал и опубликовал в журнале «Эспри Нуво» «Пять отправных точек современной архитектуры» согласно, которым должна формироваться функциональная архитектура:
(... ) . Плоская крыша, сад на крыше. На крышах могут быть разбиты сады с прекрасной растительностью, не только кустами, но и маленькими деревьями до 3 - 4 метров высоты. Тем самым природа непосредственно входит в жилую зону, не нарушая четкости геометрических форм.
dmitrij_sergeev
19 ноя, 2016 20:56 (UTC)
Город-сад - когда свободно стоящие дома окружены зеленью, - прекрасно функционирует и в демократических странах, где общество вполне здоровое. А двор, куда выходят сотни квартир все равно не имеет характера индивидуального пространства. Его физическая замкнутость только ухудшает качество планировок. Вообще, выбор между свободной планировкой и закрытыми дворами определяется конкретной градостроительной ситуацией. В строчной застройке ничего специфически советского нет.

Что до Корбюзье, то сад на крыше в его цитате - это некая гипотетическая возможность. Популярность плоских крыш определялась в его время (как и в наше) совсем другими факторами. В частности, оказалось, что отвести воду с кровли можно и без скатных крыш.
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel