?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гримасы Клио

Всем прекрасно известно, что в конце мая и начале июня сорокового года история Второй мировой могла пойти несколько иначе.

В военном кабинете Черчилль, хоть и как бы пришедший к власти, но был в меньшинстве и потому больше прикидывался шлангом, делал вид, что колеблется. А знаменитые придурки мюнхенского разлива очень даже были настроены на договор с итальянцами и через них с немцами.

Да и преобладающее общественное мнение после Дюнкерка очень скептически относилось к возможностям Британии продолжать сопротивляться Германии в одиночку.

Так же прекрасно известно, что только и именно Черчилль лично переломил ситуацию, в результате чего англичане решили драться до конца и без оглядки.

Всё это совершенно верно, и я не собираюсь здесь делать каких-то открытий, «нагло фальсифицируя историю». Хочу лишь дополнить её одним мелким и частным замечанием.

Дело в том, что сэр Уинстон, конечно, являлся большим оригиналом, взбалмошным авантюристом и вообще хлестал спиртное с утра до ночи, но суицидальных наклонностей был лишен начисто. Потому, чтобы окончательно сжечь мосты и взметнуть над островом боевое знамя, ему было недостаточно только великого патриотического порыва и беспредельной веры в им же презираемую демократию. Требовались хоть какие-то материальные основания для малейшего шанса на успех.

Собственно, после позорно проваленной во Франции наземной операции, этих оснований оставалось совсем немного. А если точнее, то всего четыре – флот, Тьюринг, радары и RAF.

Ну, с флотом, тут и обсуждать особо нечего, так исторически сложилось. Он, действительно, был неплох, а, возможно, и вправду, как утверждали сами британцы, лучшим в мире. Но по ряду здесь и сейчас не обсуждаемых причин к сороковому году его преимущество над Германией с союзниками не было уже столь подавляющим, чтобы только за счет этого обеспечить даже не победу, а хоть абсолютно надежную защиту Англии.

Блетчли-парк пока оставим, он, несмотря на всю важность, всё же стоит несколько в стороне, а вину перед своим великим сыном Британия до сих пор не загладила, да, думаю, уже никогда и не загладит.

Вот радары, это да. Это вне сомнений заслуга государства. Они, вопреки мнению многих, отнюдь не англичанами были изобретены и даже воплощены в относительно работоспособные приборы практического применения, однако по не до конца понятному мне капризу в середине тридцатых чиновники её величества деньги и вправду выделили серьезные, благодаря чему была создана система раннего оповещения, которой в столь успешно функционирующем виде ещё ни у кого не было.

Но, несмотря на всё гигантское свое значение, радиолокация являлась инструментом вспомогательным и не слишком эффективным без самого главного. А с ним, с Royal air force, как раз и случилось самое странное.

Английское руководство, и гражданское, и, удивительнее всего, военное, категорически долгое время не хотело перевооружать свою авиацию. Настолько не хотело, что не просто денег не давали, но и примитивно ставили палки в колеса любым частным инициативам.

Потому, когда в июле (на самом деле, конечно, только в августе, но не суть) сорокового более четырех тысяч самых современных на тот период Мессершмиттов начали «битву за Британию», им должны были противостоять меньше двух тысяч давно устаревших английских бипланов в основном с деревянными пропеллерами и неубирающимися шасси. А встретили их действительно в таком количестве, но преимущественно Харрикейны и Спитфайры.

Этих самолетов в принципе по любой экономической и политической логике никак не должно было быть. Но вопреки всему их сделали по собственной инициативе механик недоучка Джозеф Митчелл на крохотной даже по тем понятиям частной фирме и сын плотника сэр Сидней Кэмм на базе бывшей мотоциклетной мастерской.

А Черчилль уже знал об этом. И, хотя немецкие асы по мастерству и боевому опыту в тот момент уже неизмеримо превосходили английских полу или вовсе любителей, итог битвы всем также отлично известен, как и её значение.

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
juan_gandhi
6 дек, 2016 14:23 (UTC)
Пара каментов.

1. Без Америки Британия вряд ли сдюжила бы; а на американскую помощь в 40-м было странно расчитывать. Надо было ждать 7 декабря 41-го.

2. На Тьюринга слишком много валят, британская традиция, присваивать все мировые достижения. Задача была решена тремя поляками. Но их (двух добравшихся) в Блечли не пускали, т.к. у них допуска не было. Тьюринг, конечно, голова, и алгоритм понял, и усовершенствовал. Но принципиальне решение было не его, а Реевского, Ружицкого и Цыгальского.
auvasilev
6 дек, 2016 14:39 (UTC)
Ну, по первому пункту тут и разговор иной, и много гипотетического, Вы же сами сказали, что в сороковом об этом пока и речи особой не было, а вот началась бы эта речь без победы в битве за Британию, очень большой вопрос. Так что, никаких противоречий не вижу.

А относительно роли Тьюринга я вообще-то в курсе, как и роли поляков, но упомянул более общее о несколько условном "Блетчли-парке" просто как о неком факторе, несомненно важном, дабы соблюсти корректность, однако роль этой структуры именно в данной воздушной битве не слишком велика, так что не увидел смысла углубляться.

И совсем у про другое. По поводу "присваивать все мировые достижения" я знаю много больших специалистов, чем англичане. Но и тут лично у меня претензий нет - были бы достижения.
juan_gandhi
6 дек, 2016 14:48 (UTC)
Ага; ну тогда нет вопросов.
hydrok
6 дек, 2016 15:13 (UTC)
Насчёт радаров: знал я, мальчуганом, адмирала и академика Акселя Ивановича Берга. Наверное, не настолько англичане его в этой области переплюнули? Просто он с 37-го по 40-й сидел, как вредитель...
auvasilev
6 дек, 2016 15:22 (UTC)
Ну, сам адмирал Берг не был таким уж великим ученым именно в этой области, хотя, конечно, его заслуги, как энтузиаста именно военной радиолокации, несомненны. Но дело не только в том, что его перед войной на три года посадили. Как раз лично ему относительно повезло, всё кончилось много менее страшно, чем для других. Однако даже его англичане особо не переплевывали. Просто так совпало, что на это на это деньги выделили, вот у них первая работоспособная сеть-система и образовалась.
hydrok
6 дек, 2016 15:28 (UTC)
Здесь не соглашусь: он выжил. Но институт его, включая ключевых сотрудников, нет. А так бы, с его данными и наработками... Зато он кибернетику фактически лично позже, пользуясь служебным положением, спас! :)
evgknyaginin
6 дек, 2016 20:04 (UTC)
Пропустить пару рюмок коньяка "Двин" означает "хлестать спиртное с утра до ночи"?

auvasilev
7 дек, 2016 00:22 (UTC)
Что за чудо эти сказки! Особенно, когда они народные русско-армянские.

Ради любопытства, взгляните, когда появился "Двин".
evgknyaginin
7 дек, 2016 00:33 (UTC)
Мне показалось, именно вы пересказываете сказки. В частности, эту: "Черчилль ежедневно выпивал бутылку 50-градусного коньяка «Двин».
euthanasepam
7 дек, 2016 07:57 (UTC)
Только рюмки были настояще-пацанского размера, с бутылку каждая, да?
soplemennik
7 дек, 2016 01:28 (UTC)
В статье есть неточности. Уже к началу войны ВВС Великобритании имели полтысячи "Харрикейнов".
samuraibezmecha
7 дек, 2016 07:48 (UTC)
Не могу не отметить, что к 1940 году Сидни Кэмм уже полтора десятка лет снабжал RAF истребителями - теми самыми бипланами с деревянными винтами постоянного шага, типа Fury, Demon, Hind. Равно и Митчелл на полочке уже держал пяток Кубков Шнейдера.

Что действительно стоит поставить в заслугу сэру Уинстону, так это то, что он форсировал уже назревший переход от устаревших моделей к новым. Переход уже шел, но очень вяло. Впрочем, Черчиллю не привыкать: именно его требование поставить на Queen Elizabeth 15-дюймовые орудия и котлы с нефтяным отоплением - что в итоге позволило этим кораблям остаться актуальными до конца второй мировой.

Но в то же время есть действительно замечательный пример частной разработки, в итоге сыгравшей вполне значимую роль в войне. Это Blenheim, милитаризованная версия Bristol Type 142, который в свою очередь был разработан по заказу лорда Ротермейера - ему, как владельцу крупной медиасети (газетной, конечно) очень хотелось получить самый быстрый коммерческий самолет.

И вот это требование (по сути, что интересно, напрямую относящееся к информационным технологиям - газетчику быстрый самолет понятно зачем нужен был) привело к созданию того самого самолета, который вытянул первые месяцы ночных перехватов (на Москито радар воткнули несколько позже) и сдерживал наступление Японии в Бирме и Индии.
auvasilev
7 дек, 2016 10:09 (UTC)
Отметить можно ещё много чего и в отношении много кого. Однако я писал не статью по истории английской авиации. А в своей реплике хотел всего лишь обратить внимание, что, на мой взгляд, один из главных козырей Британии, позволивших ей выиграть, появился не в результате мудрых и продуманных действий государства, в лице политиков, чиновников и военачальников, а по личной воле свободных людей.
Например, разработка Харрикейна была изначально отвергнута Министерством авиации, и Кэмм начал выпустить самолет в виде исключительно частной инициативы.
elotar
7 дек, 2016 14:10 (UTC)
Интересно было бы, на самом деле, понять, как же так за время человеческой истории, особенно последних ста лет, этих волевых свободных людей все дальше и дальше от управления ресурсами отодвигали.
auvasilev
7 дек, 2016 09:46 (UTC)
Естественно. И Спитфайры тоже были. Более того, к августу 40-го появились уже и Mk.II. А иначе как бы и те и другие могли встретить Мессерштитты в небе над Британией во время начала битвы? В чем неточность-то?
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel