?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Уж столько лет прошло, а в некоторых кругах до сих пор не утихает спор относительно точного содержания знаменитого разговора Пастернака со Сталиным по поводу Мандельштама.

Вариантов существует больше десятка, что, думаю, вполне естественно, так как документальных подтверждений не и быть не может, а всё это пересказы или пересказы пересказов, причем разных времен и, соответственно в разных контекстах и ситуациях. Но различия оттенков обсуждаются отнюдь не только на счет степени неумения или нежелания Пастернака защитить Мандельштама.

Я сам ещё помню стариков, которые в разной мере опосредованности, но имели личное отношение к той группе, для которой живое и насущное значение имело каждое слово того небольшого и на самом деле в любом случае предельно краткого диалога. В частности, иногда ставился под сомнение один из ключевых моментов, а действительно ли вождь поинтересовался, является ли Мандельштам истинным Мастером.

Аргументы «за» и против» самой по себе такой возможности обычно приводились одинаково убедительные, пересказывать их сейчас нет смысла, главное, что обсуждавшим всегда была искренне и глубоко интересна эта тема. Они одинаково понимали её необыкновенную важность и принципиальность по сути. То есть, имела ли значение величина таланта и личности поэта для власти? Пусть и в самом омерзительном утилитарно кровавом смысле, для принятия решения, стоит ли поэта уничтожить или оставить в живых, попытавшись приспособить для своих целей.

Думаю, независимо от конкретных выражений того разговора, названное, конечно же, значение и имело, и имеет. Талант – это не просто товар, но товар всегда и всеми очень ценимый и желаемый для приобретения. Нет, понятно, он не является какой-то уж слишком надежной страховкой от превратностей судьбы, а иногда даже совсем наоборот, но всё же человеку талантливому всегда легче себя продать и продать много дороже и выгоднее, чем обычному человеку. От того, среди конформистов, особенно востребованных и стимулируемых властью конформистов, обычно талантливых людей больше, чем среди протестантов и диссидентов любого типа и уровня.

Но вот что странновато и любопытно. В любые времена и при любых режимах возникает один такой довольно легкий, но сильно навязчивый мотивчик. Причем, затягивают его именно конформист, хотя им бы, казалось, это меньше всего должно быть интересно. Я имею в виду тему «комфортности» и даже «роскоши принципиальности». Мол, не все могут себе эту роскошь позволить. В ней слишком много гордыни, надменности душевной черствости. А жизнь у каждого одна, и проживать её приходится не в выбранных, а в предложенных в довольно грубой и безальтернативной форме обстоятельствах. Ну, и так далее, вся эта тягомотина про «кормить детей», «социальные обязательства» и прочая чушь.

И совершенно естественно, чем талантливее не просто человек, но истинный художник, тем блистательнее и мощнее в силу своих не рядовых способностей и возможностей он не только оправдывает, но даже гордо провозглашает ценность и праведность конформистской беспринципности, одновременно маргинализируя тех, кто с этим не согласен. Но само по себе непрестанное упорство и неизбывная необходимость этим заниматься очень наглядно показывает отсутствие внутреннего того самого комфорта и ощущение зависти к чужой недоступной «роскоши» естественной органичной свободы.

Удивительно и нелепо, но люди, находящиеся на вершинах социальных, творческих, элементарного бытового благополучия, в конце концов, не могут оставить в покое тех, кто полностью этим обделен и, казалось бы, вовсе не составляет им конкуренции. Как будто постоянно чувствуют какую-то угрозу. Хотя её нет и в помине. Тут некая несомненная душевная ущербность, не дающая покоя при полной луне.

Мало самому чувствовать некую собственную нечистоту, мало доказать её практическую ценность и полезность, обязательно требуется доказывать невозможность и даже вредоносность одних только помыслов о существовании таковой чистоты в принципе.

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
tuse4kakorzueva
12 фев, 2017 18:29 (UTC)
Не думаю, что Пастернак был поклонником той власти. А что испугался, так тогда все жили в страхе, Осип Эмильевич верно заметил.
Georg Kostin
12 фев, 2017 18:49 (UTC)
Согласен. Ярчайший пример - отношения обласканного властью писателя Алексея Толстого и не замечаемого властью художника Павла Филонова. А по мне тут на первый план выходит СУДЬБА. И талант так или иначе напрямую связан с СУДЬБОЙ.

Не художник выбирает судьбу, а судьба выбирает художника...
serg_stg
13 фев, 2017 07:50 (UTC)
некорректное сравнение
писатель и художник - "кто кого сборет?" ну и писатели у Сталина , как "инженеры душ", были на первом месте, а художники -на 10-м, это тоже, надо бы знать.
Если есть талант - судьбу не выбираешь, низзя и невозможно. А если нету - так выбирай судьбу, кака душе угодна, хошь таку, хошь этаку. Любая на вкус и цвет предствлена как 200 сортов колбасы в супермаркете...:))
aqva
12 фев, 2017 18:54 (UTC)
Я недавно, тоже по поводу одного из ваших постов вспоминала один сюжет, который давно показывали по телевизору.
Я не знаю к чему я это все вспомнила. По каким-то своим ассоциативным путям.
Увы, память у меня не очень, поэтому я в деталях могу путаться.

Рассказывали про какую-то совместную выставку СССР и США (60-е?). Может быть народных достижений, может еще чего.
Суть в том, что на выставке был представлен и быт простого рабочего человека: из США и из СССР.
И быт рабочего человека из США и был представлен бытом этого самого человека, что там у него в те времена могло быть: жилье, машина, холодильник, посудомоечная машина, стиральная машина, пылесос, ну и так далее.
Ну и быт советского рабочего человека, в котором, в быту то есть, этот человек никогда не жил.
И простые советские люди ходили на эту выставку и не возмущались бытом в США.
Как сказали в той передачи: советские люди знали как они живут и видели то что выдают за то они как живут и думали про США ровно то же самое — что и это неправда. В голову мысль не приходила, что это то как раз простая сермяжная правда быта из жизни.

Еще в передаче брали интервью тех, кто участвовал в организации выставки. И мне запомнилась как женщина рассказывала, что к ним пришел какой-то шахтер (тут я как раз могу путать, но запомнилось именно так), вывалил кучу денег на стол и сказал, что хочет купить вот ту большую красивую американскую машину. Ему пришлось отказать.
seihleb
12 фев, 2017 20:31 (UTC)
Думаю, что дело здесь не в наличии или отсутствии у кого-то таланта и какой-то душевной ущербности, а прежде всего в месте рождения. Проклятое место.
Даже Сталин, родись где-нибудь в Африке, вполне мог состояться, при всех своих талантах, как приличный человек.
prol12
12 фев, 2017 20:52 (UTC)
Ну, это Пушкин мог сетовать: догадал, дескать, черт родиться в России с умом и талантом. Щас место рождения такой роли не играет. Мир большой, не купят те, купят другие. То есть, конечно, не купят, а не дадут задушить талант, свободу, правду.
seihleb
12 фев, 2017 20:58 (UTC)
Щас то конечно.
Родился с талантом в Череповце, к примеру, взял билет в кассе взаимопомощи и отлетел легко в сторону французов...и состоялся.
prol12
12 фев, 2017 21:02 (UTC)
)) Да проще все. И даже талант не нужен, главное, трудолюбие и последовательность в отстаивании общечеловеческих ценностей, обличении режима. Ща, правда, рынок перенасыщен, вот в 70-е. Эх, было времечко.

Edited at 2017-02-12 21:03 (UTC)
seihleb
12 фев, 2017 21:06 (UTC)
Не говорите чепухи. Режим, ценности, 70-ые...Здесь все взрослые люди.
prol12
12 фев, 2017 21:15 (UTC)
)) Ну, на мой-то взгляд, это не большая чепуха, чем ваш африканский Сталин, взрослый вы человек. Старайтесь быть более терпимым к чужому мнению. Я же не спорю с этими вот объективными истинами: "народ дерьмо", "место проклятое".
seihleb
12 фев, 2017 21:21 (UTC)
Мил человек, идите в жопу к своему брату по разуму Костину! Он там изнывает небось без ваших привычных фантазий.
Извиняюсь, А.Ю., конечно.
Конец связи.
prol12
12 фев, 2017 21:25 (UTC)
)) Пренебрегли, значит, советом. Ожидаемо, раздающие советы, заметил, в свой адрес их не любят.
naigoro
13 фев, 2017 00:20 (UTC)
C талантливым человеком обычно поговорить не о чем.
i_navi
13 фев, 2017 06:53 (UTC)
приложенных - наверное "предложенных" по М.Чехову?
auvasilev
13 фев, 2017 12:37 (UTC)
Да, конечно, спасибо.
i_navi
13 фев, 2017 13:05 (UTC)
Сегодня красивую опечатку сделал. Даже стишочек накрапал
Почтение - потение,
Смешная очепятка
Всего-то только "Ч" и нет!
Потение в присутствии
кого-то - не почтение
с улыбкою искусственной,
И вызовет презрение.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel