?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Личные наличные

Тут читательница задала по поводу моего предыдущего текста вопрос, но который захотелось чуть подробнее ответить:

«Я хоть и не молодежь, но меня заинтересовал ваше уточнение про отсутствие денег. Как-то про сельскую жизнь я мало знаю.
Что значит, совсем не платили? Ведь люди как-то покупали что-то из одежды, ну те же сапоги или калоши, может и раз в 5-10 лет, но покупали же? Ну и хлеб или муку, тоже надо было покупать, соль, наконец. Да и подписку на газеты ведь за деньги оформляли. Видимо иногда какую-то копеечку получали? Или это все на пенсионные деньги?»


К сожалению, единого серьезного, не полностью научного, но на научной основе и с использованием соответствующего инструментария, труда, посвященного доходам и уровню жизни крестьянства в СССР, просто не существует даже в пределах какого-то одного десятилетия.

Я вот почему делаю оговорку относительно совсем уж строгой научности. Дело в том, что писать подобную работу только на основании официальных документов и государственной статистики абсолютно бесполезно. Думаю, даже причины этого объяснять бессмысленно, в этих документах и статистике слишком много не просто вранья, но и вообще полной фантастики, не имеющей никакого отношения к реальности.

Хотя в любой, самой искаженной информации можно найти немало зерен здравого смысла и правды жизни, но это обязательно должно быть подтверждено и проиллюстрировано достоверными свидетельскими показаниями очевидцев. Что естественно, тоже в любом случае ведет к субъективности.

Но тут ситуация безвыходная. Такая попытка относительно репрессий была, например, сделана Солженицыным. Конечно, вряд ли можно утверждать, что «Архипелаг» является строгим научным трудом, полностью исчерпывающим тему и являющимся исчерпывающе авторитетным источником. Но такого рода произведение было необходимо, оно и сейчас необходимо, это, несомненно, важнейший и нужнейший этап познания. И то, что идеал в подобных вопросах в принципе, скорее всего, вовсе не достижим, отнюдь не умоляет значения работы Александра Исаевича.

Так вот, ещё раз повторю, серьезных фундаментальных работ по этому поводу нет, во всяком случаям удовлетворяющих моим личным внутренним критериям. И я сам не возьму на себя труда и ответственности по созданию чего-то подобного даже по каким-то локальным временам и темам. Тем более, что до сих пор у нас существуют лакуны и белые пятна по, казалось бы, самым очевидным и вроде бы общеизвестным вопросам. Ну, например, бытует в народе легенда, что Хрущев раскрепостил крестьян и дал им паспорта. А между тем она имеет мало отношения к действительности.

После смерти Сталина паспортизация в СССР осуществлялась согласно Положению Совета министров СССР от 21 октября 1953 года. Можете смеяться, но до сих пор полного текста этого документа, по которому великая страна жила больше двадцати лет, мне найти не удалось, всё только пересказы и ссылки.

Но в любом случае, хотя в каких-то моментах данное Положение и снимало запрет на выдачу паспортов определенным категориям крестьян в определенных регионах, оно отнюдь законодательно не отменяло дискриминацию сельского населения по этому признаку. Реально же право каждого гражданина, достигшего шестнадцатилетнего возраста, на получение паспорта было зафиксировано только в Постановлении от 28 августа 1974, а стало применяться повсеместно и без исключений и вообще лишь с 76-го. То есть, это я уже успел институт закончить, а крестьяне ещё не все были при паспортах.

Но это так, лирическое отступление, давайте ближе к теме денежных доходов. Село было не совсем однородно. Конечно, прежде всего, по системам финансирования и, соответственно, оплаты туда, различались колхозы и совхозы. Но, кроме того, было множество отдельных категорий сельских жителей. Тут и рабочие МТС, и служащие, от работников почты и медицины до учителей и милиционеров. Были занимающиеся «отхожими промыслами», от пасечников до временно трудившихся крестьян на «всесоюзных стройках народного хозяйства». И немало ещё кого было.

К тому же, при Хрущеве начались постоянные реорганизации, связанные и со структурными изменениями, и с экономическим перераспределением доходов с расходами. Отнюдь не все они, как стало принято позднее говорить, носили характер «чистого волюнтаризма», некоторые кое-где и иногда приносили волне ощутимую пользу и реальную материальную выгоду конкретным людям, но упомянутой однородности это, как понимаете, совсем не прибавляло.

Дополнительно нужно иметь в виду ещё один немаловажный нюанс. Всегда и везде существовали даже среди самых вроде бы обычных колхозов так называемые «маяки», колхозы-миллионеры и прочие подобные выставочные образцы достижений. Тут очень много зависело от региона, личности председателя и ещё множества субъективных факторов.

Потому ещё раз повторю. Я сейчас всего несколько слов о среднем уровне нищего колхоза в Нечерноземье в середине шестидесятых, но именно таких было большинство, что бы там ни утверждала статистика или советские легенды. Так вот, там наличных денег колхозникам не платили. Совсем. Поскольку их попросту не было. Одни долги. Это называлось «пустой трудодень». Ничего не стоящая палочка в тетрадке у бригадира.

Откуда же брались хоть копейки на тот же чай с селедкой и газеты? Кроме пенсий и зарплат служащих, некоторая доля которых неизбежно тоже расходилась внутри деревни, исключительно с личных подсобных хозяйств. Той же деревне Свечи, о которой я писал, ещё чисто географически повезло тем, что до города Сухиничи всего меньше пяти километров.

А городок этот никогда особо процветающим не был, но станция Сухиничи всегда являлась крупным и оживленным железнодорожным транспортным узлом. И там продукцию своего хозяйство вполне можно продать. И молоко, и яйца, и, когда приходило время, хоть курятину, хоть свинину, хоть овощи. С большим удовольствием покупал не только немногочисленный местный пролетариат, но и железнодорожники, и проезжие пассажиры.

Основной доход шел, естественно, ближе к осени и самой осенью, так что к октябрю-ноябрю во многих семьях накапливались какие-то суммы, которые далее весь год крайне экономно по копеечке и тратились.

Я официально работал подпаском стада личных коров и несколько раз в неделю помогал ночами сторожить свиноферму, тоже совершенно официально, мне потом выдали справку, согласно которой потом при заведении трудовой книжки я имел право внести это время работы в стаж. Но работа на ферме не оплачивалась, а была как бы данью за право быть подпаском за наличные. За четыре месяца я получил червонец.

Для десятилетнего парня это были гигантские деньги. На что потратил, не скажу точно. Скорее всего, просто отдал матери. Во всяком случае, воспоминаний не сохранилось. Хотя сам червонец помню, как сейчас. Он был хорош.

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
fixik_papus
30 июл, 2017 16:50 (UTC)
Никогда не задумывались: а откуда все бралось на колхозном рынке?

Объясняю: все просто.
Отработка за "палочки" (трудодни) - позволяла закрыть глаза на честноспертый с колхозной фермы комбикорм, которым кормили своих свиней, которых потом продавали на колхозном рынке. На честнослитый с колхозного ГАЗ-51 бензин. И так далее...
vitali_45
30 июл, 2017 17:39 (UTC)
Я жил в небольшом украинском шахтёрском городе. С продуктами в магазинах было не очень и почти всё покупалось на рынке. Молоко, сметана, творог, масло сливочное и подсолнечное, живая птица...И конечно же овощи. Фруктов у крестьян не было-сказался сталинский налог на фруктовые деревья.
Насчёт паспортов...Даже в 1970 племянник моего тестя из курской деревни с большими трудностями вырвался из колхоза в Курской обл., чтобы поступить в Донецкое военное училище.
valentina_ak
30 июл, 2017 18:06 (UTC)
Александр Юрьевич, надеюсь, Вы не против, я процитирую из маминых воспоминаний и немного от себя дополню.
"...в 60-х годах стали платить пенсию колхозникам по 12 рублей в месяц, и потом постепенно прибавляли. <...>
Денег колхозникам на трудодень не давали ни копейки (и до войны, и после войны – до 1956 года).
Зерна понемногу давали, 200-300 граммов на трудодень. Жили, в основном, за счёт приусадебных участков. Хуже всего было после войны (1945-1953 гг), когда колхозников обложили денежным налогом и заготовкой мяса. Спрашивается, откуда было брать деньги? Кое у кого из семьи был человек в городе, на производстве. Этим было легче выплатить денежный налог.

Мы приехали в колхоз в 1954 году. В 1955 году колхозники получили на трудодень, кроме зерна, сахар и растительное масло.
В 1956 г. получили на каждый трудодень по 10 копеек. Это уже при Хрущёве «повернулись лицом к деревне», хотя это было очень мало, но колхозники и этому были очень рады».

Официально "продналог" был отменён, если не ошибаюсь, в 1958 г., но всё равно в соответствии с какими-то постановлениями жители колхозов обязаны были сдавать молоко и яйца буквально за копейки ещё в начале 60-х.
Я в свои 7-9 лет (1961-63 гг.) каждое утро носила молоко на сборный пункт, а яйца сдавали по мере того, как удавалось их немного накопить. У нас была большая семья и молока лишнего не было (яиц - тем более), но сдавать было необходимо, иначе мы бы имели проблемы с "паем" для косьбы и ещё кое-какие ограничения.

Наша деревня была в стороне от ж/д, автобусное сообщение с райцентром было тогда плохим, поэтому у нас никто не возил продукты в город на продажу (я имею в виду даже не молоко и яйца, а картошку и яблоки, например). Вообще, возить было, как правило, нечего и не на чем, да и не приветствовалось это, о чём все хорошо знали.


auvasilev
30 июл, 2017 20:30 (UTC)
Спасибо Валя, большое. Как-то так получается, что, несмотря на наш с Вами совсем разный социальный и жизненный опыт, как доходит до практики и реалий, почти всё абсолютно совпадает по воспоминаниям. Видать, есть какая-то срединная бытовая истина.
deddon
30 июл, 2017 18:28 (UTC)
Була ж і татуроплата.
- Товариші колгоспники! Ось райрада виділила нам 2 пари валянок. Тут у нас в правлєнії есть тако» мнєніє: одну пару оддати мені, а другу моїй жінці. Так, хто проти радянської влади, підіймить руки. Одноголосно.
Вот такая картинка с натуры.

chuka_lis
31 июл, 2017 02:02 (UTC)
крестьяне были вполне крепостными до средины 60х..
и потом, при коммунизме деньги не нужны.
igormy
31 июл, 2017 06:33 (UTC)
О тех, кто получал в колхозе зарплату. Отец был директор средней школы в довольно больших - по очереди - деревнях в Гомельской области Белоруссии. Мать - там же учительница. В сравнении с ничего не имеющими колхозниками - миллионеры. С чего жили эти миллионеры? Был крошечный личный огород при школе (мы жили при школе: комната, проходная комната, где была лежанка от руской печки в кухне и кухня. Дверь из комнаты - она же спальня - вела прямо в кабинет директора. Нас было четверо). Колхоз выделил 15 соток хрен знает как далеко под личный участок, там мы семьей, без помощи, сажали, барановали, окучивали и убирали бульбу. Лошадь, правда, давал колхоз. Это была основная еда. Все остальное отец "добывал" или в райцентре - километров 15-20, или в Гомеле, 60, потом 35 километров. Первая деревня стояла на шоссе - отец просто голосовал на дорогое и к вечеру привозил в рюкзаке и сумке еду. Вторая деревня была с проезжей грунтовкой только в хорошую погоду - в плохую отец брал рюкзак и шел пешком в Костюковку за хлебом. Это где-то 15 км, но часть дороги, километров 5, проходила уже по шоссе, он подъезжал на попутках. Речь идет о 56-64 годах. Мы были богатые... Я не помню, чтобы из этих двух деревень кто-либо что-либо возил на рынок или продавал нам в деревне. Кроме рыбы - в соседней деревне на реке была бригада рыбаков, которая летом довольно регулярно привозила в нашу деревню воз с мелкой рыбой и продавала на площади у магАзина. В котором таки были хомуты, керосиновые лампы, конфеты "подушечки" и вино-водка.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel