?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пусть говорит

Как же всё-таки хорошо, полезно и даже иногда приятно, что нынче в нашей стране существует такое явление, как Дмитрий Быков. А то, что это не просто личность и писатель, но именно явление, у меня давно никаких сомнений, от того и значение, и влияние его соответствующие. Вот очень рекомендую очередной его текст, вернее, это отрывок из устного монолога, но от того не менее значимо и интересно (всегда получаю удовольствие, когда без опасения наскучить читателю рискую, за счет уверенности в качестве чужого текста, привести столь пространную цитату):

"«Говоря о крахе европейского модерна после мировой войны, о падении Парижа, о провале всех попыток реанимации европейской цивилизации, как же вы при этом объясните, что Европа в XX веке все-таки преодолела и фашизм, и коммунизм, и по-прежнему верна Liberté, Égalité, Fraternité? Неужели свобода мысли и слова исчезла, неужели исчезли демократия и эмпатия?»
Исчезла, конечно, Рома. Вы вынуждаете меня говорить вещи, которых я говорить не хочу. Но давайте все-таки понимать смысл нашей программы, как возвращение к недоспоренным спорам. «Скоро мне или не скоро в мир отправиться иной — неоконченные споры не окончатся со мной. Начаты они задолго, много лет после… — задолго там что-то до меня, — и окончатся не скоро, много лет после меня», — помните, такая странная тавтологическая рифма у Слуцкого. Начались они задолго, и окончатся не скоро.
Так вот, я хочу вас вернуть к роману Эренбурга «Буря». Ведь роман Эренбурга «Буря» написан на очень серьезную тему. И Сталин этот месседж читал, он именно о том, что Европу спасла Россия, которую всегда считали варварской. Россия — новая сверхцивилизация, советская цивилизация, победила фашизм за счет того, что фашизм — это архаика, а коммунизм — модерн. И новый человек был выкован модерном. Конечно, Россия победила не благодаря Сталину, человеку консервирующему, тормозящему прогресс, а победила она вопреки Сталину.
Победил советский человек, а не реваншистский реакционный проект Сталина, но этот советский человек успел появиться, он был создан, этот советский гомункулус победил. Он был сверхчеловеком действительно, судьба войны решалась под Сталинградом, а не в Дюнкерке. «Дюнкерк» был вдохновлен, безусловно, идеалами гуманизма: спасти одного человека — это тоже победа. Вот мораль этой картины. Но победила-то в войне все-таки советская сверхчеловечность, не та сверхчеловечность, которая претендует на это, не гитлеровская, а человечность в высочайшей степени, советский гуманизм — вот это победило. И не надо мне говорить, что этого не было — это было.
Вот в том-то все и дело, понимаете, что Европа не пережила фашизма. Франция не пережила своего позора, и то, что мы видим сегодня — это новая Франция; Германия — это другая Германия, хотя у нее есть привычный вывих, она довольно легко срывается в неонацизм. Посмотрите, сколько людей готовы в любой момент поддержать неонацистские лозунги. До конца нацистская идея не побеждена, она, наверное, и не может быть побеждена до конца. В старом фильме «Переход», если вы помните, замечательный Макдауэлл играл немца — этого немца нельзя было убить, его можно было только загипнотизировать, сломить его дух, победить его духовно, потому что физически фашизм не побеждается.
Так вот я что хочу сказать, когда вы говорите, что сохранились эмпатия, демократия, égalité — давайте называть вещи своими именами: Европа сегодня создала механизм, который препятствует прогрессу. Мы знаем, что пальма всегда пробивает теплицу, поэтому нужно эту пальму низвести до состояния травки. В Европе сейчас работает множество механизмов, которые препятствуют росту и развитию нонконформистской сильной личности. Это не только политкорректность, это многое. И кстати говоря, посмотрите на реванш так называемого неоконсерватизма, посмотрите, как Франция чуть-чуть было не допустила Марин Ле Пен до победы, и как наши здесь все ликовали.
Европа — та Европа, которую мы знали, которую мы любили — к сожалению, фашизма не пережила. Она отброшена назад, она теперь делает все возможное для того, чтобы снова перед этим выбором не оказаться. Потому что противостоять фашизму, так оказалось, европейский гуманизм был не готов. Для того, чтобы победить фашизм, понадобился Советский Союз. Сама Европа, я абсолютно в этом убежден, своими силами с фашизмом бы не справилась, тут понадобилась внешняя сила — пришла Красная Армия, которая Европу освободила.
Вы можете со мной не соглашаться, вы можете негодовать, вы можете обзывать меня красным совком, как хотите (ну, Рома, вы не будете, я знаю — кто-нибудь будет, наверное), но вы поймите, что на человека, которого так много в разное время спускали всех собак, уже не действуют эти ваши заклинания. Меня не интересует быть политкорректным и правым, меня интересует истина. В поисках истины можно быть неправым.
Именно поэтому я и думаю, что советскому проекту суждено возвращение, потому что так или иначе Европа не пережила кошмара Второй мировой. Да уже и Первой-то не пережила".


Прежде всего, как общественное явление в ораторской ипостаси, Быков прекрасен тем, что с абсолютной эмоциональной искренностью умудряется изложить миллион раз проговоренные банальности в виде наисвежайшей сенсации, как будто подрывающей все интеллектуальные основы. Выводя их на принципиально новый, никем до того не виданный и даже немыслимый уровень. И блистательно умеет приправить это некоторой вполне органичной ноткой кокетства про «спускание собак» и «заклинания», весьма правдоподобно фантазируя всяческие гонения, без которых, естественно, какой же настоящий поиск истины.

Но это всё лирика и пусть высочайшего класса искусство, однако искусство всего лишь художественного свиста. Банальности и пошлости от этого не перестают быть таковыми, хотя сами по себе эти понятия для меня не несут совсем никакой негативной коннотации, а зачастую даже совсем наоборот. Банальность и пошлость теряют свою положительную основу проверенной истины и продуктивность лишь тогда, когда с ними начинают тщательно, подробно и на полном серьезе спорить. Вот тогда получаются иже по-настоящему смешные и даже несколько стыдные банальности с пошлостями, особенно если произносятся столь же безапелляционно и пафосно, как это делает Быков, но без его таланта, харизмы и могучего слоя глубинных знаний.

Я рисковать репутацией прежде всего перед самим собой не могу, потому, конечно, никоем образом спорить не осмелюсь, а лишь робко отмечу походя несколько мелких нюансов, по которым ощущаю не абсолютное согласие сугубо личных представлений.

В тех терминах, в которых это понимается и излагается, фашизм отнюдь не менее модерн, чем коммунизм, а модернизм не менее архаика, чем фашизм. Но в принципе всё это пустое словоблудие ничем не лучше и умнее тупой убогой курниняновщины с её «постпостмодернизмами» и «сверхмодернизмами» как основами неизбежного возвращения «коммунистического проекта». Только Кургинян больное бешенством и от того, естественно, опасное животное, а Быков существо здоровое, нужно только правильно понимать его жестикуляцию в самом широком смысле.

И никакой «советский гуманизм» не побеждал фашизм. И потому, что первого в природе не существовало, и потому, что со вторым он никогда не боролся. Советский Союз победил в войне Германию по множеству причин, не имеющих никакого отношения к надуманному противостоянию и противопоставлению коммунистической и фашистской идей.

И Европу он не освобождал, а отнимал у Германии, всю не смог, но на сколько сил хватило, столько оттяпал. А в остальной части, конечно же, именно европейский гуманизм победил фашизм. А потом он же победил и коммунизм на захваченной СССР территории и весьма успешно поучаствовал в победе над самим Союзом. А Европа прекрасно перемежила две мировые войны (в моем понимании так и вовсе одну единую Великую), и именно потому Франция стала другой, и Германия другой, и всё справедливо. Но, понятно, не оптимально и не сильно оптимистично, что является уже совсем иной темой.

Но главное, несомненно, это призрак неизбежности возвращения «советского проекта», о котором нередко, повторяясь, говорит Быков. Существует Лизун? Конечно. Это архаика сильно ещё добиблейская, потому особенно и неизменно жуткая. А Дмитрий Быков чрезвычайно удачный и эффективный колокольчик на двери, предупреждающий о каждой попытке опасного гостя просочиться в любую приоткрывающуюся щелку.

Сам по себе колокольчик не спасает. В комплекте к нему необходимо ещё множество орудий и инструментов, от крепких запоров до мощного оружия для защиты от вторжения. Но и полезность его трудно переоценить. Пусть звенит. Тем более, что он ещё бывает и весьма мелодичен.

Comments

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
5 авг, 2017 16:43 (UTC)
Александр Васильев // "auvasilev.livejournal.com", 5 августа 2017 года
Пользователь jewsejka сослался на вашу запись в своей записи «Александр Васильев // "auvasilev.livejournal.com", 5 августа 2017 года» в контексте: [...] Оригинал взят у в Пусть говорит [...]
foxdown
5 авг, 2017 16:54 (UTC)
Когда человек говорит очень быстро, то иногда способен опережать собственную мысль.
evgknyaginin
5 авг, 2017 17:13 (UTC)
Совершенно с вами согласен.
За исключением вашей оценки "явления", можно сказать, мессии по имени Дм.Быков.
Я с большим интересом просмотрел его лекции о великих российских литераторах. Замечательно. Однако меня несколько насторожила уверенность Быкова в том, что творцы способны и расположены к тому, чтобы сочинять "месседжи" для правителей.
Показалось мне мельком, что Быков переносит на классиков собственные комплексы.
olaff67
5 авг, 2017 17:26 (UTC)
Все сообразно возрасту - вы старше, и поэтому это уже все слышали и обдумывали сами, и то, что слышите/читатете сейчас у ДБ вам кажется банальным и пошлым.
И советский проект, о котором иногда поет скальд Быков, это небесный иерусалим, а не реальный прокураторский порядок, который камлают сейчас кургиняныши.
livejournal
5 авг, 2017 17:35 (UTC)
Пусть говорит
Пользователь otkaznik сослался на вашу запись в своей записи «Пусть говорит» в контексте: [...] Originally posted by at Пусть говорит [...]
deddon
5 авг, 2017 18:55 (UTC)
Уважаемый Александр Юрьевич!
Вы меня опередили.
Именно этот отрывок из трёхчасовой лекции Д.Быкова я собрался опубликовать в своём журнале, но… не указывать имени автора, а предложить читателям угадать его, предложив следующую компамию: Путин, Вассерман, Мединский, Юнна Мориц, Прилепин.

vitali_45
5 авг, 2017 19:20 (UTC)
Ключевой вывод-"пускай поёт"
dom3d
5 авг, 2017 19:43 (UTC)
Совок говорит - Но победила-то в войне все-таки советская сверхчеловечность....

В 2-й мировой войне победил не СССР а союзники.
nicksakva
6 авг, 2017 17:56 (UTC)
В тридцатилетней войне XX века Соединенные Штаты победили Британскую Империю и отняли у нее мировую гегемонию. Все остальное - тактическое оформление этого процесса.
dom3d
6 авг, 2017 18:42 (UTC)
Согласен.
2-я мировая - это была война между США и Британской Империей.
yurakolotov
5 авг, 2017 19:51 (UTC)
Александр Юрьевич, вопрос по касательной: почему, как Вам кажется, люди (и, в том числе, Ваши читатели) читают "суждено", а прочитывают "желательно"?
auvasilev
5 авг, 2017 20:34 (UTC)
Думаю, просто такова человеческая природа.
ny_quant
5 авг, 2017 21:20 (UTC)

А кто такой Лизун?


Вообще-то я Быкова не люблю, но очень уважаю. В данном случае он, мне кажется, просто треплется. Невозможно предположить чтобы человек его ума нес всю эту ахинею всерьёз.

auvasilev
5 авг, 2017 21:25 (UTC)
Пожалуйста, попробуйте последовать моей рекомендации, которую а всегда давным-давно, с момента начала функционирования интернета как примитивного домашнего бытового инструмента, даю всегда всем. Наберите слово в поисковике и, скорее всего, вопрос исчезнет сам собой.
ny_quant
5 авг, 2017 23:14 (UTC)
Обижаете. Я разумеется с этого и начал, но мне сказали, что это какая-то конфета. Я заподозрил, что имелось в виду что-то другое.
olaff67
5 авг, 2017 22:28 (UTC)
Зато этим он дает повод нести уже его другим умным людям. А иначе откуда интересному контенту взяться-то?
naigoro
5 авг, 2017 22:26 (UTC)
Последние две фразы поясняют, зачем весь сыр-бор.
По остальному мне уже кажется, что Быков, когда говорит "Европа", имеет в виду не Европу, а себя лично. Кризис и упадок - это когда между приличными людьми не остается никакого другого тона и жаргона обсуждения, кроме культурно-эстетического. Все эти "модерны" и "постмодерны" - конечно, плод усилий большого количества недюжинных умов, но, как ни крути, эта терминология по отношению к сути проблем, о которых здесь у него говорится, должна бы быть на дальней маргинальной периферии.
Вот почему-то меня аж воротит от описания тектонических процессов в терминах мыловарения - не всегда воротит, а только тогда, когда о других терминах не помнят.
В этом смысле контужена не Европа, а сам Быков, и ровно с тем эффектом, который он Европе приписывает.
olaff67
5 авг, 2017 22:30 (UTC)
О чем бы ни писал писатель - он всегда пишет о себе. Быковская Америка тоже очень интересна в этом плане.
naigoro
6 авг, 2017 00:07 (UTC)
Жаль, что писать "я то, я сё" считается дурным тоном. Кому лень путать следы, тот не проходит в "настоящие"..
livejournal
6 авг, 2017 06:17 (UTC)
чужой среди чужих
Пользователь noname_rambler сослался на вашу запись в своей записи «чужой среди чужих» в контексте: [...] Быков вот выдал. Я здесь [...]
serg_stg
6 авг, 2017 07:31 (UTC)
да, все верно,
Дмитрий Львович - человек не столько мысли, сколько чувства, строго говоря. И никакими обоснованиями своих "красивейших замков и градов мысли" не утруждается, что сам вполне признает. То есть еще проще перефразируя "Чувствую так, значит это и истина". Настоящий исследователь и мыслитель должен органично сочетать в себе интуицию, как "орудие дальнего боя и разведки путей" и логику , как "орудие ближнего боя, обработки и обоснования".
Есть у него и вовсе угарные штуки, например шелевр под названием "Гарри Портер и Холодная (Водк...) Война"
https://www.youtube.com/watch?v=9E1PwM_GVu0
lx_photos
6 авг, 2017 12:58 (UTC)
О как.
livejournal
6 авг, 2017 13:02 (UTC)
Пионэры, идите в жопу
Пользователь topbloger сослался на вашу запись в своей записи «Пионэры, идите в жопу» в контексте: [...] Буквально ещё несколько слов вдогонку предыдущему тексту [...]
Сергей Сирин
6 авг, 2017 19:37 (UTC)
Облагораживание и возвышение человека, его семьи и его группы, является высшей естественной целью высокоразвитых людей, для продолжения развития на более высоком уровне.
Для этого воспроизводятся и используются: изобретения, открытия, творчество, индивидуальные способности.
Как только люди перестают облагораживаться, что-то создавая и занимаясь творчеством, то постепенно превращаются в обычных обывателей и далее в человекообразные организмы.
Совсем не облагороженные обыватели – это хулиганствующие подростки и преступники.
Слаборазвитые обыватели имеют подобия целей, в виде: подражания, карьеризма, накопления, фанатизма, размножения, разврата, и поэтому они воспроизводят и используют преимущественно слаборазвитые реальности из начала последовательности развития человека и общества.
serg_stg
7 авг, 2017 11:02 (UTC)
"если б я была царицей,
как говаривала одна девица, то для батюшки-царя - не пожалела бы даже Бородина."

Ну а если серьезно, то если бы я был-бы молодым, очень умным и талантливым школьником, то я непременно бы захотел бы написать сочинение на одну из двух красивых тем:

1. "Дмитрий Быков - как Явление в начинающей Молодой Русской Демократии."
2. "Дмитрий Быков - как Явление в загнивающей Молодой Русской Демократии."

А может быть - и на обе сразу...
( 27 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel