По ряду естественных причин я не сказал ни слова о написанном Ходорковским с того момента, как он был арестован. Прежде всего, изначально и безусловно, я считал процесс над ним политическим явлением, а спорить с политическим заключенным не прилично. Соглашаться же с большинством мыслей, соображений и выводов Михаила Борисовича не имел возможности, так как по многим затрагиваемым темам они у меня иные.
Но есть и еще один нюанс. Возможно, сейчас уже мало кто помнит, с тех пор на этом не заострялось, и, видимо, правильно, внимание, что тексты написаны в чисто формальном смысле не самим Ходорковским. Это он совершенно откровенно подтвердил уже следом за самой первой статьей, появившейся после вынесения приговора. Подчеркнув, правда, что причина исключительно в том, что публицистика, это отдельная профессия, которой лично МБХ не владеет, но с каждым написанным словом согласен полностью и подпись свою поставил не автоматически, а более чем сознательно. Абсолютно уважаемая мною позиция. Более того, очень многим, находящимся в более комфортных условиях, чем Ходорковский, деятелям, стоило бы, мне кажется, последовать тому же примеру. Возможно, меньше глупого, а, порой, и элементарно малограмотного, предоставлялось бы на суд публики. И все же, критически обсуждать произведения, пусть и выражающего мнение Ходорковского, но не известного мне анонимного автора, казалось совсем уж не продуктивным.
И вот сегодня в газете «Ведомости» появилась статья под названием «Зима правосудия – слова и реальность», которая столь резко отличается от всего предыдущего, что я с полным основанием посчитал себя вправе сказать несколько слов. Совсем отвлекаясь от содержания и сути изложенных фактов, должен признаться, что я просто в восхищении. Давно не читал текста в подобном жанре, столь блистательно выстроенного логически и, самое главное, безупречного стилистически. Это очень многоуровневое, строго, по всем, идущим еще от греков законам диспута, выстроенное произведение с ювелирно точно прописанными смыслами. Не стану сейчас заниматься предположениями, сменил ли Ходорковский «литературного обработчика» или прежний оказался способен к столь серьезному совершенствованию. Это не принципиально. Но статью всем настоятельно рекомендую внимательнейшее прочесть, совершенно не зависимо от отношения лично к Ходорковскому и к справедливости суда над ним.
Считаю, что данный текст, подписанный Михаилом Борисовичем, может служить просто образцом жанра.