Когда я задавал вопрос о том, идет ли гражданская война на Украине, то вовсе не рассчитывал на публичные ответы, а всего лишь пытался дать повод задуматься каждому самостоятельно на данную тему.
Но поскольку некоторые читатели восприняли это как приглашение к непосредственному высказыванию своего мнения, видимо, и мне стоит сказать несколько слов по собственному пониманию и отношению.
Но сначала мне хотелось бы уточнить некоторую собственную же реакцию на некоторые конкретные читательские высказывания и формулировки в порядке их поступления. И, подчеркиваю, я отмечаю лишь те моменты, в которых не совсем согласен, а повторять азбучное и во всех нюансах давно оговоренное, не вижу смысла.
Всё же думаю, что от того, насколько мы станем настаивать на дистиллированности собственных определений и терминов, суть не сильно изменится. Ну, считайте, если так удобнее и легче, что та война была чисто отечественной и ни в какой мере не гражданской. А в те же времена во Франции? Когда в Вишистской республике расстреливали собственное Сопротивление, уничтожали заложников, отправляли французских граждан еврейского происхождения в лагеря смерти, да что там, в Африке просто между собой дрались воинские подразделения, с двух сторон состоящие исключительно из французов, это тоже была исключительно отечественная война?
Превращает ли в данном агрессия Германии против Франции ту историю в гражданскую войну во Франции? Конечно, не превращает. Но отменяет ли эта агрессия гражданскую войну, перечеркивает ли её?
И всё-таки я столь однозначно не стал бы утверждать, что Гражданская война в России тогда «имела чисто внутреннее происхождение» и совсем уж «не было внешней силы, которая бы её спровоцировала». Это тема, несомненно, совершенна отдельная, да и вряд ли вообще исчерпаемая, но, на мой взгляд, там внешних факторов тоже было предостаточно.
Ну, вот тут мне совсем трудно согласиться даже частично. Нет, я прекрасно понимаю, что есть люди, для которых таковое не просто возможно, но даже вполне обыкновенно и естественно. В смысле из тактических соображений на какие-то периоды объединяться с теми, против кого потом начинать воевать. «Или наоборот». Ленин, например, так и вовсе был гением в этом деле. Но лично для меня, как для не гения, а рядового серого обывателя, такой вопрос не только не бессмысленный, но даже и не основной, а вовсе единственный. Если я точно и четко не определюсь относительно стороны, так и вовсе воевать не буду. Не знаю, к сожалению или к счастью, но обычно определяюсь предельно и четко, и точно.
Мне представляется, что тут всё-таки вопрос принципиально иной. Не про два волоса, а про «что куча, а что нет?» То есть, в какой момент количество переходит в качество и переходит ли в принципе, или само по себе количество не столь уж и принципиально.
То, что тогда на Руси была в основном «внутренняя» война, это лично для меня несомненно, однако я бы не стал так уж вольно экстраполировать. Мне представляется, что подобные «гражданской войне» понятия в те времена не были ещё выработаны (или, скорее, на определенный период забыты после греко-римских междоусобиц), и даже столетняя война между Англией и Францией только в самом конце начала приобретать некоторые черты отечественной, и то не до конца, при том вовсе по сути и не являясь гражданской.
Вот опять не был бы столь категоричен. Имею в виду «территориальную привязку». В моем представлении «линия фронта» проходит более всё же не между территориями, а по совершенно иным принципам.
Тут и цитата не совсем верна, и строки эти принадлежат не совсем советскому и не совсем поэту (хотя, конечно, и советскому, и поэту), и уж точно совсем не романтику, это ложное впечатление. И я точно не знаю, случайно ли Булат Шалвович так двусмысленно упомянул комиссаров, хотя обычно был очень точен и однозначен в подобных вещах. Но в принципе всё правильно. Есть люди, которые всегда готовы с восторгом погибнуть на своей «единственной гражданской». Правда, я лично вижу в том мало романтики, а много совсем иного, субъективно для меня в высшей степени отвратительного.
Воля Ваша, какими вопросами задаваться, я своих никому не навязываю, тем более и мой был более и по сути про Россию. Но вот для меня как раз Ваш вопрос сомнений не вызывает. Практически уверен, что «когда и если Россия выведет войска с территории Украины», то боевые действия прекратятся. Но действительно ли станет понятно остальное? Тут дело не в том, что у меня имеются сомнения, черт бы со мной, я тут человек посторонний, но то, что у некоторых не посторонних этих сомнений нет, представляется мне довольно тревожным, если ни опасным.
Да, эта линия фронта и для меня является принципиальнейшей. Но с тем, что она единственная, к великому сожалению никак не могу согласиться. Не по каким-то теоретическим соображениям, а всего лишь исходя из окружающих меня бытовых фактов. Например, мои сверстники, абсолютно одних со мной взглядов и мироощущения. А их двадцати-тридцатилетние дети, никогда никакого «совка» не знавшие и выросшие в нормальной (по моим, естественно, критериям) семье, убежденные «крымнашевцы». И это только один частный пример того, как и где разделение происходит всё-таки не всегда о одному признаку.
И подытоживая, ещё буквально несколько строк. Я уверен, естественно, только исходя и собственных знаний, впечатлений и ощущений, которые, конечно же, не претендуют на абсолютность и объективность, что на Украине происходит и гражданская война тоже. И это та самая гражданская война, которая идет в России. Не похожая или подобная, а именно та самая. И отрицание этого может иметь не самые лучшие последствия. То есть, они, последствия, в любом случае будут не самыми лучшими, но даже влетать на полной скорости в придорожный столб лучше с открытыми глазами.
Однако и на одной войне у боевых действий на разных фронтах имеются определенные различия. Но о них, если получится, мы поговорим в следующий раз.