?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Земля О (су – ши)

(Признавая немощь свою и усталость, но также понимая и степень ответственности, и что время нещадно гонит ветер истории, порой, не оставляя большого выбора, начинаю потихоньку публиковать, конечно, ещё не саму книгу, даже в черновике, но всего лишь заметки к ней, которые, возможно, будут полезны для фиксации определенных фактов с целью их дальнейшего рассмотрения и попытки анализа).

Давно прошли те девственные времена, когда рядовой советский человек, за редчайшими исключениями, весьма слабо представлял себе различия между иудаизмом, христианством и исламом, впрочем, всегда безошибочно определяя, кто тут черножопый, а кто жидовская морда.

Нынче у нас все знают не только про мусульманские святыни, которые не надо трогать, иначе есть шанс поиметь серьезные неприятности, но и считают, что разбираются в религиозных течениях. Человек может дату годовщины собственной свадьбы забыть, не говоря уже о том, что как показали недавние социологические опросы, больше половины населения России путается, с кем воевали в восемьсот двенадцатом, но почти любого ночью разбуди, он безошибочно отрапортует, что в Сирии сунниты воюют с шиитами.

Нет, конечно, прежде всего расскажет, что во всем виноваты американцы, которые совратили, подкупили и спровоцировали мирных арабов устроить смуту против легитимной (к этому слову мы ещё вернемся позднее отдельно, пока же просто отметим, что оно непременно прозвучит из уст разбуженного человека) власти. Но потом обязательно укажет на суннитов и шиитов.

Правда, следует признать, что далее уровень компетентности в народе несколько понижается. И даже не спросонья, а вполне себе очухавшегося человека спроси вот так прямо в лоб, на чьей, собственно, стороне, шиитской или суннитской, сражаются наши доблестные воздушно-космические войска, уже далеко не любой мгновенно ответит безошибочно. Но и в этом вопросе последнее время имеются явные подвижки.

Благодаря некоторым весьма оживившимся от ощущения собственной востребованности просветителям, особенно тут можно отметить Георгия Ильича Мирского, отдельные особо любознательные товарищи объяснят основные особенности текущего политического момента. Про то, что большинство мусульман сунниты, а шиитов хорошо, если процентов пятнадцать наберется, скорее, и того меньше. И «из двадцати одной арабской мусульманской страны двадцать суннитские». А Башар Асад сам из алавитов, которые те же шииты, только немножко маргинальные и радикальные. Но только самую чуточку, а так, по сути, всё-таки больше шииты. И Россия, понятно, хоть, как всегда, на стороне явного обижаемого меньшинства, но про этом, естественно, за справедливость, а это самое главное.

А вот дальше в глубь уже начинается определенная тьма и неразбериха. До анекдота типа, тутси и хуту, как они сами друг друга различают. То есть, понятно, образованные мусульмане вам до бесконечности могут рассказывать о принципиальных противоречиях до абсолютной несовместимости между суннитами и шиитами. Но обычный человек, особенно другого вероисповедания или вовсе неверующий, даже считающий себя вполне начитанным и сведущим в подобных вопросах, начнет что-то такое невнятное мямлить про «Али, зятя Мухаммеда», халифов, имамов, шариат и прочую премудрость, однако вряд ли четко и однозначно сможет ответить на самые простые и насущные вопросы.

Собственно, и я тоже не имею наглости пытаться это сделать. Более того, не рискну не только отвечать, но и задавать великое множество вопросов, сама постановка которых или превышает степень моей осведомлённости, или просто не имеет отношения к рассматриваемым здесь и в данный момент проблемам. А позволю себе обозначить всего лишь очень такой бытовой, прикладной и предельно узкий круг интересов российского гражданина в свете военной операции, начатой его государством против врагов условно «сирийских властей».

А интересов этих, на самом деле, очень немного. Почему и на каком основании Путин посчитал Башара Асада «легитимным» правителем? Отчего так полюбил шиитов (про нюансы с алавитами, дабы не перегружать мозги, давайте временно забудем), что готов настроить против себя и своей страны подавляющее большинство мусульман, даже тех, которые сами не в восторге от террористического «Исламского государства», но в любом случае вряд ли получат большое удовольствие, когда совсем уж «неверные» бомбят суннитов?

И самое главное, неужели всё сводится к элементарным и корыстным международным политическим технологиям, в злоупотреблении которыми вопреки интересам России и здравого смысла Владимира Владимировича упрекают всякие зловредные его недоброжелатели?

Вот так просто, решил Путин перевести разговор с Украины и проблем внутренней экономики, кроме бомбежек в Сирии ничего лучшего под руку не подвернулось, ну, значит, будем на стороне шиитской «легитимности». А вообще, могло быть наоборот, мы в ихних сложностях не сильно разбираемся…

Или там всё-таки имеются определенные более серьезные основания, и не из столь уж мелочных до смешного побуждений запускает русский вождь лучших крылатых воинов земли своей в безнадежно слепящее арабское небо?..

И тут, боюсь, нам, при всё моем великом желании избежать этого, не обойтись без некоторого исторического экскурса. Сразу ещё раз подчеркиваю, исключительно исторического, а ни в коей мере не религиоведческого или чего-то в принципе относящегося к вероисповеданиям. Потому особо и покорнейше прошу не только мусульман, но и всех прочих верующих, и простить меня, и далее не читать, и вообще понять, что я никого обидеть не хочу, в дела ваши духовные не лезу, а пытаюсь разобраться в вопросах сугубо земных, светских, практических и утилитарных

Да, и, в связи с вышесказанным, я буду многое упрощать, от теологических нюансов до сложных арабских имен, потому тут ещё одна причина людям сведущим плюнуть и заняться более полезными делами, далее разговор пойдет между нами, между «своими», бездуховными недоумками и недоучками.

Всё, больше извиняться сил нет, перейдем к делу.

Не знаю, занимался ли кто-нибудь точными подсчетами, чего, кстати, не исключаю, но достоверных данных и не имею, однако мне представляется, что, кроме, естественно, самого пророка Мухаммеда, ни об одном ином человеке ислама не было написано столько, сколько об Али ибн Абу Талибе (и это имя далеко не полное, впрочем, как предупреждал, мы здесь далее будем обходиться совсем краткими вариантами). Но чаще всего даже шииты говорят о нем как о зяте пророка и гораздо реже, особенно отдельно, упоминается их двоюродное братство. Хотя он был не просто двоюродным братом.

Вообще-то, дед пророка, Абд аль-Мутталиб, только сыновей нарожал десять, не считая шести дочерей. Так что, с дядюшками и тетушками, как видно, у Мухаммеда имелся полный порядок. Не обо всех их отпрысках имеется полная и достоверная информация, но, судя по обычаям и нравам того времени, соответственно, в двоюродных пророк тоже особого дефицита не испытывал.

Конкретно про Абдуллаха, скорее всего четвертого сына Абд аль-Мутталиба, реально ничего особо неизвестно, кроме одной не очень достоверной легенды, нам сейчас совсем не интересной, да обычных явно поздних ритуальных славословий, типа, какой он был красивый и добрый. И это вполне понятно, потому что умер он неожиданно и молодым, лет всего двадцати пяти, или ещё до рождения сына своего Мухаммеда, или сразу же после.

Мы сейчас не станем вдаваться в не имеющие отношения к предмету разговора относительно нюансов и обычаев семейных отношений у арабов того времени, оставим вопросы почему младенца сразу отдали кормилице из кочевого бедуинского племени при живой и как будто тогда ещё вполне здоровой матери, почему спустя четыре года вернули обратно, но факт то, что ещё через пару лет умерла и мама, Амина бинт Вахб, так что будущий пророк остался полным сиротой.

Тут вынужден сделать ещё одно крохотное отступление. Постоянно и подчеркнуто говорю о сроках и возрастах с оттенком приблизительности не потому, что плохо помню даты, а просто они не всегда «бьются» между собой. Уж меня точно трудно заподозрить в следовании учению великого Фоменко, однако главные мои претензии к нему в том, что своими фантазиями он дискредитировал и практически похоронил на самом деле очень верные и рациональные зерна, лежащие изначально в основании его экзотических теорий. Имею в виду, что, конечно, к нынешней общепринятой системе летоисчислений и датировок имеется немало весьма обоснованных вопросов, и это я так, самым мягким образом изложил. Потому нет смысла особенно настаивать на идеальной точности цифр, тем более, что и для нас вполне достаточно имеющейся.

Короче, лет примерно шести-семи круглого сироту Мухаммеда забрал к себе на воспитание уже упомянутый дедушка его Абд аль-Мутталиб. И там ребенок особо ничем не выделялся, и его не баловали, но и не притесняли, как-то жил на общих основаниях. Однако ещё через пару лет старик почувствовал приближение кончины и, как человек мудрый и ответственный, стал решать, кому передать опекунство над внуком.

Есть семейное предание, вполне имеющее право на правдоподобие, во всяком случае, не меньше других и ничему особо противоречащее, что выбор шел между несколькими дядями, то есть, сыновьями Абд аль-Мутталиба. Но в конце концов глава семейства решил, что по моральным, практическим и прочим необходимым для такого случая параметрам лучше всего подойдет Абу Талиб. И, судя по всему, не ошибся.

Несмотря на то, что по ряду объективных причин биография Мухаммеда изучена более, чем кого бы то ни было из религиозных деятелей подобного уровня временной отдаленности от нас, именно о годах, проведённых будущим пророком в семье дяди обычно говорится не слишком подробно и в довольно общих чертах. И это вполне понятно и объяснимо, но не является сейчас предметом нашего интереса, потому предельно кратко лишь зафиксируем основное и значимое.

Даже точно не известен срок. Зачастую используется общая формулировка «несколько лет». Но реально получается, что, попав к Абу Талибу ещё, скорее всего, до своих десяти, все следующие годы до двадцати пяти, до первой женитьбы, членом именно этой семьи в той или иной степени Мухаммед и оставался. И отношения у него с дядей были достаточно близкие. То есть, нельзя, конечно, утверждать, что тот полностью заменил ему отца, но по всему выходит, если кто более всего близко находился к таковой роли в жизни мальчика, то только Абу Талиб.

Там были, правда, свои нюансы, и важнейшие, как раз религиозные, но даже то, насколько это искренне и глубоко ранило, и волновало самого пророка до самых последних мгновений жизни дяди, говорит о многом. А там ещё и тетушка Фатима была, вообще ближайшая сподвижница, и братец Джафар…

В общем, дальнейшие подробности бессмысленны, это была его семья и семья единственная до того момента, как он создал собственную, женившись на чрезвычайно богатой сорокалетней вдове Хадидже бинт Хувайлид.

И вот тут следует отметить важный момент. Как ни считай, с примерно середины пятьсот девяностых годов благосостояние и, в целом, крайне условно говоря, «карьера» Мухаммеда значительно укрепляются, а дела Абу Талиба продолжают идти ни шатко, ни валко, он, впрочем, никогда не был особо успешным торговцем и предпринимателем, а к концу века материальное положение дяди и вовсе ухудшается. Да тут ещё на рубеже веков у него рождается поздний ребенок, тот самый Али.

Мы оставим в покое все эти истории с единственным рожденным в Каабе и первым принявшим ислам ребенком и даже не из подозрения в их позднем происхождении или сомнений в достоверности, просто они для нас избыточны. Вполне достаточно и того, что несомненно. Когда на рубеже веков или чуть позже Абу Талиб если не окончательно разорился, то в всяком случае сильно обеднел, Мухаммед уже в свою очередь забрал маленького Али в свою семью. И до переезда пророка в Медину, а это, напомним, уже в шестисотых, году так в двадцать втором, они практически не расставались.

А если ещё учитывать, что с сыновьями Мухаммеду не везло, упомянем так мягко и обобщённо, дабы зря не тревожить деликатную тему, то становится окончательно понятным совсем уж простейший факт. Как Абу Талиб был для пророка не просто одним из дядюшек, а почти отцом, так и Али стал не каким-то там одним из двоюродных братьев, а по сути сыном.

Всё дальнейшее я и вовсе описывать не стану, годов с десятых, когда начались пророчества, всё разобрано до мелочей и разложено по полочками и относительно Мухаммеда, и касательно Али ибн Абу Талиба. А уж после хиджры, в Медине, и говорить нечего, там и чисто формально начинается исламский период, и любого фактического материала хоть отбавляй, моей помощи не требуется.

Остается лишь протокольно добавить, что свою младшую от Хадиджи и, судя по всему, любимую дочь Фатиму, рожденную в начале века ещё в Мекке, Мухаммад, очень скоро после того, как обосновался в Медине, выдал замуж за Али, таким образом его брат и почти сын стал ещё и зятем. Казалось бы, куда ближе?

Но и это ещё не всё, как любят говорить современные телепродавцы.

(Продолжение следует)

Метки:

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
mb_b
7 окт, 2015 13:04 (UTC)
"с примерно седины пятьсот девяностых годов"

с середины?
auvasilev
7 окт, 2015 13:11 (UTC)
Да, большое спасибо, опечатку исправил.
vepr_y
7 окт, 2015 13:12 (UTC)
О. Наконец :-)
dmitry_sofronov
7 окт, 2015 13:48 (UTC)
"А Башар Асад сам из алавитов, которые те же сунниты, только немножко маргинальные и радикальные. Но только самую чуточку, а так, по сути, всё-таки больше шииты. И Россия, понятно, хоть, как всегда, на стороне явного обижаемого меньшинства, но про этом, естественно, за справедливость, а это самое главное."

Должно быть:
"те же шииты", "но при этом".
auvasilev
7 окт, 2015 13:55 (UTC)
Да, большое спасибо, опечатку исправил.
Ігор Потоцький
9 окт, 2015 10:00 (UTC)
Далі буде....
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel