Честно говоря, приходится сделать над собой усилие, что бы сказать еще несколько слов о Египте. Уже не очень интересно, хотя, боюсь, вскоре может стать и слишком интересно.
Но на сегодня вопрос для меня решен и остается только наблюдать. И все же, видимо, придется еще раз сделать небольшое уточнение, более даже личного, чем общественно значимого (я даже автоматически, при написании этого предложения, выпрямил спину в гордой гвардейской осанке и подобрал свесившийся со стула зад) характера.
Я вчера объявил о том, что на площади Тахрир всё свершилось, за несколько часов до того, как Мубарак рассказал по телевизору, что остается президентом, не потому, что мне надоело ждать его речи вместе с начавшим уже ликование египетским народом, и хотелось поскорее пойти в баню (хотя и надоело, и хотелось, и я-таки в нее пошел). Просто после того, как высшее армейское командование заявило о легитимности требований народа, а посол Египта в США побежал успокаивать Обаму, мол, дяденька, не волнуйтесь, де-факто у нас теперь президент Сулейман, а этот, бывший, так только, на бумажке, не берите в голову…, мне стало окончательно ясно, что время Мубарака закончилось. Он еще может что-то напакостить, где-то намутить, кому-то настроение попортить, но к делу это уже никакого отношения не имеет. Его власть в стране закончилась бесповоротно и для меня несомненно. И реально она сейчас принадлежит даже не Сулейману, а армии, возможно, с некоторым долевым участием сулеймановских спецслужб. Но мы не знаем толком ни того, кто там сейчас в этой армии реально рулит, и насколько она едина, да и, вообще множество факторов мутны и расплывчаты даже для людей, считающих себя большими специалистами.
Но это уже проблемы другой эпохи. Та закончилась вчера на площади и дальше нам уже иметь дело только с ее последствиями. А вот уже об одном из таких возможных последствий я хочу коротко упомянуть.
«Министр обороны Израиля Эхуд Барак встретился с высокопоставленными советниками президента США Барака Обамы по вопросам национальной безопасности, чтобы обсудить изменения во внешней политике обеих стран в связи с меняющейся ситуацией в Египте.
В связи с угрозой полного коллапса режима египетского президента Хосни Мубарака Израиль опасается, что возникший вакуум власти заполнят исламистские элементы, уже объявившие о намерении отменить мирный договор между Египтом и Израилем, подписанный в 1979 году.
При этом представители администрации США выразили "непоколебимую приверженность сохранению безопасности Израиля", отмечается в заявлении.
Детали переговоров по ситуации в Египте не разглашаются».
Да, в общем, мне эти детали не очень и нужны. И так все ясно. «Непоколебимая приверженность сохранению безопасности Израиля», это если по-простому, дядя Барак пообещал евреям, что в случае чего, он за них вступится. И вот тут я хочу поделиться некоторыми сомнениями. Нет, я сейчас не буду вспоминать старое, я зрением дорожу, хотя говорить, что Америка так уж всегда последовательно стояла на защите Израиля и никогда его не предавала, это не такой уж бесспорный для меня факт. Но это была во всяком случае другая Америка, там можно было предполагать, как каждый раз конкретно - так или иначе поступит та или иная администрация, тот или иной конгресс, тот или иной президент.
Но вот относительно именно Обамы у меня почему-то не очень много вариантов для предположений, как не очень много уверенности в его желании и возможностях вообще что-либо гарантировать на Ближнем Востоке. И дело совсем не в том, что Обама черный, что он демократ или что его второе имя Хусейн. А в том, что он первый президент, который как раз абсолютно Американец, для которого Европа перестала быть в моральном и психологическом плане домом предков.
Я уже говорил в свое время о том американском офицере-ракетчике, который много лет спустя после Карибского кризиса признался, что никогда просто физически не смог бы заставить себя послать ракету с атомной бомбой в сторону Европы, даже если эта точка Европы называлась бы Москва. Хоть она и весьма далека от Ирландии, где, если не ошибаюсь, были корни этого офицера. И суть не в том, какие там биологические корни у самого Обамы, а в том, что этой корневой связи с Европой он уже не чувствует. Другое поколения, другая культура, другие времена.
Сказанное совершенно не значит, что принадлежность к Европе означает поддержку Израиля. Как раз сейчас Европа настроена, не буду употреблять одиозного слова антисемитски, но, несомненно, антиизраильски. Что бы убедиться в этом не требуется анализировать какие-то высказывания или прямые действия конкретных политиков или голосования в международных организациях, подготовку документов и прочие серьезные вещи. Достаточно регулярно смотреть и слушать «Евроньюс». И абсолютно подавляющее количество национальных СМИ, и общеевропейские новостные системы подают информацию так: «Вчера израильские военные разрушили артиллерийским или авиационным ударом три строения на территории сектора Газы. В одном из них, по сведениям из палестинских источников, находился склад медикаментов для беременных женщин. Так же поступают сообщения о том, что пострадали мирные жители, среди которых старики и дети. Возможно, эта акция стала ответом на обстрел израильской территории два дня назад, в результате которого никто серьезно не пострадал». Все верно. Не придерешься. Однако, сюжет строится всегда только так. Если кому-то не понятно «а что, собственно, здесь не правда», я не буду сейчас объяснять.
Но факты просты – любая слабенькая попытка публично пробормотать хоть что-то типа «евреи, конечно, засранцы, но, может быть, стоит и несчастным палестинцам тоже иногда указывать на не совсем верный характер их поведения» сразу же вызывают в либеральной европейской среде бурю возмущения и обвинения в попытке оправдать кровавые преступления израильской военщины. Сделать это возмущение совсем уж массовым мешает только собственный ужас Европы перед мусульманскими террористами. Но в единую картину это не складывается, тут, действительно, котлеты от мух отдельно и подсознательно, а иногда и совсем сознательно, вина все равно перекладывается на Израиль, который так достал арабов, что они стали взрывать метро в Лондоне. Потому, дело совершенно не в отношении, не в каких-то идеологемах или геополитике (которую, правда, я искренне считаю совершеннейшим шарлатанством, но никому своего мнения не навязываю).
Дело в двух, или вовсе не проговариваемых, или как-то совсем смутно и вскользь проборматываемых, но на самом деле очень простых вещах. Первое. Можно сколько угодно, как в свое время тот же Дмитрий Быков, открещиваться от того, что Израиль защищает общеевропейские ценности и настаивать, что это всего лишь два родственных и соседних «жестоковыйных народа» не могут что-то там поделить на Ближнем Востоке. Можно выстраивать любые самые убедительные логические цепочки и приводить сколько угодно самых бесспорных аргументов, ставящих под сомнение вообще какое-либо отношение Израиля к Европе. Но это никак не изменит на культурно эмоциональном уровне того факта, что Израиль и есть Европа. Как ни какое шаманство по поводу «евразийства», не изменят простой истины, что Россия и есть Европа. От того, что Ермак Тимофеевич когда-то там на какой-то речке навалял хану Кучуму (только не надо меня здесь поправлять по интернетовской традиции, я сейчас здесь не пишу историю завоевания Сибири), Россия не стала Азией, и от того, что Тахтамыш жег Москву, а «если кто ко мне и влез, так тот татарин», тоже не стала. Как всегда была Европой, так и осталась. Просто, это такая Европа. Вернее – Европа, она и такая. И как Англия, и как Испания, и как Норвегия, и как Россия. И как еще до сих пор, частично и все меньше, но Америка.
И как Израиль, кто бы что не вспоминал про кочевые племена, бродившие по аравийской пустыне. Когда в не скажу уже сейчас в подавляющей, но большей части домов в том или ином виде, если даже не висят на стене, но имеются не один век почитаемы портреты еврея или еврейки, довольно сложно воспринимать все это как слишком чуждое. При этом, ничего из сказанного никогда не мешало погромам, разгромам и изгнаниям, и совсем не помешало некоторым неприятным историям во время последней мировой войны.
Но, вот это, как раз, и второй фактор. Понятно, что всем этот Холокост уже во где сидит, и от начинающего миллионный раз о нем вспоминать у основной части европейского населения выступает нервная сыпь, но крохотные остатки чувства вины в подкорке пока еще все так же не дают окончательно отринуть чувство общности и сдать евреев с потрохами совсем уж без малейших угрызений. А вот для Обамы тут нет никаких проблем. Не потому, что он такой плохой. Возможно, совершенно замечательный. Какой он для американцев, вообще не нам судить, у них, слава Богу, система выборов еще не до конца сломалась. Но, просто, на сегодня вот это так.
И можно что угодно говорить и очень убедительно рассуждать, как это делает Носик, правы ли США, поддерживая предполагаемые и грядущие (или не грядущие) так называемые «демократические преобразования» в Египте, сравнивать всё с ситуацией в свое время в Иране, анализировать опасность происходящего для Израиля или для Европы вообще - толку мало. Стараться «сохранить лицо» Обама будет. И все верные слова скажет. Но вот он-то Израиль сдаст безо всяких особых угрызений.
Хотя, кое для кого, всё это очень плохо различаемые оттенки, всякие там америки. израили, европы и прочие рабиновичи.
В ходе торжеств, посвященных 32-й годовщине исламской революции, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад назвал манифестации в странах Магриба “праведным восстанием” против тирании Запада и продолжением дела аятоллы Хомейни. В результате этих акций протеста, добавил он, “Ближний Восток скоро избавится от США и Израиля”.
Вот вам и все легендарные тонкости изысканно-хитроумной восточной политики
Что, такая уж безнадежная ситуация? Не думаю. Но это уже другой разговор. И в другой раз.
P.S. Ну, вот. Несколько минут назад военные объявили о том, что военные в Египте официально взяли власть в свои руки. Что, сильно я поторопился?
Comments
Он сказал ХОТЕЛ ЖИТЬ ДОСТОЙНО. Дело было накануне масштабного сокращения. Надеялся , что под шумок про электриков и забудут.
И вот тоже интересная ссылка о причинах самоубийства сторожа - коменданта МВД эвских дач.
http://baxus.livejournal.com/67096.html?view=18020120
Тоже человек хотел совсем немногого . Просто дожить свой век ДОСТОЙНО. Однако всегда ли это столь казалось бы естественное стремление и желание каждого находит понимание и сочувствие?
Выдержать давление которого может не каждый.
В 99% случаев обид человеческих, факт обиды не лежит в плоскости логики. Как правило человек срывается, психически перегорает не выдержав психического напряжения, а потом сублимирует факт нанесённой ему обиды.
Поэтому само понятие ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ это понятие очень относительное и расплывчатое.
У Люка Бессона есть такая тема (Ангел-А) http://www.torrentino.com/torrents/10614
Почему маленький человек выдернутый из дерьма при помощи вмешательства высших сил с такой охотой опять туда лезет.
Может, ради нее мы на этом свете?