?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вообще-то, так называемая «Нобелевская лекция» по пустоте и стандартности ритуальной составляющей не сильно принципиально отличается от благодарности за вручение «Оскара».

Однако как-то так, тоже традиционно, особенно в гуманитарных областях, сложилось, что существуют определенные ожидании в отношении формулировки неких новых идей и тенденций от человека, отмеченного как бы самой высокой премией. А потом обсуждают, сбылись ли ожидания.

Иногда восхищаются. Иногда разочаровываются. Но и то и другое на самом деле всё та же рутина. Прочем, именно из рутины и состоит основная часть жизни, не следует её так уж пренебрегать.

Светлану Алексиевич слушали у нас особенно внимательно, поскольку давненько «нобелевка» не звучала на русском языке. А далее каждый ухватился за царапнувшую его фразу и принялся мудрствовать. Кто-то обиделся, кто-то восхитился, но всякий своим. Однако многие отметили как своего рода примиряющее, что Светлана Александровна сказала о «совке»:

«Мой отец, он недавно умер, до конца был верующим коммунистом. Хранил свой партийный билет. Я никогда не могу произнести слово «совок», тогда мне пришлось бы так назвать своего отца, «родных», знакомых людей. Друзей. Они все оттуда – из социализма».

Кажется, на эту тему уже высказались все, и я ни в коем случае не мечтаю подпеть в столь мощном хоре, потому очень прошу понять, насколько говорю вовсе о другом.

Мне слово «совок» тоже не очень нравится, но это чисто стилистически, и тут я кристально чист, полное алиби, перед вами многие тысячи страниц текста, где данное слово, почти уверен, или не употреблялось никогда, или, возможно, случайно в каком-либо контексте по необходимости и не от моего лица.

Но если по сути, то я в принципе считаю вот такое обращение к памяти своих родителей чистой спекуляцией, абсолютно лишенной содержательности и не имеющей никакого отношения к разговору по сути. Чувства каждого к своим родителям и другим ближайшим родственникам являются делом сугубо интимным и не подлежащем публичному обсуждению между серьезными людьми. Это мир телевизионных «ток шоу» для дебилов, зачем туда скатываться, следует всё-таки уважать аудиторию, к которой обращаешься.

«Совком» обычно называют тот комплекс человеческих качеств и свойств, который сформировался в людях за более чем семьдесят лет советской власти и который до сих пор оказывает огромное влияние на бывших граждан СССР и формирование их потомков уже в третьем иногда с лишним поколении.

У каждого к этому своё отношение. Лично для меня это один из самых страшных ядов, продолжающих отравлять человечество. Имеет ли, опять же лично для меня, какое-либо значение, насколько и в какие периоды своей жизни этим ядом были отравлены мои собственные родители?

Когда они были живы, конечно, имело, поскольку от этого кое-что зависело в чисто практическом плане возможности общения с ними. Сейчас же это представляет исключительно архивный интерес, а уж для моих детей, и я для этого сделал максимум возможного, и вовсе, хотя, возможно, и любопытный, однако сугубо нейтральный исторический факт.

Более того, я и сам очень во многом советский человек. Гораздо в большей степени, чем тот же тупой молодняк, что разгуливает по площадям с красными знаменами и портретами коммунистический вождей. Я плоть от плоти и кровь от крови советской власти. И это естественно, откуда мне ещё быть?

Но значит ли это, что мои дети должно испытывать по названому поводу почтение, уважение или ещё что доброе по отношению к «совку»? Да я удавился бы, если бы подобное произошло.

Так что я уж, простите, первый и, клянусь, последний раз в жизни от себя лично использую слово «совок» именно в том смысле, в котором его «не может произнести» Светлана Алексиевич. Я «совок» ненавижу, «совков» презираю и делал всё возможное для себя, и продолжаю делать, чтобы вытравить эту мерзость из общественного организма.

А покойных своих родителей очень люблю. Но это, ещё раз прошу прощения, вас совершенно не касается и мною не может быть употребимо как аргумент в любом разговоре.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
ju_88
10 дек, 2015 15:15 (UTC)
О переводе смыслов.
"Последний белорусский романтик" Владимир Короткевич, настолько же умница, насколько и великий выдумщик, заметил по схожему поводу: "Человек животное непоследовательное потому он и не домашний скот" (чалавек жывёла непаслядоуная, таму ён и ня быдла).

Мало кто так оттоптался по продукту советского периода, как мадам Алексиевич, даже не оттоптался, а как-то застенчиво даже развернул явление корнями вверх, совершенно непоследовательно не осуждая его носителей. И ужас ужасный, такой, что на трезвую голову её книжки читать невозможно, и людей-носителей жалко. Жалко не от слова "понять и простить", а от слова "понять, простить, убить и сожалеть о потере". Её работы, её позиция это не толерантность - белорусы вообще не толерантны в смысле бессмысленно и нелогично долготерпивы - это стиль жизни и миропонимания такой, в принцип возведенное и где-то даже избыточное понимание сложности отношений между людьми. Как в Быковском "Тумане", как в замечательном фильме "Оккупация. Мистерии" Кудиненко. Это непоследовательность, не требующая своего разрешения, кажущаяся нелогичность, которая должна таковой оставаться. Иначе некоторые вещи в мире перестают функционировать правильно. В конце концов даже казнь называется по-белорусски(по-старорусски если хотите) "страта". Другое значение этого слова "потеря".

В описанном контексте, в контексте белорусской культуры позиция Алексиевич безукоризненно точна. Псевдонелогичности в ней и у неё столько, сколько нужно, не более и не менее. Ваша позиция, более жесткая и категоричная по форме и не более радикальная по содержанию, происходит из другого культурного контекста. Потому собснна и оформлена иначе. По внутреннему содержанию же отличий не имеется.

verapel
10 дек, 2015 16:06 (UTC)
Вы правы.
Наверное, Алексиевич, как и многие другие в контексте мероприятия, считала необходимым добавить немного соплей и "интересных" литературных приемов.
ex_juan_gan
10 дек, 2015 16:34 (UTC)
Да. Спасибо. Вот эта вот наследственность... ну как бы в Германии кто-нибудь вдруг заявил бы, что у него, мол, папа до конца жизни оставался искренним нацистом.
vashaotdushina
10 дек, 2015 16:45 (UTC)
http://www.svoboda.org/content/article/27416607.html

http://www.svoboda.org/content/transcript/27307844.html
Сергей Медведев:
...Проблема в том, что она каждый раз попадает своей иголкой в какие-то очень больные места нации, о которых нация не привыкла ни думать, ни говорить. Эти места называются "Афганистан", "Чечня", "Чернобыль", "память о войне". Каждый раз она тыкает иголкой в места боли, и сейчас ее за эти тычки награждают Нобелевской премией. Россия – это страна, не привыкшая говорить о боли, переживать опыт травмы. И сейчас Алексиевич предъявляет России ее травму, а Россия не хочет ее видеть...
Мариэтта Чудакова:
...Я как раз сегодня читала отчеты о том, как судились с Алексиевич за "Цинковых мальчиков". Там фигурировала такая фраза: "Наши дети погибли, а она за рассказ об этом деньги получает". У нас какое-то идиотическое отношение к гонорарам. Ведь ей платили за ее труд. Зависть... Я все время говорю, что у нации, к которой я имею честь принадлежать, два очень крупных недостатка – зависть и неблагодарность. Правда, зависть больше у литераторов...
auvasilev
10 дек, 2015 16:56 (UTC)
Я в данном случае полностью согласен и с Медведевым, и с Чудаковой, и вообще их очень уважаю, но совсем не понял, какое имеют отношение приведенные Вами цитаты к тому, о чем я попытался сказать в конкретном своем тексте.
evgknyaginin
10 дек, 2015 17:31 (UTC)
На мой взгляд, классическое определение термина "совок" дал Ленин: "Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть совок". Впрочем, за точность цитаты не ручаюсь.
Петр Петровский
10 дек, 2015 17:37 (UTC)
Оптимист Вы . Невозможно все это уже вытравить, молодняк не обязательно тупой разгуливает, всякая молодежь есть. Потому как идеология эта мощная и красивая.
И, разогнав крутые волны дыма,
Забрызганные кровью и в пыли
По берегам широкошумным Крыма
Мы яростное знамя пронесли.
Вот так вот, какая идеология "полного холодильника" может с этим конкурировать? Прекратить такое можно только в результате военного разгрома и принудительного запрета идеологии. Тогда, может через поколение, и станет все это историческим интересом не более. Покуда не так. Я предпочитаю за символикой наблюдать, а не за курсами доллара/нефти. Один из последних символов-новогодняя елка в Кремле будет наряжена в стиле советского ретро. Как Вы думаете это слабое воздействие на умы детей. Кстати, рожденных уже вне СССР , да, что я там? Даже родители их уже пионерами не были. Однако вот так, серп и молот(условно) пройдет на ура.
ju_88
10 дек, 2015 18:31 (UTC)
вовсе не обязательно разгрома и запрета. Достаточно 800к шенгенских виз в год и 1,2м живущих в первом мире на 10м человек. Совок рассасывается довольно уверенно.
Петр Петровский
10 дек, 2015 19:04 (UTC)
Возможно. Но не вполне понятно за чей счет будет этот банкет.Условному Западу до всего этого дела нет(. Если их за мошну не трогают. Есть большие подозрения, что и "санкцЫи " постепенно сойдут на нет, потому как тоже не до этого становится.Терпилой будет несчастная Украина .
ju_88
10 дек, 2015 19:20 (UTC)
шо значит за чей счет? Визы? За собственные деньги населения. За чьи же еще? Всё сами, золотыми ручками.

Морок рассасывается сам собой от свежего ветра. Просто больше надо ездить по миру и радовать себя его разнообразием, чего дарагиересияне не делают. И! Стёб, стёб обязательный элемент. Совок свинцово серьезен, иронии не выдерживает.

Почему Украина? Я о Беларуси говорю.
auvasilev
11 дек, 2015 15:20 (UTC)
О, да... Оптимист, это, конечно, именно про меня...
anna_bpguide
10 дек, 2015 18:54 (UTC)
Имеет ли, опять же лично для меня, какое-либо значение, насколько и в какие периоды своей жизни этим ядом были отравлены мои собственные родители?

Так именно что для каждого - личное. О том и речь.
zimorodok_ferro
10 дек, 2015 18:56 (UTC)
Согласен , Александр
с Вами. Это как наколку (татуировку) с кожи снимать , больно и родители тут непричём. И совершенно неважно сделана она в концлагере или добровольно по-молодости бахвальства , глупости или куражу ради. Но , если хочешь войти в приличное общество , где это неприемлемо , придётся терпеть. Лучше уж шрам , чем позор , показывание пальцем и косые взгляды постоянно. -(
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel