К сожалению, не каждое выступление получается послушать, да, возможно, это и не столь уж необходимо, однако из того, что встретилось, особенно понравился разговор о сборнике «Вехи». На редкость точно и умно, впрочем, опять же сугубо личное мнение, никому его не навязываю
Однако вот что меня несколько удивило, вовсе не относящееся к истории или литературе, а скорее по некоторой последнее время массовости интонации. Быков, уже практически подводя итоги своих размышлений, замечает, что, по его мнению, основной водораздел человеческий происходит не по сути убеждений, а между теми, у кого эти убеждения в принципе есть (видимо, имеется в виду искренние и глубокие, настоящие убеждения), и теми, в ком более «конъюнктурности» (при том, что Быков и с их стороны не отрицает возможности определенной степени искренности, однако у них она как бы вторична).
Вот господин Венедиктов откровенно тронулся головой и некрасиво вляпался в удивительной глупости и безобразности проект под названием «Леся Рябцева». Но вместо того, чтобы элементарно хоть в двух словах извиниться перед публикой (перед сотрудниками он, говорят, всё-таки извинился, но это совсем другая опера), Алексей Алексеевич вдруг заявляет, что всё нормально, поскольку Рябцева: «Всегда говорит то, во что в данный момент верит». То есть, то же самое, главное, чтобы человек был искренен в своих убеждениях, остальное мелочи.
Один очень приличный телевизионный критик, делая нечто типа обзора нынешних ведущих разного рода «ток шоу» на федеральных каналах, от великого Соловьева до разных там, более ему духовно близких Минаева и Прилепипина, тоже постоянно напирает на «искренность». Всё время оговаривается, мол, и с этим я по политическим и даже моральным критериям могу быть полностью не согласен, но ведь насколько он искренен! А этот ещё искреннее!
Прямо-таки какая-то странная мода пошла. Но я, видать, окончательно поглупел и совсем уже ничего понять не могу. С моей точки зрения одним из самых искренне убежденных людей, эту самую свою искреннюю убежденность подтвердивший предельно убедительным же образом и способом, был Йозеф Геббельс. А вот человека, которому я всегда немножко не доверял, и который много лет вызывает у меня подозрения именно относительно критерия «конъюнктурности», зовут Джордж Сорос.
И, признаться, если бы пришлось выбирать… Но Быкову, конечно, виднее…