?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда я говорил, что вижу в существовании современного государства Израиль великое чудо и единственное, на мой взгляд, реальное проявление Божественного замысла, то вовсе не имел в виду, что мне так уж нравится это самое государство или, тем более, что я считаю его идеалом и образцом для подражания. Вовсе даже нет, если не наоборот. Тут дело совершенно в другом.

И прежде всего, конечно же, если иметь в виду тактико-технические характеристики инструментария, дающего возможности в невероятной для этого ситуации поддерживать в рабочем состоянии современное демократическое государство западного типа, следует обратить внимание на опыт функционирования нынешнего Израиля, противоречащий всем и всяческим законам рационального материального мира. Однако подробнее об этом мы будем говорить позднее, а пока, обозначив тему, заметим, что здесь лишь часть чуда.

Не меньшим проявлением упомянутого Замысла явилось и само повторное возникновение Израиля, которое необъяснимо никакой из существующих логических схем и систем. Напротив, исходя из фактов и стандартного понимания сущности человеческой, такое государство не могло появиться на карте никаким мыслимым образом. Думаю, это прекрасно понимает большинство хоть в малой мере интересовавшихся историей вопроса, однако я всё же позволю себе для очистки совести напомнить некоторые моменты.

Только не волнуйтесь, я не собираюсь никого утомлять подробным изложением еврейских сказок. Они вполне доступны для самостоятельного ознакомления и уже далеко не первое тысячелетие являются наиболее тиражируемыми, обсуждаемыми, толкуемыми и комментируемыми Текстами достаточно значимой части населения планеты. Потому всего лишь отмечу максимально кратко реперные точки, которые имеют непосредственное отношение к рассказываемой мной истории, а у кого впоследствии появится желание и потребность что-то уточнить, уверен, недостатка в материале любого уровня глубины не возникнет.

Общепринято восхищаться мудростью то ли Моисея, то ли Того, кто его в данном вопросе надоумил, относительно сорокалетнего блуждания евреев по пустыне после бегства из египетского плена. Мол, надо было дождаться, чтобы вымерли все, родившиеся в рабстве. Кстати, идея само по себе довольно изящная и к её философско-эстетической ценности нет никаких претензий. Но нас здесь интересует не духовная высота мифологии и даже не даже не истинные исторические причины такого экзотического по формальным признакам поведения Пророка, а чисто конкретно имеющие отношение к нашему делу процессы.

Столь длительное пребывание без серьезных защитных приспособлений на открытой территории, скорее всего, Синайской пустыни привели к тому, что под воздействием повышенной солнечной радиации в устройстве еврейских организмов вообще и мозгов в частности произошли изменения, которые я по ряду сейчас не обсуждаемых причин не рискну назвать генетическими, но они явно наследуемые и малосомненные. Количество точек зрения буквально на всё резко превысило количество голов, а способность договариваться между собой понизилась непосредственно до той грани, за которой уже начинается неизбежное взаимоуничтожение. Причем, и грань эта больше походила не на неприступную крепостную стену, а, скорее, на неровную линию, прочерченную пальцем на песке.

Поняв, что дело может кончиться совсем плохо, Господь даже не то, что дал, а почти насильно, не с первого раза и не без приключений всучил евреям Закон, после чего разрешил укрыться хоть в относительной тени, порекомендовав для этого Землю ханаанскую, население которой, видать, счел совсем уж безнадежным.

Но и на Обетованном пространстве, избранный народ повел себя не лучшим образом, началось время Судей, название в большой степени случайное и не отражающие наиболее употребимого значения слова «судья», однако оказавшееся необычайно точным по обобщающему смыслу.

Короче, тысячи примерно три лет (прошу прощения за надоедливость, но из аккуратности и осторожности вынужден время от времени напоминать, что даты, как и имена, в данном тексте в достаточной мере условны) назад решено было попытаться покончить с бардаком более решительным образом, и во главе того, что пыталось превратиться в государство, поставлен был царь, которого звали Саул. Он с переменным, и всё же следует признать, что успехом воевал с разными недругами, которые по темноте своей недостаточно прониклись идеей Божественного предназначения окрестных земель именно евреям, но погиб славной смертью на поле боя, после чего к власти пришел уже царь Давид.

Считается, что при Сауле столицей царства был его родной, типа, город Гива, но от того «Холма» нынче правдоподобных следов не осталось, хотя некоторые указывают даже почти точное место, километрах в пяти севернее Иерусалима, впрочем, большого значения это уже не имеет. Давида с Гивой ничего не связывало, чисто ситуативно и тактически ему больше приглянулся Хеврон на западном берегу Иордана, куда он сразу после гибели Саула с тремя сыновьями и отправился, там всё сразу и провозгласив, в смысле, и свой статус, и новую столицу.

Однако если совсем честно, царствование Давида изначально признавалось отнюдь не всеми коленами Израилевыми, особо мутили воду родственники покойного царя, практически возведя на престол его сына Иш-Бошета, так что потребовалось ещё некоторое время доказывать народу свои выдающиеся качества, прежде всего, естественно, силовыми методами. Но как бы там ни было, после смерти Иш-Бошета уже пришло относительное единение, и Давид решил взяться за централизацию всерьез. А для этого Хеврон, по определенным, не интересующим нас сейчас причинам, связанным с нюансами межплеменных отношений, подходил не очень. И одновременно поставленной цели мешал находившийся почти в центре еврейского царства небольшой анклав некоего народа, который назывался иевуситы или иевусеи, сейчас уже даже толком не разберешь, особенно по-русски.

Народ, конечно, не великий, корни абсолютно достоверно неизвестны, предполагается от хеттов до амореев, точно только, что не евреи, следов от него никаких особо не осталось, и было их, судя по всему, не очень много. Однако, если объективно, то вполне себе достойный народ, не сильно агрессивный, от иудеев, понятно, по необходимости отбивался и даже частично успешно, сохранив за собой небольшое независимое пространство, но ни в каких сверхъестественных подлостях перед Давидом и его компанией замечен не был и при счастливом стечении обстоятельств вполне мог удостоиться иной судьбы. Угораздило же этих несчастных не только оказаться неудобной занозой внутри укрепляющегося еврейского царства, но ещё и некоторое время назад основать (кстати, тоже далеко не факт, что первый на этом месте) городок Иевус с крепостью в центре, на горе Сион.

Давид решил одним махом разобраться с несколькими проблемами, иевусейский анклав ликвидировал, цитадель на горе захватил и устроил там новую столицу уже Объединенного царства Израиля и Иудеи, назвав её скромно и долго не мудрствуя «город Давида». Вот, собственно, с этого события и начинается интересующая нас история Иерусалима (и снова подчеркиваю для забывчивых, что не История, а всего лишь история).

За последующие тридцать три года царь сделал очень много и для народа израильского, и для государства, и для своей новой столицы, но в мире есть мало людей, о которых столь много и подробно написано, потому в эти подробности, возможно и весьма важные не только для евреев, но и для всего человечества, мы совсем соваться не станем, а ограничимся всего несколькими интересующими нас моментами.

И прежде всего отметим тот факт, который представляется мне не только основным, но и является, кроме прочего, в некоторой степени побудительным мотивом многих деяний, в том числе моих собственных. Давиду Иессейевичу удалось добиться заключения довольно уникального договора, и даже не столько по условиям, сколько по личности второй стороны. Согласно «Нерушимому завету Сиона» Господь подписался, в частности, что династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида — Иерусалим — будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога.

Это только человеку совсем темному и несведущему может показаться странным такое как будто неожиданное географическое предпочтение Создателя. То есть, конечно, ничего плохого сказать не могу и, тем более, обидеть никого не хочу, климат вполне приличный, и месторасположение неплохое, но, будем справедливы, так уж утверждать, что вариант идеальный…

А всё объясняется очень просто. Там неподалеку от горы Сион, на которой и вокруг которой располагался город Давида, через долину Тиропеон, но это я так, из большого уважения назвал, а вообще-то довольно близко, на расстоянии прямой видимости и пешком дойти не великая проблема, распложена другая горка, то самая Мориа, на которой когда-то Авраам несколько на мой взгляд экстремальным способом доказал свою преданность Господу.

Эта трогательная история, видать, произвела на Него такое неизгладимое впечатление и столь прочно запала в душу, что именно данную возвышенность Всевышний решил определить, как место постоянного своего пребывания. Понятно, мы же не дети малые и не упертые буквалисты-фундаменталисты, речь в «Договоре» конечно в то время шла не о единственном и постоянном размещении, а, скорее, типа, резиденции, но, несомненно, резиденции основной и самой статусной.

Тут после долгих размышлений и сомнений я всё-таки рискну напомнить подзабывшим ещё одну подробность. То есть, ни на что не намекаю и никаких слишком обобщающих выводов не делаю. Но из Египта до границ Земли ханаанской Господь сам показывал евреям путь, причем круглосуточно, не жалея энергии, но потом почему-то вместо себя поставил ангела. Похоже, предпочел на всякий случай лично не заходить на спорные территории, пока там ситуация не упорядочится. И вот после обустройства Давида в Иерусалиме, получается, пришел к выводу, что уже пора и можно. В общем, оставалось только соответственно назначению оборудовать место пребывания.

Чисто практически непреодолимых проблем не было, но имелся один небольшой морально-этический аспект. Давид в процессе наведения порядка и из самых, естественно, лучших побуждений, но, скажем так помягче, иногда бывал несколько резковат, и крови самого разного качества имелось с определенным избытком по меркам совсем уж строгим. А какие мерки могут быть более строгими, чем для такого великого дела? Потому, хоть Давиду Иессейевичу и была доверена огромная подготовительная работа, непосредственно строительство Храма поручили Соломону Давидовичу.

(Простите, что снова не удерживаюсь от подробностей, которыми обещал не перегружать читателей, но всего одна мелкая любопытная и характерная деталь. Господь прямо и конкретно указал Давиду на место, где впоследствии должен стоять Храм, но где пока по ряду иных соображений сам Давид должен установить жертвенник. А соображения были довольно насущные и не позволяющие медлить. Да вот беда, гора Мория находилась в частной собственности. История по странной прихоти сохранила имя собственника – Аравна. И вы можете смеяться, но он был даже не евреем, а иевуситом, то есть представителем побежденного народа. И царь победителей ради такого дела высшей государственной важности знаете, как поступил? Купил гору. Причем хитрый иевусит прознал про предстоящую покупку, что правда, особо и не скрывалось, прикинул, насколько Давид в безвыходном положении, и закатил такую цену, что деньги пришлось собирать среди всех колен Израиля. Ничего, собрали и заплатили).

Комплекс на горе Мориа (которую я с этого момента, несколько анахронистически, для простоты буду называть Храмовой) построили роскошный, используя самые передовые материалы и технологии, привлекая лучших специалистов и при строгом соблюдении всех требований Заказчика, которому, похоже, поднадоело уже слишком долгое пребывание в «шатрах и скиниях». Казалось, всё, наконец, организовано по высшему разряду, государство создано, Господь велик, царь мудр, народ трудолюбив, религиозен и потихоньку, но неустанно, повышает свой профессиональный и образовательный уровень, природа, погода, короче, живи – не хочу.

Так, собственно, и было все лет сорок правления царя Соломона. И хотя имелись у него мелкие разногласия с Руководством, куда ж без этого, но Господь проявлял великое долготерпение, даже вынужден был придумать такую не слишком убедительную отмазку, чтобы не выглядеть совсем уже соглашательски и беспринципно, будто всего лишь вынужден строго соблюдать обещание, данное ещё Давиду, что при его сыне никаких особых неприятностей не допустит.

Однако после смерти Соломона и такая отговорка перестала работать. Евреи совсем уже нагло стали путать берега, начался очередной этап массового разброда и шатаний, в общем, обычная ихняя история – снова достали Всевышнего по обычному своему беспределу. И века через три с половиной Он, издевательски выбрав для этого правителя со смешным именем Навуходоносор и сначала честно предупредив бузотеров, потом позволил Храм разрушить, а значительную часть особо отличившихся евреев отправил охладить головы и подуспокоить нервы в спальный район Ново-Вавилонию.

Столь жесткие меры, похоже, хоть и не сразу, но по Его масштабам времени довольно быстро подействовали, и всего лет через семьдесят не только желающих евреев (они и тут умудрились устроить склочный базар, в результате которого кое-кто стался в Месопотамии) вернули на место, не только разрешили им восстановить Храм, но ещё и весьма действенно в этом помогли.

(На всякий случай упомяну, во избежание последующих кривотолков, что вообще-то евреи благодаря последствиям повышенной солнечной радиации во время своего путешествия с Моисеем, кроме прочего приобрели и избыточную тягу к странствиям с приключениями, невероятным образом сочетающуюся с желанием и умением кучковаться, безошибочно чуя «своих», потому начали распространяться по миру задолго, во всяком случае за несколько веков точно, до того, как это их заставили сделать уже совсем кардинальными методами).

Второй Храм простоял подольше Первого, около шестисот лет. Я не осмелюсь утверждать, что Господа в этот период всё полностью устраивало, но Его тоже можно понять. Трудно требовать слишком многого от столь тяжелого материала, признать же полный провал предприятия не позволяло самолюбие и великое милосердие, да и отношения за столько времени сложились почти родственные, так что приходилось проявлять Божественное терпение и надеяться на лучшее.

С другой стороны, и сам Господь вел себя уже несколько осторожнее, совсем абсолютной государственно-политической свободы и независимости, как при Соломоне, евреям не давал, постоянно ставя ограничители в виде то персов, то греков, то ещё каких экзотических посредников. Но всё-таки следует признать, что довольно четкое и казавшееся вполне жизнеспособным этническое, культурное и религиозное объединение иудеев с центром в Иерусалиме существовало, и потому Храм стоял.

Но в конце концов евреи который раз принялись прощупывать своим превышающим всякие мыслимые пределы интеллектуально-нравственным полифоническим разгильдяйством это самое терпение на прочность. И вновь их неоднократно, откровенно и наглядно предупредили.

Сначала пришли условные сирийцы четвертого Антиоха, сильно нагадили в городе и даже на Храм покусились, способами, о которых и говорить противно, (хасмонейскую авантюру оставим без комментариев), потом римляне Помпея отличились, наконец совсем уж не позволяющим разночтений знаком явилось пришествие Ирода, того самого, который Великий.

И здесь очень важный момент. Сочетание невероятного, единение немыслимого, текст, который, если бы был прочитан правильно, давал широчайшую перспективу и огромные возможности. Храм не только устоял, но правитель, никаким естественным способом для того не годный, да, несомненно, по казавшимся ему сугубо личными и лишенными всякого с его стороны высокого духовного смысла причинам, но стал Второй храм реконструировать. А на самом деле, хотя это сооружение так и не стало храмом Третьим, по сути построил на том же месте новый великолепный комплекс. Очень долго, тщательно и основательно строили, лет пятьдесят, если не больше возились, уже после смерти Ирода всё продолжали и продолжали доводить до ума и совершенствать.

Чудо получилось, а не Храм. Был дан евреям последний шанс охолонуться. Не помогло. Как обычно не смогли договориться. Не с кем-то, тут как раз всегда имелись повышенные способности даже при самом враждебном окружении и предвзятом отношении. А между собой. Уж слишком все умные и каждый всё понимает лучше всех.

И лет всего через пять-шесть после завершающего штриха в отделке, Господь вновь не выдержал, плюнул, Иерусалим взяли римские легионы Тита, Храм разрушили, евреев прогнали, а через некоторое время Адриан и вовсе издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город запрещался. Доигрались.

Остается справедливости ради добавить, что от тех народов и государств, что причастны были к разрушению Храмов, и вовсе ничего не осталось, кроме попыток Пападопулоса называть греков эллинами, а Муссолини - итальянцев римлянами. Но это не имеет никакого отношения к нашей истории.

А мне остаётся лишь констатировать, что со времени разрушения Храма Договор уполномоченного еврейского представителя Давида с Господом оказался, если юридически не денонсированным, то фактически приостановленным, и Он пустил любимых детей своих по планете, чтобы дать им как следует прийти, наконец, в себя, успокоиться, набраться опыта и кое-чему подучиться, а заодно и подлечиться от солнечной радиации.

Впрочем, возможно, у Него были и иные цели, но, во-первых, они по классике неисповедимы, во-вторых, среди них возможны и личные, нас вовсе не касающиеся, а в-третьих, для остальных предположений мы будем ещё иметь время и возможности.

(Продолжение следует)

Метки:

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
n_ermak
8 янв, 2016 19:02 (UTC)
Любит Бог народ Свой.
n_ermak
9 янв, 2016 10:00 (UTC)
Простите, если не совсем в тему. Попалось в интернете и захотелось поделиться:

"Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском: разве неверно пророчествовал? Остался ли камень на камне и входят ли ныне в него молящиеся? Разве неверно пророчествовал?

Вложил народ всю душу свою в стены храма и остался пуст. Кто душу свою доверит камню на хранение и сам не печется о ней более, тот непостоянен будет, как тень осиновая.

Воздвигли мы храм Господу, говорят они, и заплатили долг свой. Отныне мы должники лишь самим себе. Воздали мы Богу Божие, а теперь воздадим себе должное.

Несчастные, зачем храм Господу, если не нужен вам? Для чего он Тому, Которому в песчинке нетесно и не слишком просторно во вселенной звездной? Разве могут бездомные дом Учителю всех зодчих выстроить?

Научил Зодчий предков ваших, для того чтобы вас научили воздвигать храмы Ему, ибо вам, а не Ему потребны они.

Ему воздвигая, вы Им из себя строите. Ибо ничего не может прах для Него без Него сделать

Строя Ему храмы лучшие, вы показываете пример душе, что надлежит ей в себе выстроить.

Строя Ему лучшее, чем телу своему, вы душе пример подаете, чтобы и она строила себе обиталище более крепкое, возвышенное и светлое, чем тело ее.

Драгоценные храмы Ему возводите, дабы напомнить душе, что и она для палат царских предназначена, а не для глинобитных мазанок.

Не Ему дом возводите, но образ душе своей, и книгу ее пишете в память ей.

Господь милостив, и сходит Он в храмы каменные, вами выстроенные, чтобы с душами вашими встретиться.

Несчастные, что будет с вашими храмами, если не прозреют души и примера не послушают? Если купола храмов будут выше душ? Если храмы будут просторнее, чем души ваши? Что будет с храмами вашими?

Если свечи в храмах каменных будут светлее мыслей ваших? Если ладан и смирна будут благоуханнее сердец ваших? Что будет с храмами вашими?

Если алтари храмов будут святее святыни душ ваших? Если богатство литургий будет богаче богатства душ ваших? Если эхо молитв в храмах найдет больше отклика в стенах каменных, чем в душах ваших? Что будет с храмами вашими?

Станут они идолами каменными на могилах душ ваших. И когда станут ими, тогда не будут уже примером строительства духовного и обратятся в гордыню; тогда, воистину, не останется камня на камне от них. И вы, несчастные, скитаться будете, как тени храмы возводивших и знавших, для чего возводят; и уподобитесь игре тени осиновой, по миру колеблемой. "

свт. Николай Сербский "Моления на озере"
igormy
8 янв, 2016 19:55 (UTC)
Кажется, на наших глазах рождается Пятое Евангелие. Или Восьмое. Эти черти-археологи совсем всех запутали. Но качество краткого исторического обзора предшествующих времен - выше всех похвал!
livejournal
8 янв, 2016 20:39 (UTC)
Древняя история евреев от Васильева: Земля О. (Звезды Д
Пользователь yuryper сослался на вашу запись в своей записи «Древняя история евреев от Васильева: Земля О. (Звезды Давида) » в контексте: [...] Оригинал взят у в Земля О. (Звезды Давида) [...]
geragp
8 янв, 2016 22:12 (UTC)
мля... ну ооочень нудно.
yohaha
9 янв, 2016 00:43 (UTC)
Собственно с момента разрушения Второго Храма и начался настоящий расцвет еврейской культуры
siberian_laykee
9 янв, 2016 05:48 (UTC)
Современный Израиль - это точно чудо
Сразу вспоминается "Моя жизнь" Голды Меир. И еще несколько книг по истории современного Израиля.

Они не просто проскочили, буквально просочились в крошечное окно возможностей. Это ли не чудо?
( 7 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel