?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Письмо щастья

Иосиф Виссарионович!

Пишу это письмо, как, возможно, последнее, предсмертное, свое письмо. Поэтому прошу разрешить мне писать его, несмотря на то, что я арестант, без всякой официальщины, тем более, что я его пишу только тебе, и самый факт его существования или несуществования целиком лежит в твоих руках...

Сейчас переворачивается последняя страница моей драмы и, возможно, моей физической жизни. Я мучительно думал, брать"ся ли мне за перо или нет, - я весь дрожу сейчас от волнения и тысячи эмоций и едва владею собой. Но именно потому, что речь идет о пределе, я хочу проститься с тобой заранее, пока еще не поздно, и пока пишет еще рука, и пока открыты еще глаза мои, и пока так или иначе функционирует мой мозг.

Чтобы не было никаких недоразумений, я с самого начала говорю тебе, что для мира (общества) я 1) ничего не собираюсь брать назад из того, что я понаписал; 2) я ничего в этом смысле (и по связи с этим) не намерен у тебя ни просить, ни о чем не хочу умолять, что бы сводило дело с тех рельс, по которым оно катится. Но для твоей личной информации я пишу. Я не могу уйти из жизни, не написав тебе этих последних строк, ибо меня обуревают мучения, о которых ты должен знать.

1. Стоя на краю пропасти, из которой нет возврата, я даю тебе предсмертное честное слово, что я невиновен в тех преступлениях, которые я подтвердил на следствии.

2. Перебирая все в уме, насколько я способен, я могу, в дополнение к тому, что я говорил на пленуме, лишь отметить:

а) что когда-то я от кого-то слыхал о выкрике, кажется, Кузьмина, но никогда не придавал этому никакого серьезного значения - мне и в голову не приходило;

в) что о конференции, о которой я ничего не знал (как и о рютинской платформе), мне бегло, на улице, post factum, сказал Айхенвальд ("ребята собирались, делали доклад"), - или что-то в таком роде, и я тогда это скрыл, пожалев "ребят"

с) что в 1932 году я двурушничал и по отношению к "ученикам", искренне думая, что я их приведу целиком к партии, а иначе оттолкну. Вот и все. Тем я очищаю свою совесть до мелочей. Все остальное или не было или, если было, то я об этом не имел никакого представления.

Я на пленуме говорил таким образом сущую правду, только мне не верили. И тут я говорю абсолютную правду: все последние годы я честно и искренно проводил партийную линию и научился по-умному тебя ценить и любить.

3) Мне не было никакого "выхода", кроме как подтверждать обвинения и показания других и развивать их: либо иначе выходило бы, что я "не разоружаюсь".

4) Кроме внешних моментов и аргумента 3) (выше), я, думая над тем, что происходит, соорудил примерно такую концепцию:
Есть какая-то большая и смелая политическая идея генеральной чистки а) в связи с предвоенным временем, b) в связи с переходом к демократии. Эта чистка захватывает а) виновных, b) подозрительных и с) потенциально подозрительных. Без меня здесь не могли обойтись. Одних обезвреживают так-то, других - по-другому, третьих - по-третьему. Страховочным моментом является и то, что люди неизбежно говорят друг о друге и навсегда поселяют друг к другу недоверие (сужу по себе: как я озлился на Радека, который на меня натрепал! а потом и сам пошел по этому пути...). Таким образом, у руководства создается полная гарантия.

Ради бога, не пойми так, что я здесь скрыто упрекаю, даже в размышлениях с самим собой. Я настолько вырос из детских пеленок, что понимаю, что большие планы, большие идеи и большие интересы перекрывают все, и было бы мелочным ставить вопрос о своей собственной персоне наряду с всемирно-историческими задачами, лежащими прежде всего на твоих плечах.

Но тут-то у меня и главная мука, и главный мучительный парадокс.

5) Если бы я был абсолютно уверен, что ты именно так и думаешь, то у меня на душе было бы много спокойнее. Ну, что же! Нужно, так нужно. Но поверь, у меня сердце обливается горячей струею крови, когда я подумаю, что ты можешь верить в мои преступления и в глубине души сам думаешь, что я во всех ужасах действительно виновен. Тогда что же выходит" Что я сам помогаю лишаться ряда людей (начиная с себя самого!), то есть делаю заведомое зло! Тогда это ничем не оправдано. И все путается у меня в голове, и хочется на крик кричать и биться головою о стенку: ведь я же становлюсь причиной гибели других. Что же делать" Что делать?

6) Я ни на йоту не злобствую и не ожесточен. Я - не христианин. Но у меня есть свои странности. Я считаю, что несу рас"плату за те годы, когда я действительно вел борьбу. И если хочешь уж знать, то больше всего меня угнетает один факт, который ты, может быть, и позабыл: однажды, вероятно, летом 1928 года, я был у тебя, и ты мне говоришь: знаешь, отчего я с тобой дружу: ты ведь неспособен на интригу? Я говорю: Да. А в это время я бегал к Каменеву ("первое свидание"). Хочешь верь, хочешь не верь, но вот этот факт стоит у меня в голове, как какой-то первородный грех для иудея. Боже, какой я был мальчишка и дурак! А теперь плачу за это своей честью и всей жизнью. За это прости меня, Коба. Я пишу и плачу. Мне ничего уже не нужно, да ты и сам знаешь, что я скорее ухудшаю свое положение, что позволяю себе все это писать. Но не могу, не могу просто молчать, не сказав тебе последнего "прости". Вот поэтому я и не злоблюсь ни на кого, начиная с руководства и кончая следователями, и у тебя прошу прощенья, хотя я уже наказан так, что все померкло, и темнота пала на глаза мои.

7) Когда у меня были галлюцинации, я видел несколько раз тебя и один раз Надежду Сергеевну. Она подошла ко мне и говорит: "Что же это такое сделали с Вами, Н. И." Я Иосифу скажу, чтобы он Вас взял на поруки". Это было так реально, что я чуть было не вскочил и не стал писать тебе, чтоб... ты взял меня на поруки! Так у меня реальность была перетасована с бредом. Я знаю, что Н. С. не поверила бы ни за что, что я злоумышлял против тебя, и недаром подсознательное моего несчастного "я" вызвало этот бред. А с тобой я часами разговаривал... Господи, если бы был такой инструмент, чтобы ты видел всю мою расклеванную и истерзанную душу! Если б ты видел, как я внутренне к тебе привязан, совсем по-другому, чем Стецкие и Тали! Ну, да это "психология" - прости. Теперь нет ангела, который отвел бы меч Аврамов, и роковые судьбы осуществятся!

8) Позволь, наконец, перейти к последним моим небольшим просьбам:

а) мне легче тысячу раз умереть, чем пережить предстоящий процесс: я просто не знаю, как я совладаю сам с собой - ты знаешь мою природу; я не враг ни партии, ни СССР, и я все сделаю, что в моих силах, но силы эти в такой обстановке минимальны, и тяжкие чувства подымаются в душе; я бы, позабыв стыд и гордость, на коленях умолял бы, чтобы не было этого. Но это, вероятно, уже невозможно, я бы просил, если возможно, дать мне возможность умереть до суда, хотя я знаю, как ты сурово смотришь на такие вопросы;

в) если меня ждет смертный приговор, то я заранее тебя прошу, заклинаю прямо всем, что тебе дорого, заменить расстрел тем, что я сам выпью в камере яд (дать мне морфию, чтоб я заснул и не просыпался). Для меня этот пункт край"не важен, я не знаю, какие слова я должен найти, чтобы умолить об этом, как о милости: ведь политически это ничему не поме"шает, да никто этого и знать не будет. Но дайте мне провести последние секунды так, как я хочу. Сжальтесь! Ты, зная меня хорошо, поймешь. Я иногда смотрю ясными глазами в лицо смерти, точно так же, как - знаю хорошо - что способен на храбрые поступки. А иногда тот же я бываю так смятен, что ничего во мне не остается. Так если мне суждена смерть, прошу о морфийной чаше. Молю об этом...

с) прошу дать проститься с женой и сыном. Дочери не нужно: жаль ее слишком будет, тяжело, так же, как Наде и отцу. А Анюта - молодая, переживет, да и мне хочется сказать ей последние слова. Я просил бы дать мне с ней свидание до суда. Аргументы таковы: если мои домашние увидят, в чем я сознался, они могут покончить с собой от неожиданности. Я как-то должен подготовить к этому. Мне кажется, что это в интересах дела и в его официальной интерпретации;

д) если мне будет сохранена, паче чаяния, жизнь, то я бы просил (хотя мне нужно было бы поговорить с женой):

*) либо выслать меня в Америку на n лет. Аргументы за: я провел бы кампанию по процессам, вел бы смертельную борьбу против Троцкого, перетянул бы большие слои колеблющейся интеллигенции, был бы фактически Анти-Троцким, и вел бы это дело с большим размахом и прямо с энтузиазмом; можно было бы послать со мной квалифицированного чекиста и, в качестве добавочной гарантии, на полгода задержать здесь жену, пока я на деле не докажу, как я бью морду Троцкому и К0 и т. д.;

**) но если есть хоть атом сомнения, то выслать меня хоть на 25 лет в Печору или Колыму, в лагерь: я бы поставил там универ"ситет, краеведческий музей, технич. станции и т. д. институты, картинную галерею, этнограф-музей, зоо- и фито-музей, журнал лагерный, газету.
Словом, повел бы пионерскую зачинательскую культурную работу, поселившись там до конца дней своих с семьей.
Во всяком случае, я заявляю, что работал бы где угодно как сильная машина.

Однако, по правде сказать, я на это не надеюсь, ибо самый факт изменения директивы февральского пленума говорит за себя (а я ведь вижу, что дело идет к тому, что не сегодня-завтра процесс).

Вот, кажется, все мои последние просьбы (еще: философская работа, оставшаяся у меня, - я в ней сделал много полезного).

Иосиф Виссарионович! Ты потерял во мне одного из способнейших своих генералов, тебе действительно преданных. Но это уж прошлое. Мне вспоминается, как Маркс писал о Барклае-де-Толли, обвиненном в измене, что Александр I потерял в нем зря такого помощника. Горько думать обо всем этом. Но я готовлюсь душевно к уходу от земной юдоли, и нет во мне по отношению ко всем вам и к партии, и ко всему делу - ничего, кроме великой, безграничной любви. Я делаю все человечески возможное и невозможное. Обо всем я тебе написал. Поставил все точки над i. Сделал это заранее, так как совсем не знаю, в каком буду состоянии завтра и послезавтра etc.

Может быть, что у меня, как у неврастеника, будет такая универсальная апатия, что и пальцем не смогу пошевельнуть.

А сейчас, хоть с головной болью и со слезами на глазах, все же пишу. Моя внутренняя совесть чиста перед тобой теперь, Коба. Прошу у тебя последнего прощенья (душевного, а не другого). Мысленно поэтому тебя обнимаю. Прощай навеки и не поминай лихом своего несчастного.

Н. Бухарин
10.ХП.37 г.

Comments

( 43 комментария — Оставить комментарий )
serg_stg
15 янв, 2016 16:18 (UTC)
а классика то будет?
в собственной крови, слюнях и соплях вражина будет ползать и умолять? А ? :))))
karantin
15 янв, 2016 16:36 (UTC)
Re: а классика то будет?
Ну действительно, вражина. В Америку захотел, сволочь. СССР развалился не после августа 91-го, а после того, как люди стали писать в газеты и спрашивать, какое преступление нужно совершить, чтобы выслали из страны. А этот гад что сделал, какое преступление совершил, как заслужил Америку? Ничего он не сделал, и никак не заслужил. По делам и сдох.
serg_stg
15 янв, 2016 16:39 (UTC)
кстати
там еще и Рыков с ним - в одной компании под одну дудку пошли...ну то шожж...надо-б и выпить...:))
arktal
15 янв, 2016 16:47 (UTC)
Re: кстати
Если бы только Рыков! Сколько ещё безвестных и малоизвестных имен ушло вместе с ними. Вот малоизвестный, командарм 1-го ранга, отец моего друга Р.В.Пикель. Правда, он ушел не вслед за Бухариным, а за Зиновьевым. Но идея та же.
Re: кстати - serg_stg - 15 янв, 2016 17:04 (UTC) - Развернуть
Re: кстати - arktal - 15 янв, 2016 20:28 (UTC) - Развернуть
elotar
15 янв, 2016 16:43 (UTC)
Люди принципиально не понимают, а что тут такого.
I AM
15 янв, 2016 17:52 (UTC)
Другого народа у меня для Вас нет...
Елена Бегун
15 янв, 2016 18:48 (UTC)
ТИП ЛИЧНОСТИ БУХАРИНА

Есть такая книжка "Двадцатый век Анны Капицы" (2005), там есть рассказ, как Бухарин, сцепившись о чём-то с её мужем, кажется, когда ему уже закрыли выезд назад в Англию к Резерфорду, те, после 1934, не сумев довести диспут до логического конца, а Капицы уезжали в тот день из Москвы в Питер, не отрываясь от пиджака Капицы, на вокзале организовал себе билет в спецвагон в тот же поезд, но пришёл в купе к Капицам и всю ночь не давал ей спать, жарко о чём-то дискутируя с Петром Леонидовичем. Наутро тут же отъехал назад в Москву, видимо, наговорился...
Это письмо Сталину из застенок, подтверждает, и личный темперамент, и приоритет "служения партии", несмотря ни на что...
sergeytsvetkov
15 янв, 2016 19:41 (UTC)
Учили-учили историю Французской революции, а так ничему и не научились. Дантон и прочие хоть позорных писем Робеспьеру перед эшафотом не писали. Покрепче духом были люди.
auvasilev
16 янв, 2016 15:04 (UTC)
Да, естественно, подобные аналогии лежат на поверхности. Но я ведь отнюдь не экстремист и сам далеко не горой, никого не пытаюсь судить и учить, как вести себя на эшафоте. Всего лишь мерзко видеть как люди позорят последние остатки жалкой души без всякого намека на неизбежную угрозу эшафота.
(без темы) - sergeytsvetkov - 16 янв, 2016 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 16 янв, 2016 15:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeytsvetkov - 16 янв, 2016 16:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - b_jack - 20 янв, 2016 06:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prostathek1 - 16 янв, 2016 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeytsvetkov - 16 янв, 2016 15:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prostathek1 - 16 янв, 2016 16:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeytsvetkov - 16 янв, 2016 16:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prostathek1 - 16 янв, 2016 16:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeytsvetkov - 16 янв, 2016 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prostathek1 - 16 янв, 2016 18:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeytsvetkov - 16 янв, 2016 19:11 (UTC) - Развернуть
izymrydnaja
15 янв, 2016 20:20 (UTC)
Страшно это читать
immigrand
16 янв, 2016 00:36 (UTC)
Камон, Сталiн знав, що то за тварюка. Напiвзгризений павучара пише павуку-переможцю - ти диви як я можу листуваты, забувся, чи шо? Я ж краще, нiж те смiття, з яким ти залишишся.

Iнтелiгенти, побачили складнопідрядне речення - та й порозтаяли.
igormy
16 янв, 2016 01:11 (UTC)
Интересно, история сохранила достаточное количество воспоминаний, когда перед и даже во время закручивания гайки "испанского воротника" нераскаявшиеся марроны на эшафоте шутили и даже вполне добродушно. Сильно людишки измельчали.
3000top
16 янв, 2016 11:43 (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
naigoro
16 янв, 2016 14:45 (UTC)
Стиль Бухарина и стиль... Хармса, например, что ли...
Да, если это туда же, куда и заочный диалог "оппозиционера" с Кадыровым, то вот тема, которая мне кажется интересной.
Вы вскользь отметили, что не со всем согласны в исходной горячей речи "оппозиционера", а я б отметил, что там другое симптоматично - выбор адресата (не того, который сам Кадыров, а публики) и аргументов. Что-то мне кажется, что отскок назад с извинениями был изначально зашит в ту самую речь, что бы сам автор ни планировал, уже в силу выбранного стиля. "Наши ребята", которые гибли под пулями его "ненаших" тогдашних соратников, обличения чего угодно, кроме самого верха и основного принципа. За бюджетников и пенсионеров можно тереть бесконечно, а что нехороший Кадыров берет и перекладывает деньги из нижегородских больниц в свои дворцы, можно превратить в вечный стон, который лишь укрепляет статус-кво. Мир несправедлив и аморален, и чем больше это констатируют, тем крепче устои.
Такое уж качество оппозиции.
auvasilev
16 янв, 2016 14:59 (UTC)
Re: Стиль Бухарина и стиль... Хармса, например, что ли...
Ну, да, Вы абсолютно правы относительно изначальной "зашитости". И меня даже больше упомянутого Вами, главное, умилило "не мешай нормальным, честным, работящим людям обустраивать свою любимую Россию". Это, оказывается, Кадыров мешает, а так, обустроили бы "по самое немогу". Но это всё перестало иметь значение в свете последующего сюжета. Впрочем, пошли они, уже жалею, что в принципе поднял эту тему, исключительно из старческой сентиментальности, просто неприятно смотреть, как внешне нормальный взрослый мужик сам себя публично мешает с дерьмом. Надо избавляться мне от последних остатков подобного слюнтяйства, а то и так уже приходится руки мыть по нескольку десятков раз в день, всё кажется, что испачкался в чем-то мерзком.
Sergey Sivkov
16 янв, 2016 20:46 (UTC)
Шедевр. Очень.
serg_stg
17 янв, 2016 10:18 (UTC)
кстати, вопрос на закуску,
давайте сравним два очень неприятных учреждения - НКВД и Гестапо. Допустим, позвали некоего известного чела, ученого там, деятеля - на допрос. Как думаете, из какого учреждения у этого чела было больше шансов своими ногами выйти и до дому добраться? Я вот уже знаю два примера с Гестапо - фон Брауна, Гейзенберга и кучу еще ученых - регулярно туда таскали (всмысле приглашали на беседу). Про НКВД -не знаю ни одного- в худшем случае - вперед ногами- в среднем -на колыму, в лучшем - в шарагу , как арестант.
:)))
serg_stg
17 янв, 2016 10:45 (UTC)
Re: кстати, вопрос на закуску,
кстати ...были же люди... с титановыми этими-самыми... я о фон Брауне и Гейзенберге...с ними неоднократно и авторитетно беседовали в Гестапо, а они еще и бабло умудрялись выколачивать на свои поделки...Гейзенберг-тот вообще распоясался- бомба ему по барабану была , на исследования тратил :)) Были ж люди в свое время. Не то что нынешнее племя...непросохшие депутаты красноярские там...
:))
Елена Бегун
17 янв, 2016 14:59 (UTC)
СМЕЛЫЙ ПЕРЕХОД ОТ ФЕНОМЕНА "СЕНЧЕНКО" К ФЕНОМЕНУ "БУХАР
В помощь марсианину, пишущему отчёт о земных делах русских людей в 2015:
Abstract: некий нерядовой мужик из Красноярска Сенченко наехал на Рамзана за "героя-академика" с максимальным для себя и окружения шумом, но тут же "отозвал" свой посыл "зачем-то", Opinion Leader в Москве здесь лакмус-опыт из этого устроил, который участники не до конца поняли, видимо, тогда он для большого "прорубания" своего почина (покаянно-вызывающее) письмо Бухарина из тюрьмы вождю партии процитировал, похоже, и это не сильно помогло, главное, кажется, не дошло, что соучастие бухариных во многих отвратительных преступлениях оправдывалось gut feeling (из категории "желаемое за действительное"), мол, верность партии важнее всего, а это Ленин сумел отформатировать так элиту выживших в том кошмаре... Это случай Бухарина, а про случай Сенченко можно было бы с такой же уверенностью говорить лишь после хорошего и уважаемого перекрёстного допроса многих причастных... Такие дела...
( 43 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel