Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Пришли давно. Уйдут нескоро. Оставят немного

Журналисты, а уж, тем более, тележурналисты, зачастую озабоченные более красотой картинки, чем её смыслом, конечно, не обязаны серьёзно и по-настоящему глубоко разбираться во всех проблемах, которые они освещают. Но, согласитесь, желательно всё-таки хоть попытаться. Иначе получается сплошное висящее в воздухе недоумение без надежды хоть что-то понять.

Вот только что по одному из федеральных каналов прошел очередной сюжет о земельно-правовых отношениях, внешне как бы поднимающий очень значимую, а для многих даже принципиально жизненно важную тему. В заповедном месте Москвы, охраняемой природной зоне Мневниковской поймы находится деревня Терехово. С какого времени точно не очень известно, но с середины семнадцатого века в летописях уже упоминается.

Территория, понятно, более чем сладкая и на неё постоянно точат зубы самые большие начальники. Сейчас речь идет о планах проектирования там Парламентского центра, но дело не быстрое и чрезвычайно масштабное, мы сейчас об этом не будем, а упомянем лишь об одной мелочи, промелькнувшей в телесюжете.

В Терехово до сих пор живут люди. Немного, реально всего несколько десятков, и у большинства документы и на землю, и на строения с более чем солидной историей и легитимностью. Но люди жалуются журналистам, что по тем же документам дам вроде ничего и нет, пусто, а дома их находятся совсем в другом месте, как будто через дорогу и вообще неизвестно где. И телевизионщики изображают возмущение ошибкой. Хотя, если бы хоть немного попытались разобраться, то поняли бы, что никакой ошибки нет. А есть очень точная и четкая система.

Тут должен отдельно подчеркнуть, что в дальнейшем вынужден многое сильно упростить ради экономии времени читателей, потому прошу не цепляться к мелочам, которые кому-то могут показаться неточностями, мы сейчас не о формальных нюансах, а об общих принципах, но именно тех, которые принципиально важны.

Может, кто ещё помнит, уже больше десяти лет назад, в начале августа 2005 года был такой довольно шумный скандал с деревней Пятница Солнечногорского района, одна из первых историй, когда стали рушить дома людей, которые там давно и спокойно там жили, наивно считая, что у них на то есть все возможные права и документы. И редакция «Новой газеты» тогда попросила меня написать некий обобщающий материал на тему подобных ситуаций в целом. Что я и сделал. Написал статью «За вами уже пришли».

Еще раз подчеркиваю, прошло больше десяти лет. И вот я открыл текст и понял, что мне ничего ещё раз дополнительно писать не надо. Потому, как абсолютно ничего не изменилось, кроме, может быть, ещё большего озверения судебных приставов и ещё большей потери всяческого стыда и страха работниками, что администраций любого уровня, что судейскими.

Единственное дополнительное замечание. Моя статья больше посвящена земельным отношениям, чем непосредственно сделкам с имеющимися на них строениями. А в оформлении этих самых строений произошли за это время некоторые внешние изменения, как бы облегчающие процесс. Например, отмена обязательного согласования изначального проекта и прочие подобные технические детали. Но суть принципиально и в самом главном осталась прежняя.

Соответствующая уполномоченная государственная организация регистрирует некий гражданско-правовой акт, выдает «железные» документы, человек на основании их совершает какие-либо действия, они вновь признаются теми же организациями законными, и ни у кого нет никаких сомнений.

После этого выносится судебное решение, что всё было не так, человек остается или на улице, или без штанов, или без чего-то ещё, но в любом случае ограбленным. А чиновники, поставившие все необходимые подписи и печати, и сами организации, выдавшие соответствующие документы, не несут никакой и малейшей ответственности. Речь даже не идет о материальной компенсации, там никто и выговора не получает.

Система продолжает работать идеально.

Но по вопросу собственности на саму землю добавился ещё один момент, о котором я тоже тогда предупреждал, но он был только в перспективе, а вот нынче выстрелил в полную силу.

Как, вне зависимости от того, покупали вы земельный участок или получали любым иным способом, происходило его выделение в реальности и на местности? Если его до вас использовали или хотя бы оградили забором, то вам тыкали пальцем, вот, мол, земля, а вот документы на неё, получите, распишитесь. Если было чисто поле, то выезжал представитель уполномоченной местными властями землеустроительно-геодезической организации, обычно это было некое ООО, смотрел в небеса, шаманил что-то себе под нос и тыкал пальцем, мол, это вот здесь, давайте колышками отмечать ваши десять-пятнадцать соток.

Вот здесь ещё раз прошу сосредоточиться и попытаться понять основное. Года до две тысячи восьмого, кода начали вводить кадастровые паспорта и всяческие сопутствующие формы, типа «В-1» (только начали, и то далеко не везде), никакой материальной физической связи между бумажкой, которую вы наивно считали гарантией своей собственности на землю и конкретным участком этой самой земли, в который вам тыкали пальцем, не существовало в принципе.

Как бы кадастровый номер, который в этой бумажке значился, официально считался «условным», хотя в самой вашей бумажке про эту «условность» и не упоминалось, но во всех чиновничьих документах это было отмечено. А любые ООО и даже районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые спокойно на ваши бумажки ставили свои печати в любом количестве, даже если остались до сих пор, не несли и не несут никакой юридической и, самое главное, финансовой ответственности за то, что бумажка относится именно к деревне Пупкино, а не к территории марсианского кратера.

А потом пошла «всеобщая кадастризация страны». И дело приняло совсем одновременно и астральный, и предельно практический оборот. Если сейчас большинство из вас (ну, во всяком случае, большинство из тех, кто оформлял документы до упомянутого восьмого года) вобьёт цифру кадастрового номера в общую компьютерную базу данных, то с удивлением убедится в том, что его участка или вовсе нет (такое тоже случается, но реже) или, скорее, находится этот участок вовсе не там, где вам казалось многие годы.

Например, мой деревенский участок, в котором я живу более пятнадцати лет в соответствии со всеми возможными законными на тот момент документами, оказывается, находится километрах в десяти, на другой стороне водохранилища, в центре поселка городского типа, примерно, где у них кинотеатр ещё с советских времен.

И деревни Терехово нет на её исконном месте по той же причине. Элементарная ловкость рук и ума, мошенничества ни малейшего. А уж об ошибке и говорить смешно.

Так что, пожалуйста, если у вас имеется земельный участок, и вы считаете, что он в вашей собственности, в отличие, например, от всяких махинаторов, которые свою недвижимость приобрели «жульническим путем», то я советовал бы вам, честным и законопослушным, особо не обольщаться. Сами знаете, под кем и под чем ходим…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Концепция

    Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с…

  • А заодно и отличать кобеля от суки

    Тут недавно с годами сильно помудревший Константин Ремчуков попытался себя то ли успокоить, то ли утешить, то ли и вовсе смирить гегелевской…

  • Ну, что, жиды, прищурились?

    Боюсь, не многие подозревали, насколько эта бессмертная фраза из старинного советского анекдота про Василия Сергеевича Толстикова через пятьдесят…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

Recent Posts from This Journal

  • Концепция

    Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с…

  • А заодно и отличать кобеля от суки

    Тут недавно с годами сильно помудревший Константин Ремчуков попытался себя то ли успокоить, то ли утешить, то ли и вовсе смирить гегелевской…

  • Ну, что, жиды, прищурились?

    Боюсь, не многие подозревали, насколько эта бессмертная фраза из старинного советского анекдота про Василия Сергеевича Толстикова через пятьдесят…