?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гетто

Прошлой ночью посмотрел все-таки «Пианиста». Давно собирался, но все оттягивал. Мне тяжело смотреть такие фильмы, а сейчас еще и чувствую себя неважно, но, раз уж по Первому, и перед Девятым, и после Катыни. Короче — посмотрел.

О самом фильме писать не буду. И не потому, что не кинокритик (а я не кинокритик). И не потому, что вообще не пишу о фильмах (иногда пишу). И не потому, что считаю невозможным анализировать со стороны подобный страшный чужой личный опыт (любой человек имеет право высказывать свое мнение о том, что сделано другими людьми). Просто тут совсем другая тема.

Недавно ездили с семьей по Европе, и уже после Берлина, Парижа, Рима, Мюнхена и Праги я сказал, что перед возвращением хочу заехать в Варшаву. Некоторое недоумение на лицах окружающих появилось, но, поскольку мои решения в ближнем круге не обсуждаются, прохладным ранним летним утром мы оказались на широченном пустынном проспекте польской столицы. Цель на самом деле была у меня всего одна. Я хотел, чтобы мой пятнадцатилетний сын положил цветы к памятнику жертвам гетто. Без всяких предварительных лекций, без обсуждений и предисловий, просто пусть положит и знает, что был в его жизни такой момент. А что с этим фактом делать далее — сам потом разберется. Правда, сам я тоже до того в Варшаве не бывал, а от многих знакомых слышал, что место это странное и не очень внятное. Мол, в самом городе смотреть особо нечего, это тебе не Прага, а в гетто лучше вовсе не соваться, нечего там делать. Но толком никто ничего объяснить не мог, глаза отводили и разговор комкали.

И вот у какой-то церкви мы купили десяток роз и пошли искать памятник. Это оказалось не очень далеко от Старого Города, вверх до первого перекрестка с метро, потом направо по проспекту Андерса, а там уже через пару кварталов слева начинается район бывшего гетто. Стандартные хрущевские пятиэтажки, бедненько, пустенько, чистенько… «Где тут у вас?..» я на польском выучил, но на всякий случай, чтобы исключить попытки непонимания из-за акцента, держал в руках фотографию памятника с точным адресом из местного путеводителя. Ее я и ткнул под нос первому же мужику, сидевшему в застиранной майке на лавочке у подъезда. «Не знаю», — произнес он старательно, на довольно сносном русском. Мы стали крутиться на этом пятачке. По туристической схеме выходило, что все это где-то прямо здесь, но найти не получалось, и народ только иногда вдалеке мелькает, а прицепиться не к кому. Наконец попалась медлительная старушка нашего возраста с ридикюлем, по-русски, правда, не понимала, но на международном с пальцами объяснила подробно, что да, мы пришли куда следует, только надо вот этот небольшой забор кругом обойти, и сразу увидим.

Вдоль забора тянулся песчаный пустырь, и на нем притаились несколько десятков в мертвенной тишине (потому мы, находясь в двух метрах, и не обнаружили их существования) загоравших варшавян. Такая, знаете, несколько сюрреалистическая картинка: пляж, только не вдоль моря или реки, а на обочине пыльной полоски раскаленного асфальта. Миновав отдыхающих, мы все равно не нашли искомого, но наткнулись хотя бы на стайку замерших в глубочайшей нирване дорожных рабочих. На протянутую фотографию они даже не взглянули, членораздельным ответом не удостоили, зато один, самый молодой, конкретно и четко вытянул руку с оттопыренным очень грязным указательным пальцем.

Через минуту мы оказались на искомой крохотной площади. Я отдал сыну розы, он положил их на гранит, мы с женой выкурили по сигарете на лавочке у памятника и ушли. Остается только сказать о том, что несколько раз упомянутый забор огораживает котлован под фундамент будущего здания музея истории польского еврейства. Признаков самого строительства, правда, мой профессиональный взгляд не обнаружил, но я сильно сомневаюсь, что оно вообще имеет смысл. Больше я ничего рассказывать не буду.

Единственное, что я понял, так это почему мои собеседники в разговоре о гетто отводили глаза и мямлили невнятное. Не надо туда ездить. Нечего там делать. Нет там ничего. Это гетто давно уже в каком-то другом месте. Но совсем не об этом я сегодня хотел рассказать. Просто именно там я окончательно решил, что должен сформулировать давно копившуюся в моей душе пакость. Давно, с момента, как в очередной раз поднялась муть острой калифорнийской истории, и безупречной нравственности швейцарцы, по требованию еще более нравственных голливудцев, арестовали Рому Полянского.

Когда семилетнего Романа, тогда еще с первым именем Раймунд и бланковой фамилией Либлинг, недавно приехавшего из Франции домашнего жиденка, докторского сынка, сунули в польское гетто, маму отправили в Освенцим, а папу в Маутхаузен, то на всей земле не хватило ему на помощь ни силы, ни закона, ни справедливости. И ни единого шанса выжить у него не было. А он, вопреки всему, выжил. Сам. Один. Крохотный звереныш с точечным, нарочито ничего не выражающим взглядом. Сбежал из гетто, прикинулся шлангом, пристраивался на время по католическим семьям, дрался с уголовниками. Однажды все-таки нарвался, ему проломили голову, снова чудом выжил, до сих пор ходит со стальной пластиной в голове.

Но не воспринял мир врагом, а людей чужеродной мразью, что было бы более чем справедливо, не замкнулся, не пошел во все отрицающий протест. А после освобождения — техническое училище, художественная школа, Лодзинская школа кинематографии. Уже в сорок седьмом — первая награда, меду прочим, за роль Вани Солнцева в «Сыне полка». Потом в кино — в том числе, у Вайды. А уже в шестьдесят втором — первый собственный фильм. И, между прочим, тогда же первая номинация на «Оскар».

Но в родной любимой Польше пришлось все это не очень ко двору. И лично этот странноватый юноша оказался несколько неудобен, и вообще, при всем искреннейшем сочувствии к трагедии польского еврейства, как-то так умудрились создать все условия, что практически все крохи чудом уцелевших пархатых оказались за границей. Опять как-то не хватило закона и справедливости, чтобы дать краковскому шпаненку спокойно пожить и поработать. По сути, выкинули из страны. Франция. Потом Англия. В шестьдесят седьмом добрался наконец до Калифорнии. Вроде появляется работа, женится на красавице Шарон Тейт, любимая жена беременна, как будто намечается что-то человеческое в жизни. Иллюзия хоть и запоздалой, но справедливости судьбы, будто вспомнившей наконец о своем нелюбимом пасынке.

Не вышло. Через два года банда Мэнсона зарезала жену и нескольких друзей. Шарон вместе с находившимся внутри нее ребенком Романа просто разделали ножом на несколько кусков мяса. Вот что-то снова не сработало в законе и справедливости. Да еще самого Полански первым в убийстве и заподозрили. Я, честно говоря, не очень себе представляю, да и примеров на самом деле не знаю (хотя, возможно, они и есть), чтобы в подобной ситуации нормальный человек не сломался. То есть, настолько не сломался, чтобы продолжать регулярно снимать фильмы, каждый из которых становился событием мирового уровня. И опять все как будто нормализуется. Фестивали, премии, еще и становится редактором «Вог», в друзьях лучшие люди Голливуда, красивых моделек-старлеток на съемки привозят… Вот на вилле одного такого друга по имени Джек и по фамилии Николсон с одной такой моделькой Рома и переспал.

Жуткое преступление совершил. Да, конечно, далеко не девственница, да, масса еще пикантных нюансов, но формально факт остается фактом: несовершеннолетняя. Подробности излагать не буду, они миллион раз обсосаны до последней косточки. Страшный преступник сразу же сознался, раскаялся и под залогом остался ждать справедливого судебного решения. Светит несколько лет, но что поделаешь — проштрафился. Закон есть закон.

Тут приходит новый молодой борзой помощник прокурора и — какой такой договор с правосудием? — мы ща этим зарвавшимся развратным киношникам устроим козью морду. И выясняет Рома, что вырисовывается ему десятков пять. Пожизненно, практически. После чего садится в самолет, ничего, между прочим, не нарушив, так как в условиях залога невыезд не был предусмотрен, и улетает во Францию, гражданином которой быть и не переставал. Вот сволочь какая! Не захотел остаток такой своей замечательной веселой жизни еще и в калифорнийской тюрьме просидеть. Просто удивительный подонок!

И еще тридцать три года черт знает чем занимается. Крайне, видимо, опасными для общества делами. То есть лепит фильм за фильмом, получая все мыслимые и немыслимые награды, вплоть до того же американского «Оскара», за которым сам, как беглый преступник, даже и явиться не может. Но правосудие не дремлет. Пусть рушится мир — лишь бы торжествовал закон. Подловили все-таки, заманили в Швейцарию и там с помощью местных правдолюбцев зацапали, наконец, страшного маньяка семидесяти шести лет. Эвелин Видмер-Шлюмпф (ничего так звучит, а?), министр юстиции древнейшей демократии: «Закон действует для всех, даже для знаменитостей!» И все мировое быдло тут с остервенением заверещало, требуя закона и справедливости.

Дождался, наконец, Раймунд Роман Либлинг, по кличке Полянский, вспомнил все-таки мир о нетленных своих ценностях. О том, что даже к нему, эдакому баловню фортуны, применимы такие замечательные понятия. Закон. И главное — справедливость. А старик, с фигурой и глазами все того же помоечного беспризорника-жиденка, с диким трудом, после трех месяцев тюрьмы, выпущенный под домашний арест, преспокойно закончил очередной фильм и тут же получил за него очередного же «Серебряного медведя».

Роман Полански не является моим любимым режиссером. Большинство его фильмов или оставляют меня равнодушным, или даже откровенно раздражают. За исключением, конечно, «Китайского квартала», да и то по соображениям, скорее всего, достаточно субъективным. «Пианист» — разговор отдельный и здесь неуместный. Но с каким наслаждением я бы дал по роже лично каждому из этой мерзостной стаи шлюмпфов, разевающих пасть на Рому Полянского.

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
x741
5 окт, 2012 15:31 (UTC)
Спасибо за Поланского!
Давно чувствовал, что с ним всё очень не просто, но вот такой жизненной драмы реальность как-то даже и не представить себе.
auvasilev
5 окт, 2012 16:13 (UTC)
Вам спасибо, что прочли.
Простите, а как Вы вообще набрели на это старый текст?
x741
5 окт, 2012 20:07 (UTC)
Тривиально: просто начал читать журнал с начала.
auvasilev
5 окт, 2012 20:28 (UTC)
Нет смысла. Там тексты сырые, не отредактированные, часто просто увечные. Если есть желание, то в двух удобных форматах на выбор и в приличном виде всё скомпоновано в книгах. Адрес сайта в моем "профиле".
x741
6 окт, 2012 03:29 (UTC)
Там первая часть в формате DOC неисправна, не открывается. А PDF мне неудобен.

Да и потом, журнал-то - живой, тут комментарии писать можно. А книга - уже мертвое. Так же как памятник, в отличие от прототипа.
auvasilev
6 окт, 2012 07:21 (UTC)
Простите великодушно, естественно, поступайте как Вам удобнее. Но я сейчас проверил, вариант DOC и открывается и скачивается без всяких проблем в Word. Так что, похоже, это какая-то бяка на Вашем компьютере, Вы бы проверили. Я же, со своей стороны, постараюсь перенести книжный вариант в ЖЖ, видимо, действительно, некоторым так будет удобнее читать, спасибо Вам за идею.
x741
6 окт, 2012 07:44 (UTC)
Да, спасибо, Вы оказались правы. Скачал через другой браузер - всё открылось. И тогда вопрос: какого провайдера пользуете для выхода в Интернет?

За идею - пожалуйста. И спасибо за желание сделать удобнее читателям. Посмею также предложить и вторую идею: заменить числовые заголовки словесными, говорящими о чем пост. И добавить метки (теги), чтобы, например, выбрав метку "Поланский", увидеть все Ваши высказывания упоминающие этого человека.
auvasilev
6 окт, 2012 07:59 (UTC)
Честно говоря, Вы меня поставили своим вопросом в тупик, у меня и в Москве и в деревне выделенные линии оптиковолоконные, кто там за них отвечает, даже не знаю, присылают курьера раз в месяц за деньгами, в следующий раз придет, могу у него спросить, если нужно.
На счет заголовков, так они в книге и заменены, так что, буду переносить в ЖЖ, они и появятся.
А "тегами" охвачена только вторя книга - "Без креста". У первой же вместо них есть "именной указатель" в варианте пдф. Там как раз можно посмотреть "Поланнски" и будут ссылки не все статьи о нем или где он упомянут. Но, возможно, если буду переносить текст в ЖЖ, с "тегами" по первой книге тоже разберусь. Просто, всё это довольно большая работа, которую, к сожалению, я даже доверить никому не могу, а у самого силы и время не безграничны.
В любом случае, спасибо за внимание.
x741
6 окт, 2012 20:34 (UTC)
Хорошая у Вас деревня :)
Я просто подумал, что Вы тоже каким-нить беспроводным модемом пользуетесь, хотел разжиться опытом... но не суть.

А в работе этой могу Вам помочь. Хотя бы в знак благодарности за пользу, извлеченную из Ваших текстов. Поскольку всё равно теперь читаю текст в редакторе в даже вынужден иногда по ходу корректировать (по мелочи), чтобы быстрее понять Вашу местами весьма мозгодробительную словесную эквилибристику. (Только не сочтите это за упрек или еще что такое, ради бога. Тут дело ближе к соли анекдота про дворника и Карл-Маркса.)
auvasilev
7 окт, 2012 09:01 (UTC)
За предложение спасибо большое, но тут есть определенные технические сложности, так что, к сожалению, потихоньку придется самому.
А деревня у меня обычная, просто очень близко к Москве, так что в смысле интернета здесь цивилизация уже практически до всех добралась. Но иногда и мобильным в некоторых ситуациях пользуюсь. Это Скайлинк, только с большим, дорогим, вставляемым в ноутбук модемом. И надо сказать, что качество меня более чем устраивает, единственное, безлимитка там вдвое дороже, чем на оптиковолокне, тысячи две в месяц, по-моему.
x741
7 окт, 2012 10:08 (UTC)
Загляните на сайт Скайлинка - у них сейчас есть безлимит вдвое дешевле, и даже вчетверо, если Вам не нужны большие скорости и объемы. В нашей (она же и Ваша ;) соте всё равно реально достижимая скорость редко достигает потолка, предусмотренного тарифом.
auvasilev
7 окт, 2012 10:31 (UTC)
Спасибо, взгляну.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel