Движение стало столь массовым и неотвратимым, что некоторые даже более чем вменяемые педагоги, типа того же глубоко мною уважаемого Евгения Александровича Ямбурга, чтобы хоть как-то смягчить сумасшествие и пытаться продолжать свою благородную деятельность в самых невыносимых условиях, тоже начали произносить какие-то слова по «романтику строя» и «пользу тренировок выживания в экстремальных условиях».
Я прекрасно их понимаю, они от безысходности призывают на помощь старый принцип, если не можешь справиться с безобразием, возглавь его. Я в такое не верю, но Бог в помощь, может, хоть несколько душ спасут и своей не дадут умереть окончательно, что, на самом деле, вполне достойный результат.
Конечно, детишек жалко, но, честно говоря, не сильно больше, чем взрослых, то есть по сути уже и почти совсем не жалко. Я не педагог не только по профессии, но и по натуре, потому душу собственную от онемения и зачерствения не спас, и произошло это не сегодня, так что, тут и говорить не о чем.
Да к тому же, как кому-то ни покажется странным, у меня нет полной уверенности, что хождение строем в форме под «речевки» и тренировка выполнения чужих приказов на скорость по авиационному закону «сначала делай, потом думай» так уж вредно. Уж кому и для кого как. Понятно, что лично мне дико и омерзительно, но сие абсолютно ничего не значит. Потому хочу сейчас не пустым критиканством заниматься и не выплескивать дурные эмоции, а всего лишь поделиться собственным жизненным наблюдением.
Возможно, тут нет особой прямой закономерности, и просто так в моей собственной биографии совпало. Но получается, что именно те, кто, казалось бы, лучше других «подготовлен к жесткости и даже жестокости реального существования», прошел школу «дворовых схваток», разных там «спецназов» и даже настоящих боевых действий, самые крутые по внешности и опыту мужики оказывались в обыденных обстоятельствах наибольшими тряпками и легче всего ломались, теряя чувство собственного достоинства. Нет, я, естественно не обобщаю, но корреляция явно заметна именно в эту сторону.
Так что, в моем понимании настоящая мужественность формируется отнюдь не в военно-патриотических играх, спортивных залах или полигонах Что, ещё раз повторю, не значит, что для определенной части людей названное и подобное не может быть в некоторой степени и полезно, и даже приятно.