Наш тогдашний учитель Александр Владимирович Музылев давал иногда такие задания, написать без оценки прямо на уроке текст на какую-то тему, видимо, это оно и есть, и задача что-нибудь, типа, про возможность дружбы учителя и учеников. Я перепечатал, ничего не редактировал и на дописывал, только подсократил для уменьшения некоторого юношеского занудства.
Возможно, кому-то покажется любопытным, как свидетельство времени. Ещё раз напомню, год написания примерно шестьдесят восьмой:
Очень трудно ученику писать об учителях. Ученик зависит от учителя.
Как только мы приходим в школу, одно из первых мест в нашей жизни занимает учительница. Мы смотрим ей в рот, ставим её мудрость превыше всего, любое мнение по любому вопросу считаем непреложным.
Однако возраст берет свое, и мы иногда с удивлением начинаем замечать, что не согласны с учителем. Сначала это удивляет и нас, и его. Потом только его.
Мы потихоньку начинаем понимать, что наряду со всей системой взглядов на мир нашего учителя, существует ещё множество совершенно других мироощущений, среди которых должны появиться и наши собственные. Но если у нас появляются какие-то принципы, отличные от принципов педагога, то значит, что он не может учить нас ничему, кроме своего предмета, то есть роль учителя сводится к «урокодательству».
Однако это не так. Существуют отношения между учителем и учеником, которые выходят за рамки отношения к катету и гипотенузе. На чем они основываются? Нужны ли? Ведь основное назначение школы – дать как можно больше специальных знаний, всё остальное лирика.
Мы очень разные. По-разному спим, едим, ходим, думаем, поступаем, становимся людьми, в этой разности и состоит красота. Однако как-то возникает дружба, как-то люди становятся близкими друг другу, как-то создаются союзы, общества, объединения, просто, наконец, товарищеские кружки. Мы находим точки соприкосновения, некий оптимальный режим общения с людьми, короче, живем в обществе.
Но тут необходимо одно условие – общение на равных. Не смотря на любые возрастные границы, не смотря ни на какие различия в количестве знаний, величине дарований и ума, отношения между людьми могут строиться только на равных. Иначе контингент превратится в конгломерат.
Однако если приложить всё, что я сказал, к отношениям между учителем и учениками, многие могут возмутиться: «Ведь ученик ещё не человек, не личность, какие тут могут быть точки соприкосновения!»
Нет, он и человек, и личность. А значит, если и есть какие-то отношения учителей и учеников, выходящие за рамки школьных, строятся они только на равных.
А это прежде всего отсутствии фамильярности с обеих сторон. Ведь недаром человечество тысячелетиями вырабатывало множество условностей в отношениях. Эти условности и способствуют упомянутому наиболее оптимальному режиму общения, и пренебрежение ими способствует только отдалению друг от друга.
В свое время купцы, желая показать пропасть между собой и кем-то, начинали человеку «тыкать», то бишь пренебрегать условностями. А сейчас в отношениях учителей с учениками изначально отсутствует элементарная вежливость.
Ещё необыкновенно странно перенесение учителем своих личных симпатий и антипатий на отношения чисто деловые.
Итак, дружба между учителем и учеников возможна только на равных. А нужна ли она, по-моему, этот вопрос ложен. Если возникла – прекрасно.
Но если её даже и нет, если нет у учителя внутреннего отношения к ученику, как к равному, самая обычная вежливость всё равно необходима. Жизнь не может строиться на «внутреннем отношении». Требуются условности.