?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Честно говоря, я несколько удивлён тем, но, конечно, и очень признателен за то, сколько читателей благосклонно отреагировало на мою историю о пионерке-героине. Рад, если кого-то развлек или просто напомнил о милых и добрых временах детства, всё больше уходящих в розоватый туман ностальгической (в широком понимании уровня Хальбвакса) дали.

Однако, среди прочего, желание обратить ваше внимание на рассказанный сюжет возникло ещё и по причине чисто утилитарной и сугубо технико-методологической. И именно этот момент сейчас попытаюсь подробнее объяснить, поскольку именно он принципиально важен для той большой (большой, естественно, исключительно лично для меня, прошу не подозревать в мании величия) работы, которой сейчас занимаюсь.

Я опубликовал представившееся мне любопытным и чудом сохранившееся свое собственное сочинение в девятом классе. И там было мимоходом упомянуто об обращении на «ты» как когда-то уничижительном. На что получил комментарий читателя:

«Год написания - примерно 69-70, судя по вашему возрасту и 9 классу.
Тогда, помнится, в школах почти все учителя называли учеников старших классов на "Вы"».

Я не то, чтобы даже возразил, а просто уточнил

«Нет, мне такие школы, в которых все учителя автоматически называли всех учеников, хотя бы старших классов, на "Вы", не попадались».

И тогда уже последовало более подробное объяснение:

«Из сугубо личного опыта. Младшеклассников, похоже, все и везде в СССР называли на ты, и это было повсеместной нормой общения с детьми. Вне столиц, насколько мне известно, к школьникам любого класса без исключения обращались на ты. В 60-х, 70-х и 80-х в Москве, начиная с 8 класса, во многих (про все не знаю) школах было принято говорить ученикам Вы. Знаю случаи, когда учителя на первом своем уроке у старшеклассников просили разрешения говорить "ты" и, конечно, получали его, т.к. даже сам вопрос свидетельствовал об уважительном отношении. Были такие, которые "ты" употребляли вне класса в неформальной обстановке. А учителя, тыкающие от простоты душевной без разбора, воспринимались просто невежами».

И вот тут я уже впервые действительно заинтересовался и сосредоточился. Дело в том, что именно этот читатель довольно давно и относительно много пишет в моем Журнале, и его комментарии, вне зависимости от того, согласен я с ними или нет, производят впечатление достаточной внятности и вменяемости. Во всяком случае, не относятся к тем, на которые я просто не обращаю внимания, по полной бесполезности попыток что-то понять. Однако в данном случае меня кое-что напрягло, и я попросил еще раз уточнить:

«На основании какого чисто количественного опыта Вы делаете такой вывод относительно трех десятилетий? То есть, сколько школ, в скольких городах и в какое время стали основой для этих выводов? А, может быть, не только личный опыт, но и какая-то литература или кинофильмы?»

Ответ был для меня исчерпывающим:

«Мой личный опыт (необязательно означает, что довелось учиться) связан с 5 московскими школами и несколькими школами, расположенными в Забайкалье, Московской области, Ленинграде, Свердловске, Киеве, Запорожье, Сочи и, наверное, еще кое-где.
Из немосковских учителей запомнился один сельский учитель, который сказал в 67-ом году: "Было бы странно, если бы я своего соседа Сашку вдруг в 8-ом классе стал бы в школе на Вы называть. Или какого-нибудь местного хулигана."
Номера московских школ надо постараться вспомнить, но точно это относилось к ныне 75-ой, за универмагом Москва, 5-ой и 16-ой на Ленинском (знаю 3 поколения одной семьи, учившиеся в этой школе в 50-х, 60-х, 80-х), еще какая-то школа за метро Парк Культуры - номера не помню. Кажется, говорить Вы было принято и во 2-ой математической, но надо уточнить.
Нигде за пределами Москвы не встретилось школы, где бы учеников называли на Вы. Учиться там не довелось, но знаю по общению с учениками тех школ, потому что эта тема всплывала в разговорах.
Кинофильмов и литературы на эту тему не знаю».


(Только очень прошу сейчас не придираться к мелочам и не обращать внимания на всякие нюансы, типа того, что в большинстве, а может и полностью, но я просто за всё не отвечаю, это элитные московские спецшколы, уникального уровня, не составлявшие и процента от общего количества даже лишь столичных. Наш разговор совсем о другом).

Вы уж меня простите за столь дотошное цитирование, я хоть кое-что и подсократил, но не сильно, поскольку как раз в такой дотошности здесь для меня и основной смысл. И теперь я ещё должен предупредить и уточнить, что сам отнюдь не являюсь экспертом по затронутой теме, и даже никогда ей особо и отдельно не интересовался и не занимался. А собственные наблюдения излагать и выводы делать могу исходя лишь из следующего опыта.

Моя мать всю жизнь проработала учительницей. Отчим там преподавал большую часть моего детства. Сам я сменил штук пятнадцать самых разных заведений, кроме стандартных ещё и детские дома, интернаты, «лесные школы», не говоря уже о десятках тех смен в пионерских лагерях. После чего учился в пединституте, где, естественно, как и все, нередко бывал в школах, проходил там практику, а потом, правда очень недолго, но тоже работал. Уже несколько десятков лет учительствует мой родной брат, который, кстати, тоже оставил комментарий по этому поводу:

«В 1985 году я, будучи третьекурсником, проводил урок в классе, где учительствовала моя подруга, и когда я обратился к ученику на "Вы", он стал растерянно оглядываться по сторонам, соображая, к кому еще, кроме него, я обратился. Ученики тогда и не представляли, что к ним можно обращаться на "Вы"».

И вот теперь смотрите. Прошло всего порядка полувека. Ещё живо очень много свидетелей. Под рукой у каждого интернет, ещё и поэтому я помянул литературу с кинофильмами, к которым ещё вернусь. И при всем этом у двух людей примерно одного возраста и жизненного опыта существуют совершенно разные мнения относительно в общем-то довольно простого факта. Один пишет фразу: «Тогда, помнится, в школах почти все учителя называли учеников старших классов на "Вы"», а второй: «Нет, мне такие школы, в которых все учителя автоматически называли всех учеников, хотя бы старших классов, на "Вы", не попадались».

Так как же было на самом деле? Вот я на сей раз уже специально обратился к детской литературе того времени. Нет, конечно, не занялся глубоким исследованием, но просмотрел кое-что из как бы лучшего, типа Анатолия Алексина, Юрия Коваля или Николая Носова. Не стану никому морочить голову подробностями, но вынужден признаться, что картина не прояснилась. Обратился к кинематографу. Начавший выходить в 74-м «Ералаш» тоже не дал материала. Ну, вот уж, кажется, совсем идеальное попадание, «Доживем до понедельника» - это девятиклассники в 67- году, то есть, вообще почти в точку по всем параметрам. Клянусь, нынешней ночью пересмотрел целиком. И там даже самые интеллигентные и умные учителя не зависимо от возраста ни разу не обратились к ученику на «вы».

Впрочем, ладно, прекратим занудствовать. И проблема на самом деле невеликая, и, исходя из всего массива приведенных фактов в общем-то можно составить некоторое общее представление. Видимо, да, действительно, в шестидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века в отдельных привилегированных школах Москвы отдельные учителя в определенных случаях обращались к ученикам старших классов на «вы». Но некто Васильев за жизнь свою с этим случайно не столкнулся, потому у него сложилось в какой-то степени однобокое мнение. А другой человек столь же случайно сталкивался с упомянутыми фактами чаще среднестатистической вероятности, потому у него сложилось тоже слегка однобокое, но иное мнение. Честно, объективно и беспристрастно.

А теперь проведем некую чисто теоретически экстраполяцию по временам и технологиям. И представим себе, что сначала какие-то археологи находят, потом историки начинают изучать, а множество всяких специалистов в иных областях интерпретировать, комментировать и использовать для обоснования собственных теорий два (всего два, остальное или вовсе не сохранилось, или пока недоступно для использования) равнозначно достоверных письменных свидетельства. Например, те самые уже приведенные «Тогда, помнится, в школах почти все учителя называли учеников старших классов на "Вы"» даже с последующим уточнением «в Москве» и «Ученики тогда и не представляли, что к ним можно обращаться на "Вы"».

И где правда? И для кого что правда? И «правда» - это вообще, о чем?

О девушке Зое, которая на морозе жгла крестьянские избы?

Или о девушке Гуле, которая пожалела собаку?

Вы пока подумайте, а я вернусь к своей работе и продолжу изыскания относительно Иисуса Христа, как исторической личности, чтобы всё-таки рассказать вам не какие-то мифы и легенды, а истинную правду, уже не вызывающую ни у кого и никаких сомнений или двусмысленных толкований.

Comments

auvasilev
12 окт, 2016 19:03 (UTC)
После того, ка меня выгнали из школы, кстати, с большими сопутствующими для Александра Владимировича именно из-за меня неприятностям на уровне райкома партии, мы ещё несколько лет с ним общались, встречаясь изредка, в основном, на территории Нескучного сада и распивая пару-тройку бутылок Рислинга или Акстафы.
Так вот, только тогда он стал обращаться, без специального разрешения, но по естественной органичной ситуации, ко мне на "ты". До того это было исключено.

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel