А вообще-то, была она, эта самая «эпоха викингов», или всего лишь художественный образ сомнительного качества плавно превратился в полупризнанный термин как бы исторической как бы науки?
Вопрос не такой пустой, детский и наивный, как может показаться на первый взгляд, однако я даже и пытаться не буду на него ответить, существует море литературы на эту тему, причем иногда весьма даже умной и добросовестной, мои жалкие попытки что-либо к ней добавить будут выглядеть смешно, а вам ничего не добавят к тому, что можете почесть и без меня, если только хоть сколько-то заинтересуетесь. А если нет, то и вовсе бессмысленно. Потому в нескольких строчках, исключительно из утилитарных соображений удобства дальнейшего нашего с вами общения, всего лишь изложу, в каком смысле и значении сам употребляю это словосочетание.
В свое время Андрей Кончаловский, когда был ещё помоложе и позволял себе немного больше вольностей, написал: «Я до сих пор задаю себе и другим вопрос: а что, те, которые не верят в Христа, они все кто – неверные? Заблудшие? Еретики? Их всех что, ждет геенна огненная? Три миллиарда индийцев с китайцами – они что, уже по факту рождения обречены? На такие вопросы ответа нет, ни в одной религии…»
Я человек много в этих вопросах более решительный, чем Андрей Сергеевич, потому позволяю себе не сильно мучиться сомнениями и поступать просто, столь же просто отвечая на подобные мировоззренческие вопросы. Не знаю, обречены ли индийцы с китайцами в эсхатологической плане, подразумеваемом Кончаловским, но я вместе с ними точно обречен волюнтаристским образом вывести их, вместе со многими, возможно, не менее достойными, за рамки нашей истории просто по причине смиренного осознания ограниченности собственных возможностей. Так что, не взыщите.
А вот греко-римский с иудейской прививкой в разной степени, но хоть как-то цивилизованный мир, родственные чувства к которому не могу побороть, в силу этого говоря именно и только о нём, к концу восьмого века представлял собой кучу осколков и обломков былого величия, в которой с большой натяжкой можно было различить несколько различный частей или даже скорее тенденций.
Внизу что-то такое арабо-халифатское, выше и слева отрезанное проливом, типа, британское, а по центру вовсе слабо структурированный винегрет, который даже и франко-германским назвать нельзя, хотя по большей части он к названным товарищам какое-то отношение и имеет, однако там даже попыткой что-нибудь серьезно разграничивать не вижу толку заморачиваться. И на этом всё заканчивается (про каганаты сейчас тоже забудем, ну их, эти каганаты, вечно только под ногами путаются и картинку смазывают).
Остальное с «цивилизацией» только соседствует той или иной степени развития родоплеменными образованиями. По правому краю совсем ещё не оформившаяся фино-славянская даже не понятно, полоса или болото, а сверху нависает Скандинавия (надеюсь, всем уже давно понятно, насколько мне хочется продолжать постоянно подчеркивать «условность» некоторых наименований и понятий, да, признаюсь, примерно, как повеситься, но никак не вижу иного выхода, поскольку иначе требуется говорить о слишком многих подробностях, никакого места и времени не хватит).
И ситуация в целом такая, в общем довольно депрессивная, зыбкая и невнятно застойная. Не очень понятно, то ли агония в последней стадии, то ли перспективное начало чего-то нового, однако начало какое-то не слишком продуктивное и явно затянувшееся.
Тогда вдруг, скорее всего в июне и вполне возможно даже действительно 793-го года, монахи довольно старого, с более чем стапятидесятилетней историей монастыря святого Кутберта на крохотном приливном островке Линдисфарн у северо-восточного берега Англии заметили на горизонте паруса не совсем обычной формы. Впрочем, для них никакая форма парусов не была слишком обычной, места довольно уединенные, гости своим вниманием не особо баловали, так что привычки остерегаться не выработалось, приближение кораблей монахи восприняли спокойно и даже с некоторой оживленной заинтересованность. И зря, время и возможность эвакуироваться налегке ещё были. Да, ладно, чего уж сейчас…
Короче, сошли с кораблей здоровенные мужики в кольчугах и с ужасными топорами, почти всех местных порубили, немножко взяли в плен для личных хозяйственных нужд, а монастырь разграбили, поломали и сожгли. Вот так она, замечательная «эпоха викингов», собственно, и началась. По массиву прежней цивилизационной модели очередной раз (но отнюдь не совсем стандартно) ударили люди из-за её границы.
Существует затертая фраза, что историю пишут победители. В ней много правды и справедливого, но всегда следует делать, хотя бы мысленно, одну оговорку. Пишут, если в принципе умеют писать. А знаменитые и, особенно в последнее время, даже модные руны полноценной письменностью всё-таки не являются и никогда не являлись. Я тут из соображений корректности употребил определение «полноценной», но если не валять дурака, то и вовсе никакой. Другие задачи и функции. Потому историю викингов писали как раз побежденные.
Это не значит, что они врали или извращали эту самую историю. Со своей точки зрения были как раз вполне точны и правдивы, да и вообще побежденным всегда легче быть объективными, чем победителям, у жертв нет соблазна и потребности представлять события и собственные поступки в приукрашенном виде, человеку, которого ограбили меньше есть, за что оправдываться, чем грабителю.
Так что, да, конечно, викинги и грабили, и убивали, и жгли, и насиловали, и вообще вели себя самым омерзительным образом. Отдельный разговор, насколько во всем этом они так уж отличались в худшую сторону от всех остальных, даже будучи совсем ещё язычниками, когда большинство этих остальных вполне себе успешно христианизировались, но и такую тему я поддерживать не собираюсь, адвокатом к скандинавам не нанимался, у них теперь у самих специалистов данного профиля более, чем достаточно. Дело совсем в другом (понимаю, сколь пошло это прозвучит, но ничего не поделаешь), оно в историческом результате.
Только не надо думать, будто я опускаюсь до «цель оправдывает средства» и прочих такого рода глупостей. У викингов вовсе не было каких-либо осознанных долговременных целей, сами они действовали из простейших шкурных интересов и голову себе чепухой особо не забивали. Да и результат ничего не оправдал и не мог, а всего лишь слегка прояснил и зафиксировал.
И сейчас я с ужасом понимаю, что в этом разговоре всё равно никак не уйти от краеугольного и изначально необходимого вопроса – а с какого переляку эти викинги вообще сунулись вниз по карте, чего им дома не сиделось? И почему именно в то время?
Тут меня сразу охватывает страшная паника. Поскольку тема вечная неподъемная, бесконечная и, следовательно, не очень осмысленная. Но все же от неё деться некуда, и я попытаюсь совершить подвиг размещения максимального количества ангелов на острие иглы.
Особенно последние годы у варягов появилось среди их потомков (и далеко не только, но среди них особенно) великое множество не одних адвокатов, но и ученых, занимающихся изучением именно причины экспансии викингов в восьмом веке. Надо согласиться, совершенно без тени иронии, что труд проделан гигантский, очень добросовестный, и осмыслен людьми чрезвычайно умными и знающими.
Написано множество томов и указано ещё большее множество причин. Начиная от всё того же обязательного климата (это, подозреваю, последствие какой-то глубинной психогенетической травмы, что человечество с такой трогательной серьезностью всегда относилось и до сих пор относится к погоде, особенно к температуре и осадкам. А ведь вопреки довольно распространенному мнению, человеческие существа сильно лучше очень многих иных обитателей планеты и изначально приспособлены, и, особенно, за время развития смогли приспособиться ко всякого рода погодным пакостям и температурным перепадам. Но нет, и до сих пор сидит такая парочка на берегу бассейна в собственном доме, потягивает какое-нибудь легкое спиртное, а разговоры только о том, какая мерзость на улице и ожидается ли в ближайшее время усиление морозов. Вот просто нет других тем. И не надо мне начинать объяснять разницу между погодой и климатом, а то уже всякие умные специалисты по чепухе совсем задолбали) и неизбежных последствий экстенсивного земледелия, заканчивая особенностями скандинавского наследственного права и успехами в кораблестроении, а плюс ещё демографические проблемы, пиратство как продолжение на определенном этапе развития торговли иными методами, ну, и прочая подобная высокомудрость.
Всё чрезвычайно убедительно и занимательно, но есть одна беда. По самым скромным подсчетам такого убедительного и занимательного набирается по минимум десятка два, если считать только основные направления. То есть в любом случае остается либо сойти с ума и принять все идеи с выводами разом, или постараться взять себя в руки и попробовать остановиться на трех основных вариантах только потому, что они простейшие и требуют больше веры, чем знаний и, следовательно, не столь опасны для психики (хотя кому-то это мое последнее утверждение и может показаться странным).
Вариант первый, он про взлет пассионарности под влиянием космического излучения. А чего, нормально, не хуже любого другого. Однако есть неприятный нюанс. Эти лучи, они в совершенно случайные моменты и по случайным же местам лупят, или за ними стоит что иное, целенаправленное?
Так что, совсем уж щадящими для здоровья кажутся (кажутся!) всего два оставшихся объяснения. Или Божественное предопределение (воля, попущение, что хотите подставляйте, тут полная свобода), или сочетание желаний, потребностей и решений определенного количества конкретных людей в точках полифуркации приводит к событиям, которые, независимо от воли и целей этих людей, могут иметь положительное или отрицательное влияние с точки зрения полезности для исторического прогресса.
Прекрасно понимаю, что и тут меня моментально можно начать троллить с издевательской улыбочкой. Мол, а что, эти точки тоже совсем произвольные, или кем-то расставлены с какой-то целью? И что это сочетание вылилось в конкретное действие, а иное так и испарилось пустыми мечтаниями, тоже случайно? А кто определяет направление исторического прогресса, да и вообще всегда ли он полезен?
Да, всё правда, и все подобные вопросы правомочны. И наиболее часто они с особой правомочностью постоянно возникают, как только речь заходит о чем-нибудь, хоть косвенно относящемся к любого рода и времени «переселениям народов».
(Тут один приятель мне всю душу вымотал, жаловался до конца второй поллитры на свои совпавшие множественные переезды с квартиры на квартиру, слияние и поглощение городских жилплощадей и сельских домов, родителей сюда, дочку туда, сын вообще одурел, мечется, сам не знает, что хочет, жена постоянно нудит, никак не может выбрать, где вид из окна лучше… Я терпел до тех пор, пока из его уст не прозвучало: «Ну, просто какое-то переселение народов!» После чего уже не выдержал. Ты, говорю, всё от каких-то внешних и третьестепенных моментов дергаешься, причем здесь само по себе переселение, это ведь всего лишь поверхностная суета, никакого самостоятельного значения не имеющая. Ты родителям достойную старость обеспечил? Надежный работоспособный бизнес создал? С женой счастливо тридцать с лишним лет прошел рука об руку прошел и разводиться не собираешься? Детей вырастил и обучил? Занимался делом и ловил от этого кайф столько лет, а теперь, когда начались абсолютно естественные на данном этапе чисто организационные изменения, впадаешь в панику? Он так на меня вылупился, смотрит растерянно, даже забыл опрокинуть уже поднесенную ко рту рюмку. Потом так обиженно и грустно протянул: «Ну, да, вроде верно сказал… Все главное и сделано, и как будто неплохо… Так чего, мне теперь помирать, что ли?..» Я не ответил. Нехорошо даже выпившему человеку подтверждать неизбежное. Но ведь помирать-то всё равно придется).
Но мы по скудности наших возможностей пока просто не в состоянии убедительно (естественно для вас, меня, как знающего истину, тут убеждать не в чем) и быстро дать ответы. Потому остается довольствоваться обещанием в дальнейшем кое-что по крайней мере слегка приоткрыть, а сейчас всего лишь смиренно констатируем факт. Норманны настояли пиво на мухоморах и ломанули на юг.
Первой под руку с боевым топором попалась Англия.
(Продолжение следует).