?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На моё приглашение присоединиться откликнулось неожиданное для этого Журнала количество читателей. Правда, некоторые сразу же отказались от затеи, сообщив об этом, одни из снобистских соображений, типа, посмотрел и понял, что нет охоты на такую чепуху время тратить, а кто-то, честно признав, что просто оказался несколько дальше от темы, чем думал.

В результате, считая читателей на Фейсбуке, тест прошли 25 человек. Не вижу смысла делать серьезного статистического анализа, и количество не дает такой возможности, да и выборка не репрезентативная. Но общая картина ясна. Один человек ответил правильно на 37 вопросов, ещё три преодолели планку в 30, остальные в среднем где-то в районе 25 с небольшим разбросом. Должен сказать, что я опять же не делал точных подсчетов относительно опубликованных результатов официальной площадки теста, тоже не вижу особого смысла, но поверхностное впечатление такое, что читатели этого Журнала справились лучше.

Однако пришло время, наконец, объяснить, почему вообще позволил себе злоупотребить вашим вниманием по поводу такой вроде бы нелепости. В первый момент я просто за утренней чашкой кофе случайно нарвался в интернете на этот тест и собирался уже, как большинство, пролистнуть страницу. Поскольку давно и привычно считаю, что сама по себе система тестирования в гуманитарных областях (относительно прочих не в праве иметь мнение) глубоко порочна, нелепа и полностью бессмысленна. Но тут вдруг поймал себя на мысли, что на самом деле явная порочность имеется как раз в этом моем мнении. Так как оно на практике почти ничем не подтверждено. Сам я никогда в тестировании не участвовал, в то, как с этим справлялись мои дети, не вникал, и вообще тут ни ухом, ни рылом. Потому решил развлечься.

Да, и сразу должен предупредить, что, как человек добросовестный и аккуратный, посоветовался с профессионалом, то есть и историком, и преподавателем, одновременно моим родным братом Юрием Юрьевичем, насколько такой текст похож на нынешний ЕГЭ. Так вот, оказывается, совсем не похож. Там своя система, потому это мы сейчас обсуждать не будем.

Но вообще-то, отвлекаясь от школьного образования и оценок этого образования, а возможно подобным образом выяснить хоть в какой-то мере степень знания человеком истории?

Сначала я внутренне возмутился. Часть вопросов просто детская, типа Пересвета, панфиловцев или Нового года. Часть тупо сформулирована, типа «двоевластия» или «заговора» против Николая. Часть уровня телевикторины с расчётом на невнимательность, типа Крымской войны, а часть просто непонятно какое имеющая отношение к знанию истории, как, при всем уважении, стихи Тютчева.

Да, и сразу скажу, что, если бы не было вариантов ответов, я никогда не набрал бы 39. По многим причинам, ну, например, точного года начала строительства Транссиба, естественно, не помнил, а тут была явная подсказа. Или на счет участия в Войне наших физиков-нобелевцев. Вычислил только методом исключения, точно знал лишь то, что Ландау, Капица и Тамм непосредственно в боевых действиях не участвовали. Отдельно порадовал вопрос об учителе Андрея Рублева. Ну, это вообще сказка. Ну, и там ещё много чего можно сказать, а над многим и откровенно посмеяться.

А на каком ответе я ошибся, точно не знаю. Только предполагаю, поскольку в остальных уверен, что на тему об отставании СССР от США к середине 80-х. Он меня так изумил и возмутил своей нелепостью, что ткнул куда палец попал, вообще не стал бы отвечать, но без этого технически нельзя было перейти к следующему. Но, ещё раз повторю, это не сто процентов, возможно там как раз случайно угадал, а где-то в ином месте мое мнение разошлось с тем, что имели в виду составители теста.

И вот после всего этого я вдруг понял совершенно для себя неожиданное. Да, не очень серьезная, местами не слишком умная, а то и даже смешная и нелепая проверка. И, конечно, именно об уровне знаний конкретного человека по истории она может дать или весьма слабое, или вовсе искаженное представление. Но! Вместе с тем, в целом и не обращая внимание на частности, определенный уровень культуры и степени «начитанности» с детства она всё-таки показывает.

Короче, моя абсолютная уверенность в полной невозможности и вредности тестирования применительно к гуманитарным знаниям оказалась несколько поколеблена. Видимо, всё-таки, конечно, лишь в небольшой мере и степени, самым серьезным образом усовершенствовав, но в определенных ситуациях применим и такой инструмент.

Если у кого есть ещё мнения по поводу теста или отдельных вопросов, буду рад услышать. Но в любом случае и прежде всего, спасибо огромное всем морально поддержавшим и принявшим участие в моих забавах!

P.S.
Для любопытствующих постараюсь сейчас отдельно опубликовать Тест, а то его уже убрали из интернета, и кое-кто не успел посмотреть. Если не уместится одним куском, то с продолжением, не взыщите.


Древнерусский князь, автор «Поучения детям», начинающегося со следующих строк: «Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это — начало всякому добру. Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею...» Его имя:

Владимир Красно Солнышко;

Владимир Мономах;

Ярослав Мудрый;

Всеволод Большое Гнездо.
Город Юрьев, основанный в XI веке Ярославом Мудрым, в настоящее время известен как:

Пярну;

Вильянди;

Йыгева;

Тарту.
Один из самых совершенных храмов Руси, построенный в середине XII века на берегу Нерли близ г. Владимир, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Церковь Спаса;

Церковь Успения;

Церковь Покрова;

Церковь Бориса и Глеба.
Внук Александра Невского, превративший Москву в религиозный и политический центр Северо-Восточной Руси и тем самым начавший объединение русских земель в XIV веке:

Иван Калита;

Семён Гордый;

Иван Красный;

Дмитрий Донской.
Монах Троице-Сергиева монастыря, чьё имя стало символом победы русского войска на Куликовом поле в 1380 году:

Григорий Капустин;

Евпатий Коловрат;

Александр Пересвет;

Гаврила Алексич.
Учителем и соработником великого русского живописца Андрея Рублёва был:

Феофан Грек;

Даниил Чёрный;

Дионисий;

Феодосий.
7 / 40
36:27
Кто из царей издал следующий указ: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает»:

Пётр I;

Пётр II;

Пётр III;

Павел I
Про кого А.С. Пушкин сказал: «... был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»?

А. Д. Меншиков;

П. И. Шувалов;

Г.А. Потёмкин;

М.В. Ломоносов.
М.М. Сперанский известен как основоположник:

«теории официальной народности»;

цензурного устава;

Свода законов Российской империи;

денежной реформы.
Кто из военачальников привёл русскую армию в Париж в 1814 году:

М.Б. Барклай-де-Толли;

М.И. Кутузов;

П.И. Багратион;

А.В. Суворов.
Какое событие произошло в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года:

дуэль А.С. Пушкина и Дантеса;

открытие для посещения публики Императорского Эрмитажа;

вооружённое восстание;

создание «Священного союза».
Понятие «мрачное семилетие» связано с правлением императора

Павла I;

Александра I;

Николая I;

Александра II.
Какое событие не имело места в Крымской войне 1853 — 1856 гг.:

оборона Севастополя;

оборона Петропавловска-Камчатского;

бомбардировка Соловецкого монастыря;

бомбардировка Владивостока.
Кто автор строк:

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить»:

М.Ю. Лермонтов;

Ф.И. Тютчев;

Н.А. Некрасов;

А.А. Фет.
Начало строительства Транссибирской магистрали относится к:

1867 г.;

1871 г.;

1880 г.;

1891 г.
Последним российским сановником, имевшим звание канцлера, был:

Н.П. Румянцев;

К.В. Нессельроде;

А.М. Горчаков;

М.Т. Лорис-Меликов.
Российский император, во время правления которого, не было ни одной войны с традиционными соперниками России:

Александр I;

Николай I;

Александр II;

Александр III.
Крейсер «Варяг» стал символом героизма и доблести русских моряков в схватке с японской эскадрой в ходе:

морского боя 27 января 1904 г. под Порт-Артуром;

сражения 27 января 1904 г. в заливе Чемульпо;

сражения 28 июля 1904 г. в Жёлтом море;

Цусимского сражения 14 мая 1905 г.
Российский нобелевский лауреат начала ХХ века:

Л.Н. Толстой за достижения в области литературы;

Д.И. Менделеев за открытие периодического закона химических элементов;

С.М. Прокудин-Горский за изготовление в 1903 г. первой в мире цветной фотографии;

И.П. Павлов за работу по физиологии пищеварения.
Главным торговым партнёром России накануне Первой мировой войны была:

Германия;

Франция;

Австро-Венгрия;

Великобритания.
Отечественный, первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик:

«Гранд»;

«Русский витязь»;

«Илья Муромец»;

«Большой Русско-Балтийский».
Объединение либеральных партий в IV Государственной думе, подготовившее в феврале 1917 года заговор с целью отречения императора Николая II от престола:

трудовики;

Прогрессивный блок;

Союз русского народа;

народные социалисты.
Инициатор создания в июне 1917 года «женских батальонов смерти»:

Л.Г. Корнилов;

А.И. Гучков;

А.А. Брусилов;

М.Л. Бочкарёва.
Первый председатель Временного правительства:

М.В. Родзянко;

П.Н. Милюков;

Г.Е. Львов;

А.И. Гучков.
Событие, положившее конец «Двоевластию» после Февральской революции 1917 года:

апрельский кризис;

расстрел солдатской демонстрации 4 июля;

мятеж генерала Л.Г. Корнилова;

создание Директории.
Во время интервенции Антанты в Россию в 1918 — 1921 гг. созданные англичанами концентрационные лагеря на острове Мудьюг и в бухте Иоканьга находились недалеко от:

Мурманска;

Одессы;

Архангельска;

Новороссийска.
В ходе гражданской войны Верховным правителем России в ноябре 1918 года при поддержке Антанты был провозглашён:

А.И. Деникин;

А.В. Колчак;

Е.К. Миллер;

Н.Н. Юденич.
Операция Красной Армии по разгрому войск барона П.Н. Врангеля в Крыму осенью 1920 года была проведена под командованием:

И.П. Уборевича;

М.В. Фрунзе;

В.К. Блюхера; ?

А.И. Егорова.
Строительство легендарной Днепрогэс началось в соответствии с:

первым пятилетним планом;

вторым пятилетним планом;

планом ГОЭЛРО;

политикой индустриализации.
Советский кинофильм 1920-х годов, признанный в 1958 и 1976 годах по опросам кинокритиков и киноведов мира первым среди «лучших фильмов всех времён и народов»:

«Стачка»;

«Аэлита»;

«Октябрь»;

«Броненосец “Потёмкин”».
Первыми Героями Советского Союза стали лётчики А.В Ляпидевский, Н.П. Каманин, В.С. Молоков, С.А. Леваневский, М.Т. Слепнёв, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин за:

установление мирового рекорда дальности полёта;

спасение терпящих в Арктике бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин»;

подвиги, совершённые в ходе гражданской войны в Испании;

за героизм при выполнении боевых заданий по разгрому японских интервентов в районе озера Хасан.
32 / 40
24:45
Подвиг 28 героев-панфиловцев был совершён в ходе:

битвы под Москвой;

Сталинградского сражения;

Курской битвы;

обороны Ленинграда.
33 / 40
24:23
Звания «Герой Советского Союза» четырежды удостаивался:

А.И. Покрышкин;

И.Н. Кожедуб;

Г.К. Жуков;

С.М. Будённый.
34 / 40
23:54
Встреча И.В. Сталина, Ф.Д. Рузвельта и У.Л. Черчилля по вопросу послевоенного миропорядка состоялась:

в Москве;

в Лондоне;

в Тегеране;

в Ялте.
Во время Великой Отечественной войны в состав СССР входило:

одиннадцать союзных республик;

двенадцать союзных республик;

пятнадцать союзных республик;

шестнадцать союзных республик.
Советский учёный-физик, участник Великой Отечественной войны, лауреат Нобелевской премии:

И.Е. Тамм;

Л.Д. Ландау;

А.М. Прохоров;

П.Л. Капица.
Великий дипломат, министр иностранных дел СССР, за твёрдость в отстаивании советской внешней политики прозванный на Западе «Мистер Нет»:

А.А. Громыко;

В.М. Молотов;

А.Я. Вышинский;

Д.Т. Шепилов.
К середине 1980-х годов СССР уступал США в объеме производства

стали;

электроэнергии;

тракторов;

нефти.
Советская космическая станция, первая в мировой истории выведенная на орбиту Земли в 1971 году:

«Салют»;

«Алмаз»;

«Космос»;

«Мир».
Президент СССР М.С. Горбачёв одновременно занимал пост:

Председателя Совета Министров СССР;

Председателя Президиума Верховного Совета СССР;

Генерального секретаря ЦК КПСС;

Президента РСФСР.

Comments

( 42 комментария — Оставить комментарий )
dmitry_sofronov
27 ноя, 2016 14:54 (UTC)
Александр Юрьевич, объясните мне, пожалуйста, смысл этого вопроса:

Какое событие не имело места в Крымской войне 1853 — 1856 гг.:

оборона Севастополя;

оборона Петропавловска-Камчатского;

бомбардировка Соловецкого монастыря;

бомбардировка Владивостока.

??? ?!?!?! !!!!
kuzh
27 ноя, 2016 14:57 (UTC)
Если бы он (Владивосток) тогда был, его бы тоже пришлось оборонять?
auvasilev
27 ноя, 2016 15:00 (UTC)
Вы знаете, я именно на этом вопросе как раз чуть и не попался. Потому, что заполнял очень быстро и почти автоматически, увидел "Крымская война" и тут же ткнул в "Оборону Севастополя". Однако вовремя краем глаза зацепил остальные ответы, на мгновение приостановился и только тогда заметил "НЕ имело места". Такая примитивная школьная уловка. "Не имела место" только бомбардировка Владивостока.
(без темы) - dmitry_sofronov - 27 ноя, 2016 15:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naigoro - 27 ноя, 2016 15:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 27 ноя, 2016 15:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naigoro - 27 ноя, 2016 16:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 27 ноя, 2016 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naigoro - 27 ноя, 2016 23:46 (UTC) - Развернуть
yurakolotov
27 ноя, 2016 15:24 (UTC)
Да жульнический вопрос, в общем-то.
Подмена понятий.
Слово "бомбардировка" не означает "артобстрел" как минимум с Испанской войны.

А если не жульнический, то просто дешёвая калька с bombardment.
(без темы) - auvasilev - 27 ноя, 2016 15:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yurakolotov - 27 ноя, 2016 15:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naigoro - 28 ноя, 2016 01:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dmitry_sofronov - 27 ноя, 2016 15:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - paschick - 28 ноя, 2016 00:10 (UTC) - Развернуть
uuvasilev
27 ноя, 2016 17:00 (UTC)
А вот моя абсолютная уверенность в полной невозможности и вредности тестирования применительно к гуманитарным знаниям благодаря этому тесту только усилилась. Там еще велика и идеологическая составляющая: спрашивается, где англичане во время интервенции устроили в России концентрационные лагеря, а о советских концлагерях вопросов нет. Так и сложится впечатление у неискушенного человека, знакомящегося с этим тестом, что концлагеря в России устраивали только англичане.
Конечно, есть некоторые ключевые даты, которые надо бы знать, вроде когда была Куликовская битва или принято Соборное уложение, а некоторые мои наиболее продвинутые ученики даже знают, когда была битва при Херонее, но сколько раз раз я сталкивался с ситуацией, когда ученик уверенно проходит тест, но самая краткая беседа с ним показывает, что в истории он ничего не понимает, и наоборот - в тесте у ученика много ошибок, но беседа с ним получается весьма содержательной. Поэтому при наборе в историко-филологические классы я использую самый простой тест, но исполнение его является лишь темой для беседы, а не вердиктом.
auvasilev
27 ноя, 2016 17:08 (UTC)
Юрочка, ну, ты же учитель и историк, а поступаешь как невнимательный ученик. Прочти, пожалуйста, что я написал.

"отвлекаясь от школьного образования и оценок этого образования".

" Да, не очень серьезная, местами не слишком умная, а то и даже смешная и нелепая проверка. И, конечно, именно об уровне знаний конкретного человека по истории она может дать или весьма слабое, или вовсе искаженное представление. Но! Вместе с тем, в целом и не обращая внимание на частности, определенный уровень культуры и степени «начитанности» с детства она всё-таки показывает".

" лишь в небольшой мере и степени, самым серьезным образом усовершенствовав, но в определенных ситуациях применим и такой инструмент".

Чем это противоречит сказанному тобой?
(без темы) - uuvasilev - 27 ноя, 2016 17:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dmitry_sofronov - 27 ноя, 2016 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 27 ноя, 2016 19:38 (UTC) - Развернуть
the_black_moon
27 ноя, 2016 20:59 (UTC)
Насколько я понимаю, обсуждаемый тест проводился с целью самоконтроля тестируемых, и в этом качестве он вполне рабочий инструмент. Спасибо, что выложили вопросы.
paschick
28 ноя, 2016 02:03 (UTC)
Спасибо за текст теста. Не поленился в обед ответить и через Google проверить ответы в которых сомневался - получилось 31 из 40. При этом ответ на один вопрос не проверил - сразу Google ответа не нашел, а копать времени жалко стало, а один ответ заранее знал из Вашего текста - про фронтовика лауреата нобелевки - корректная цифра стало быть 29/40. Забавное занятие - легкий интеллектуальный разврат.
Евгений Ильченко
28 ноя, 2016 03:27 (UTC)
С Крымской войной, действительно, только в Вашем тексте увидел "не".
kuzh
28 ноя, 2016 07:02 (UTC)
А я бы еще отметил: большинство вопросов - про любовь к начальству.
Особенно показателен вопрос про канцлеров.
serg_stg
28 ноя, 2016 10:51 (UTC)
тест онлайн
пропустил, по причине "не онлайна", а тест печатный с последующим гуглением проходить уже не прикольно, да и влом. Просмотрел так примерно, прикинул, что в онлайн тесте мой резалт был бы в диапазоне порядка 27-32, скорее всего. Кстати, вопрос про отставание СССР от САСШ - отнюдь не тупой, он просто не уместный в теме "история", ибо относится к предмету "экономическая география" (тетенька Зубаревич, не раз упомянутая в жж - ее конек), которая , пожалуй , является самой "ужасной" школьной дисциплиной, над которой частенько "страдают" даже историко-математико-физико ботаники и кандидаты в золотые медалисты по выпуску...:)
kuzh
28 ноя, 2016 10:55 (UTC)
Re: тест онлайн
Как раз этот вопрос - один из наиболее осмысленных, на понимание сути исторического момента (я уверен, составители его включили по упущению)
serg_stg
28 ноя, 2016 11:08 (UTC)
Re: тест онлайн
я тоже склоняюсь к такой мысли (последствия результата правильного ответа на этот вопрос- вполне историчны). Кстати, мне в теме топике сперва показалось, что технологическое отставание, а там просто отставание. Но вот по технологическому отставанию и его оценке - хотите тоже приведу некую загадку из коротенького отрывка одного фильма? Собственно в отрывке в 1-2 минуты самого начала фильма потребуется отгадать показанную там деталь, точнее (как подсказка) некое устройство.
Re: тест онлайн - kuzh - 28 ноя, 2016 14:33 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - serg_stg - 29 ноя, 2016 05:48 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - kuzh - 29 ноя, 2016 06:56 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - serg_stg - 29 ноя, 2016 07:20 (UTC) - Развернуть
auvasilev
28 ноя, 2016 12:03 (UTC)
Re: тест онлайн
Извините, но мое мнение о тупости вопроса основано на том, что сравнивать что-либо количественно в тот момент как раз абсолютно бессмысленно. То есть, ну вообще ни о чём, полный бред. Какое значение имеет количество тракторов, если в СССР "Беларусь", а у них "Катерпиллер" ? То же самое, как спросить, кто больше в середине восьмидесятых выпускал автомобилей, ВАЗ или Мерседес.

Вопрос можно было ставить только так:

К середине 80-х на сколько лет СССР технологически отставал от США?

10 лет;
20 лет;
50 лет;
Навсегда;
Re: тест онлайн - serg_stg - 28 ноя, 2016 13:34 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - serg_stg - 29 ноя, 2016 05:45 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - kuzh - 28 ноя, 2016 14:27 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - auvasilev - 28 ноя, 2016 16:48 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - kuzh - 28 ноя, 2016 18:13 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - uuvasilev - 28 ноя, 2016 19:42 (UTC) - Развернуть
Re: тест онлайн - serg_stg - 29 ноя, 2016 09:48 (UTC) - Развернуть
Петр Петровский
28 ноя, 2016 14:56 (UTC)
По мне так нормальная идеологическая работа. Вот Ваш брат, школьный учитель, про концлагеря что-то решил возразить. Кому, в рамках такого "теста" это нужно? Задача в том, чтобы чётко ввести в голову мысль: это они устраивали концлагеря,а мы нет. Во всем остальном то же самое, подробно копать было лень, отвечая почти не обдумывая, но читая внимательно (не попал на НЕ:)) ответил на 22.
( 42 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel