?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сокуров попросил Путина отпустить Сенцова.

Ну, попросил и попросил. Я вообще всегда за то, чтобы творцы призывали властителей проявить милость к падшим.

С одной стороны, особо ущерба самим творцам это обычно не наносит, как-то так большинство из них умудряется призвать столь ловко, чтобы в отношении себя при этом не вызвать слишком большого раздражения (хотя, согласен, бывали исключения, не стану абсолютизировать).

А с другой – иногда по капризу или каким иным практическим соображениям властители внемлют призыву, так что и падшим от того может случиться польза. Ну, уж вреда чаще всего точно нет. Так что, пущай взывают, никаких претензий.

Но потом мне на глаза попался сам текст сокуровского обращения, и что-то такое зацепило чисто стилистически. Чем-то таким инфернальным слегка повеяло.

«Одним из первых, кто поздравил Александра Сокурова с главной премией Венецианского кинофестиваля, был Председатель правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Именно в такой форме ознакомили меня, гражданина упомянутой федерации, всё центральные СМИ с фактом вручения известному режиссеру "Золотого льва"».


Этими строчками более пяти лет назад начиналась моя реплика, посвященная успеху известного нынче каждому фильма, снятого практически на бюджетные деньги. Как кто-то не без остроумия тогда заметил: «Мефистофель дал деньги на Фауста».

А сейчас Сокуров снова излагает властителю:

«И ещё раз хочу поблагодарить за возможность, которую предоставляет государство для дебютирования молодым людям, моим соотечественникам. Ещё раз хочу сказать: это главная цель моей жизни – помощь этим людям. Давайте помогать им. Мы предрасположены к кинематографу, русские люди, в этом гениальность наша выражается, мы можем делать кино, и нам никогда не было стыдно ни за советское кино, и не будет стыдно за тот кинематограф, который сегодня создаётся и который будет в будущем».

Понравилась, ох понравилась Фаусту материальная поддержка мефистофеля. Но что-то гложет, видать. Ведь Александр Николаевич и в самом деле большой художник, этого даже я не могу отрицать при всём желании и в моменты обострения мерзости собственного характера. Скорее всего, даже не понимает, но чувствует, при его таланте не может не чувствовать, что есть во всём этом некая черта, за которую переходить не стоит, боязно, черт знает что там может быть, за этой чертой…

И потому, конечно, не о несчастном Олеге Сенцове, а о себе он молит в совершенно не свойственной ему, и от того совсем уж жалкой, прямо по душе моей скребущей манере:

«Владимир Владимирович, по русски, по христиански милосердие выше справедливости. Умоляю Вас. Милосердие выше справедливости. Пожалуйста».

Только очень прошу, поймите, я не злорадствую и не строю из себя принципиальную высоконравственную девственницу за чужой счет. Искренне всем желаю удачи, и Сокурову, и Сенцову и даже Владимиру Владимировичу. А лишь хочу повторить фразу, которой заканчивал ту старую заметку после Венецианского кинофестиваля:

«Когда Гёте намекал на то, что некоторым может показаться, будто это они используют дьявола в своих, возможно, даже, по их мнению, самых благих целях, он не теоретизировал. Старик прекрасно знал, о чем говорит».

А что же касается «милосердия по русски и по христиански», то не знаю, насколько оно справедливости выше, ниже, правее или левее, но то, что рядом не стояло, это точно. Тут Сокуров несомненно прав. Я ведь уже сказал, что большой художник.

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
arktal
3 дек, 2016 12:57 (UTC)
Как-то странно звучит сама форма обращения Сокурова к президенту демократической страны (пусть даже формально "демократической"). Если президент "проявит милосердие", значит царь снизошел, т.е. Россия - это монархия. Значит Сокуров сознает, что служит царю. Достойно ли это "большого художника" в наше время? Трудно представить Вуди Аллена или Френсиса Коппола , или любого другого деятеля искусств, просящего своего президента о милосердии.
achtungslos
3 дек, 2016 16:37 (UTC)
В отличие от Сокурова, Аллен и Коппола не за государственный счёт харчуются.
Что сильно сказывается на стиле общения.
arktal
3 дек, 2016 18:40 (UTC)
да. и это, конечно, обязывает облизывать суверена.
achtungslos
3 дек, 2016 18:53 (UTC)
При общении с суверенами столь тщеславными, злопамятными и мстительными, подобная манера разговаривать - своего рода орудие самозащиты.
arktal
3 дек, 2016 19:30 (UTC)
Извините, как Вы думаете, на что рассчитывал Сокуров? Не думаю, что ему нужен пиар, значит, он думал, что суверен снизойдет? Неужели можно быть "большим художником" и таким наивным? Странно.
achtungslos
3 дек, 2016 20:21 (UTC)
Здесь, как говорится, попытка не пытка. Вариантов-то хороших нет.
Промолчать в тряпочку - плохо (ведь и шёл-то, поди, с целью сказать).
Уйти в "жёсткий" протест - тоже плохо: "суверен" мстителен и обидчив, а значит - после такого протеста может запросто устроить проблемы в личной жизни самому Сокурову и/или связанным с ним людям.
Остаётся нечто среднее: сказать всё как есть, но так, чтобы царя не разозлить. Тогда, авось, царь и услышит...
Другое дело, что Сенцов для ВВП - "пунктик" и уже поэтому шансов на успех ровным счётом не было. Но - а вдруг? Ведь бывали же случаи, когда власть вдруг ни с того ни с сего отпускала людей? А в таком деле любой шанс нужно использовать.
prol12
3 дек, 2016 21:27 (UTC)
Вариантов-то хороших нет.
===
В шахматах это называется цугцва́нгг. Причем в нем находятся, заметил, почти все обсуждаемые в ЖЖ персонажи. С точки зрения обсуждающих, разумеется. Сделал - плохо, не сделал - еще хуже.
))) Чото бабку свою вспомнил. Подарил ей часы как-то на ДР (сломались у нее старые). Так вот, в плохую минуту она: "Ах, он мне часы подарил! С маленьким циферблатом!! Знает же, что ни черта не вижу!!!" А в момент дарения плакала: какой внучек заботливый.

Edited at 2016-12-03 21:29 (UTC)
arktal
3 дек, 2016 21:32 (UTC)
да. Вариантов хороших нет. :(
auvasilev
3 дек, 2016 21:01 (UTC)
Не только, но да, и это тоже.
hozar
3 дек, 2016 13:47 (UTC)
отлично срежиссированый "неожиданный вопрос", тщательно обсосаный заранее "экспромт", актерски сыгранное унизительное вымаливание барской милости...
в общем, игра в четыре руки.
или вы все еще наивно считаете, что была инициатива самого сокурова?
sasza
4 дек, 2016 04:39 (UTC)
Ой, ну прямо везде одни разыгранные по ролям спектакли. Скажите, а когда Шевчук из ДДТ поставил Х%йло в неловкое положение, он тоже спектакль на пару с ним играл?
amalit215
4 дек, 2016 11:40 (UTC)
В чём же там была неловкость его положения?

Шевчук задал вопрос, Путин с пренебрежением, по-хамски отреагировал.

Шевчук смутился и стушевался.

Вот и весь кейс.
kuzh
5 дек, 2016 06:54 (UTC)
При этом Ярмольник подобострастно хихикал
amalit215
5 дек, 2016 07:01 (UTC)
О Ярмольнике в приличной компании...

Моветон!
Вера Фокина
3 дек, 2016 21:40 (UTC)
Дык, суверен, вроде, тоже попросил. Аж три раза... Фауста перевести на русский. По сему все в расчёте: можно Сенцова не христианствовать и Фауста не переводить
serg_stg
4 дек, 2016 08:35 (UTC)
дак вот и набросок сюжета
фильма Молох-2 (Молох Возвращается - 2 и тп и тд). Ну там, где заслуженный деятель культуры -исскусства просит Молоха выпустить великодушно коко-нибудь там...:))
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel