?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гримасы Клио

Всем прекрасно известно, что в конце мая и начале июня сорокового года история Второй мировой могла пойти несколько иначе.

В военном кабинете Черчилль, хоть и как бы пришедший к власти, но был в меньшинстве и потому больше прикидывался шлангом, делал вид, что колеблется. А знаменитые придурки мюнхенского разлива очень даже были настроены на договор с итальянцами и через них с немцами.

Да и преобладающее общественное мнение после Дюнкерка очень скептически относилось к возможностям Британии продолжать сопротивляться Германии в одиночку.

Так же прекрасно известно, что только и именно Черчилль лично переломил ситуацию, в результате чего англичане решили драться до конца и без оглядки.

Всё это совершенно верно, и я не собираюсь здесь делать каких-то открытий, «нагло фальсифицируя историю». Хочу лишь дополнить её одним мелким и частным замечанием.

Дело в том, что сэр Уинстон, конечно, являлся большим оригиналом, взбалмошным авантюристом и вообще хлестал спиртное с утра до ночи, но суицидальных наклонностей был лишен начисто. Потому, чтобы окончательно сжечь мосты и взметнуть над островом боевое знамя, ему было недостаточно только великого патриотического порыва и беспредельной веры в им же презираемую демократию. Требовались хоть какие-то материальные основания для малейшего шанса на успех.

Собственно, после позорно проваленной во Франции наземной операции, этих оснований оставалось совсем немного. А если точнее, то всего четыре – флот, Тьюринг, радары и RAF.

Ну, с флотом, тут и обсуждать особо нечего, так исторически сложилось. Он, действительно, был неплох, а, возможно, и вправду, как утверждали сами британцы, лучшим в мире. Но по ряду здесь и сейчас не обсуждаемых причин к сороковому году его преимущество над Германией с союзниками не было уже столь подавляющим, чтобы только за счет этого обеспечить даже не победу, а хоть абсолютно надежную защиту Англии.

Блетчли-парк пока оставим, он, несмотря на всю важность, всё же стоит несколько в стороне, а вину перед своим великим сыном Британия до сих пор не загладила, да, думаю, уже никогда и не загладит.

Вот радары, это да. Это вне сомнений заслуга государства. Они, вопреки мнению многих, отнюдь не англичанами были изобретены и даже воплощены в относительно работоспособные приборы практического применения, однако по не до конца понятному мне капризу в середине тридцатых чиновники её величества деньги и вправду выделили серьезные, благодаря чему была создана система раннего оповещения, которой в столь успешно функционирующем виде ещё ни у кого не было.

Но, несмотря на всё гигантское свое значение, радиолокация являлась инструментом вспомогательным и не слишком эффективным без самого главного. А с ним, с Royal air force, как раз и случилось самое странное.

Английское руководство, и гражданское, и, удивительнее всего, военное, категорически долгое время не хотело перевооружать свою авиацию. Настолько не хотело, что не просто денег не давали, но и примитивно ставили палки в колеса любым частным инициативам.

Потому, когда в июле (на самом деле, конечно, только в августе, но не суть) сорокового более четырех тысяч самых современных на тот период Мессершмиттов начали «битву за Британию», им должны были противостоять меньше двух тысяч давно устаревших английских бипланов в основном с деревянными пропеллерами и неубирающимися шасси. А встретили их действительно в таком количестве, но преимущественно Харрикейны и Спитфайры.

Этих самолетов в принципе по любой экономической и политической логике никак не должно было быть. Но вопреки всему их сделали по собственной инициативе механик недоучка Джозеф Митчелл на крохотной даже по тем понятиям частной фирме и сын плотника сэр Сидней Кэмм на базе бывшей мотоциклетной мастерской.

А Черчилль уже знал об этом. И, хотя немецкие асы по мастерству и боевому опыту в тот момент уже неизмеримо превосходили английских полу или вовсе любителей, итог битвы всем также отлично известен, как и её значение.

Comments

soplemennik
7 дек, 2016 01:28 (UTC)
В статье есть неточности. Уже к началу войны ВВС Великобритании имели полтысячи "Харрикейнов".
samuraibezmecha
7 дек, 2016 07:48 (UTC)
Не могу не отметить, что к 1940 году Сидни Кэмм уже полтора десятка лет снабжал RAF истребителями - теми самыми бипланами с деревянными винтами постоянного шага, типа Fury, Demon, Hind. Равно и Митчелл на полочке уже держал пяток Кубков Шнейдера.

Что действительно стоит поставить в заслугу сэру Уинстону, так это то, что он форсировал уже назревший переход от устаревших моделей к новым. Переход уже шел, но очень вяло. Впрочем, Черчиллю не привыкать: именно его требование поставить на Queen Elizabeth 15-дюймовые орудия и котлы с нефтяным отоплением - что в итоге позволило этим кораблям остаться актуальными до конца второй мировой.

Но в то же время есть действительно замечательный пример частной разработки, в итоге сыгравшей вполне значимую роль в войне. Это Blenheim, милитаризованная версия Bristol Type 142, который в свою очередь был разработан по заказу лорда Ротермейера - ему, как владельцу крупной медиасети (газетной, конечно) очень хотелось получить самый быстрый коммерческий самолет.

И вот это требование (по сути, что интересно, напрямую относящееся к информационным технологиям - газетчику быстрый самолет понятно зачем нужен был) привело к созданию того самого самолета, который вытянул первые месяцы ночных перехватов (на Москито радар воткнули несколько позже) и сдерживал наступление Японии в Бирме и Индии.
auvasilev
7 дек, 2016 10:09 (UTC)
Отметить можно ещё много чего и в отношении много кого. Однако я писал не статью по истории английской авиации. А в своей реплике хотел всего лишь обратить внимание, что, на мой взгляд, один из главных козырей Британии, позволивших ей выиграть, появился не в результате мудрых и продуманных действий государства, в лице политиков, чиновников и военачальников, а по личной воле свободных людей.
Например, разработка Харрикейна была изначально отвергнута Министерством авиации, и Кэмм начал выпустить самолет в виде исключительно частной инициативы.
elotar
7 дек, 2016 14:10 (UTC)
Интересно было бы, на самом деле, понять, как же так за время человеческой истории, особенно последних ста лет, этих волевых свободных людей все дальше и дальше от управления ресурсами отодвигали.
auvasilev
7 дек, 2016 09:46 (UTC)
Естественно. И Спитфайры тоже были. Более того, к августу 40-го появились уже и Mk.II. А иначе как бы и те и другие могли встретить Мессерштитты в небе над Британией во время начала битвы? В чем неточность-то?

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel