мой текст актуален «на фоне развернувшейся дискуссии после того, как известный Быков Д. сказал, что "выбирая между Че Гевара и Энн Рэнд, он бы выбрал Че"».
Я, честно говоря, этой речи Быкова не слышал, последнее время для меня он тяжеловат в больших количествах, я, по слабости духа и интеллекта, уже не всегда могу соответствовать, но данная мысль меня заинтересовала, и я решил уточнить.
Оказалось, что, действительно, в последней передаче на «Эхе» Дмитрий Львович нечто подобное сказал. Но, естественно, не столь примитивно, а довольно аргументировано и пространно. Для ленивых не стану давать ссылку, а позволю себе достаточно полную цитату:
«…Дело в том, что к левакам я отношусь лучше, чем правакам. Наверное, потому что левакам более склонна, более присуща, более органична для них самокритика, а правакам — самоупоение. Если мне предложат выбирать между такими крайне левыми, как Че Гевара и такими правыми, как, скажем, Айн Рэнд, либертарианка, я выберу Че Гевару. Хотя кому-то ближе, безусловно, «Атлант пожал плечами» — как, собственно, и следовало бы переводить название.
У меня есть определенное на этот счет самооправдание, знаменитая фраза Леонида Филатова, мне когда-то тоже в интервью сказанная, и с тех пор ставшая довольно популярной: «Художнику проще и правильнее быть левым, потому что сердце слева». Не знаю, это тоже, конечно, социальная демагогия. Я не думаю, что Северная Корея левое государство. Государство, в котором все блага узкому слою царьков и главному царьку, а все проблемы народу — оно вряд ли может быть названо левым. Если уж на то пошло, в качестве такого левого государства можно рассматривать Советский Союз конца двадцатых, второй половины двадцатых, даже, может быть, начала двадцатых, а потом уже, конечно, Сталин — абсолютно правый тех времен и по тем масштабам. Но в России эти вещи традиционно путаются.
Не нравятся вам леваки — могу их понять, могу и вас понять. Как мы уже знаем из разговора об Алексиевич, в данном случае понять — не значит простить, значит — я понимаю вашу логику. Но терпите меня такого, какой я есть, ничего особенно хорошего, конечно, во мне нет, но все-таки мне кажется, что левачество таит в себе — во всяком случае для художника, для индивидуума, а не в масштабе мировой революции — таит в себе меньше опасностей, чем правачество. У правачества есть риск самоупоения».
Устраивать дискуссии на подобные темы в принципе абсолютно беспредметно. Но если в беспредметности представить себе наличие отрицательных величин, то символом такого рода бесконечной величины может стать попытка такого рода дискуссии с людьми подобными Дмитрию Быкову (заранее прошу прощения за слово «подобными», оно никак не покушается на предельную исключительность и уникальную индивидуальность Дмитрия Львовича, а лишь свидетельствует о предположении, что люди такой интеллектуальной и психической организации высшего уровня время от времени в этом мире все же встречаются).
Однако несколько слов не по теме, а именно и лишь по поводу существования разных, порой противоположных мнений и, главное, отношений к крайне условным «левизне» и «правизне» я, мне кажется, могу сказать.
И, прежде всего, как уже справедливо заметил в своем комментарии один из читателей, довольно нелепо сравнивать даже свои личные эмоции по отношению к крутейшему мужику, большую часть жизни бегающему по миру с автоматом в руках, и к женщине с авторучкой, сочинявшей романы. И не нужно мне тут рассказывать стандартные трогательные истории про Геббельса, который тоже лично никого не убивал. Это пустые и глупые спекуляции, Рэнд вовсе не Геббельс и пустословить на данную тему мне нет никакой охоты.
Но это всё мелочи и частности. Я всего только пару замечаний по сути сказанного Быковым. У меня лично оно не вызывает какого-то особого личного отторжения или неприятия. Как раз тот случай, о котором упомянул и сам Дмитрий Львович, говоря об Алексиевич. Вне зависимости от собственных эмоций и знака этих эмоция, я вполне могу понять и что Быков имеет в виду, и почему его отношение к Че Геваре и Эйн Рэнд таковое, как им сформулировано.
Но вот основные аргументы писателя, одновременно и основные претензии, на мой взгляд, довольно спорные. И прежде всего, естественно, я имею в виду, как и Дмитрий Львович, «самоупоение». Вот уж в чем и сами люди типа и уровня Быкова, и леваки всех времен и народов, кстати, зачастую по совсем разным и зачастую вовсе не сходным основаниям, но вот уж никак не отдадут пальму первенства любым самым самовлюбленным «правокам». С «самоупоением» тут не просто полный порядок, но и более всего в таковом упоении и кроется и соблазн, и заразительность, и вообще главная нутряная сила и энергия как левачества, так и творчества, заставляющего творцов испытывать непреодолимую эмоциональную тягу к этому самому левачеству.
А вообще-то, Быков вполне достаточно умен, чтобы и самому всё прекрасно понимать. И недаром он употребляет выражение «социальная демагогия». Понимает, но сделать с собой ничего не может. Да и не хочет, поскольку даже в некоторой степени слегка кокетливо гордится.
Имеет полное право. Никаких претензий.
Один из читателей почему-то решил и написал об этом, что Я, честно говоря, этой речи Быкова не слышал, последнее время для меня он тяжеловат в больших количествах, я, по слабости духа и интеллекта, уже не всегда могу соответствовать, но данная мысль меня заинтересовала, и я решил уточнить.
Оказалось, что, действительно, в последней передаче на «Эхе» Дмитрий Львович нечто подобное сказал. Но, естественно, не столь примитивно, а довольно аргументировано и пространно. Для ленивых не стану давать ссылку, а позволю себе достаточно полную цитату:
«…Дело в том, что к левакам я отношусь лучше, чем правакам. Наверное, потому что левакам более склонна, более присуща, более органична для них самокритика, а правакам — самоупоение. Если мне предложат выбирать между такими крайне левыми, как Че Гевара и такими правыми, как, скажем, Айн Рэнд, либертарианка, я выберу Че Гевару. Хотя кому-то ближе, безусловно, «Атлант пожал плечами» — как, собственно, и следовало бы переводить название.
У меня есть определенное на этот счет самооправдание, знаменитая фраза Леонида Филатова, мне когда-то тоже в интервью сказанная, и с тех пор ставшая довольно популярной: «Художнику проще и правильнее быть левым, потому что сердце слева». Не знаю, это тоже, конечно, социальная демагогия. Я не думаю, что Северная Корея левое государство. Государство, в котором все блага узкому слою царьков и главному царьку, а все проблемы народу — оно вряд ли может быть названо левым. Если уж на то пошло, в качестве такого левого государства можно рассматривать Советский Союз конца двадцатых, второй половины двадцатых, даже, может быть, начала двадцатых, а потом уже, конечно, Сталин — абсолютно правый тех времен и по тем масштабам. Но в России эти вещи традиционно путаются.
Не нравятся вам леваки — могу их понять, могу и вас понять. Как мы уже знаем из разговора об Алексиевич, в данном случае понять — не значит простить, значит — я понимаю вашу логику. Но терпите меня такого, какой я есть, ничего особенно хорошего, конечно, во мне нет, но все-таки мне кажется, что левачество таит в себе — во всяком случае для художника, для индивидуума, а не в масштабе мировой революции — таит в себе меньше опасностей, чем правачество. У правачества есть риск самоупоения».
Устраивать дискуссии на подобные темы в принципе абсолютно беспредметно. Но если в беспредметности представить себе наличие отрицательных величин, то символом такого рода бесконечной величины может стать попытка такого рода дискуссии с людьми подобными Дмитрию Быкову (заранее прошу прощения за слово «подобными», оно никак не покушается на предельную исключительность и уникальную индивидуальность Дмитрия Львовича, а лишь свидетельствует о предположении, что люди такой интеллектуальной и психической организации высшего уровня время от времени в этом мире все же встречаются).
Однако несколько слов не по теме, а именно и лишь по поводу существования разных, порой противоположных мнений и, главное, отношений к крайне условным «левизне» и «правизне» я, мне кажется, могу сказать.
И, прежде всего, как уже справедливо заметил в своем комментарии один из читателей, довольно нелепо сравнивать даже свои личные эмоции по отношению к крутейшему мужику, большую часть жизни бегающему по миру с автоматом в руках, и к женщине с авторучкой, сочинявшей романы. И не нужно мне тут рассказывать стандартные трогательные истории про Геббельса, который тоже лично никого не убивал. Это пустые и глупые спекуляции, Рэнд вовсе не Геббельс и пустословить на данную тему мне нет никакой охоты.
Но это всё мелочи и частности. Я всего только пару замечаний по сути сказанного Быковым. У меня лично оно не вызывает какого-то особого личного отторжения или неприятия. Как раз тот случай, о котором упомянул и сам Дмитрий Львович, говоря об Алексиевич. Вне зависимости от собственных эмоций и знака этих эмоция, я вполне могу понять и что Быков имеет в виду, и почему его отношение к Че Геваре и Эйн Рэнд таковое, как им сформулировано.
Но вот основные аргументы писателя, одновременно и основные претензии, на мой взгляд, довольно спорные. И прежде всего, естественно, я имею в виду, как и Дмитрий Львович, «самоупоение». Вот уж в чем и сами люди типа и уровня Быкова, и леваки всех времен и народов, кстати, зачастую по совсем разным и зачастую вовсе не сходным основаниям, но вот уж никак не отдадут пальму первенства любым самым самовлюбленным «правокам». С «самоупоением» тут не просто полный порядок, но и более всего в таковом упоении и кроется и соблазн, и заразительность, и вообще главная нутряная сила и энергия как левачества, так и творчества, заставляющего творцов испытывать непреодолимую эмоциональную тягу к этому самому левачеству.
А вообще-то, Быков вполне достаточно умен, чтобы и самому всё прекрасно понимать. И недаром он употребляет выражение «социальная демагогия». Понимает, но сделать с собой ничего не может. Да и не хочет, поскольку даже в некоторой степени слегка кокетливо гордится.
Имеет полное право. Никаких претензий.
Comments
Но есть и еще одна типологическая такая штука, уравнивающая леваков с праваками... То есть, они стоят друг друга, будучи разными. Если принять как факт, что Рэнд - не только не Геббельс, но и вообще не "правак", то настоящие "праваки" - как правило, честные дураки, свое невежество несущие на фамильном гербе, прямые как шпала, "нам задурили голову? ну так мы дураки и есть".
Тогда как леваки этот бастион не сдают никогда. Для них оппонент вседа глупее, чем они, без разбору. Причем идея "левого интеллектуализма" весьма удачно вбита в понятийную матрицу мировых (западных) масс-медиа. Видимо, недюжинный интеллект стоял разве что вот за этим фейком. Левакам попробуй скажи, что они глупы и им задурили голову "кот и лиса".
Ровно на этом праваки становятся дружелюбнее, а леваки звереют лицом и теряют всякую самоиронию, хотя ее там и так негусто.
PS Вот умеете сказануть! Obrigado.
Ну, изначальное противопоставление вытекало из теорий, тогда как практика как раз и расставила всё по своим местам. Вплоть до того, что в словах "левак" и даже "правак" сейчас куда больше смысла, чем в самой "левизне" и "правизне"...
Название журнала и подсказало мне - спектр. Да собственно это клише - политический спектр - давно существует, только в очень запутанном и непонятном виде. А ведь всё так просто ("Упрощать - сложно. Усложнять - просто%-)))). Тогда и движения, и страны, их устройство можно называть в каком цвете из спектра они находятся. Тогда сталин с гитлером оба красные. А батька Махно и его Гуляй Поле(единственная попытка в истории) - фиолетовый. Я точно знаю, что никто, кроме либертарианцев не принял, и при моей жизни - не примет такую классификацию. Да и сами они никак не пробьются нигде, потому что ультрафиолетовые, как С.Корея - инфракрасная, и существует(в прямом смысле слова%-))) вне спектра.
Статью Вашу пошукаю, интересно.
PS Еще один голос разума... Данке шён!
PPS Статью прочитал, написано хорошо. Понравился неологизм "пазель".
Вопрос вызывает только вот эта фраза: "так как внутри будет собственный мент, прокурор, и надзиратель, свой кнесет, - собственное внутреннее государство". Поскольку фраза противоречит всему духу статьи, полагаю, что Вы это не нарочно. Дело в том, что это идеал тоталитаризма - человек, которому не нужен охранник. То же, о чем Вы пишете - это сообщество свободных людей, а не людей, совершающих правильные поступки по принуждению, будь то внешнему или интернализованному. Если у человека действительно "10 заповедей вошли в каждую клеточку тела, души и сознания", то такой человек следует закону не потому, что "так правильно", а потому, что он не может нарушать природу вещей, так как сам следует этой природе. Снаружи разница может быть и не сразу заметна, но она тотчас же проявится при изменении внешних условий.
Интересно было бы послушать про тип человека, с которым Вы столкнулись в школе, где работаете.
Edited at 2017-07-17 11:02 (UTC)
Мент в тебе и прокурор?
Для других - ты адвокатом?
Вот тогда тюремный двор
полем кажется закатным.
Если нет мента в тебе -
на Канарах - в заключеньи...
Я в киргизском Кош-Дюбе
заглотил мента с печеньем...
Скорее всего фраза противоречит духу, но разве нельзя помечтать?
Идеал тоталитаризма - ничего не кушающий раб, ну и чтоб не охранять - соглашусь. Первое достижимо, не до конца. Но второе - при первом - абсолютная необходимость. Либертарианцы на этом и проваливаются сто лет, о чем Вы говорите. Не хотят никакого репрессивного аппарата уже сейчас, а не еогда пропитаемся..%-)) Самой близкой на сегодня , и всё же еще голубой , даже не синей, страной является Швейцария. Но и там - суды, полиция, тюрьмы.
\Интересно было бы послушать про тип человека, с которым Вы столкнулись в школе, где работаете\
Я, к великому своему сожалению, там уже не работаю, но работаю и живу среди этого типа людей до сих пор, и надеюсь уйти уже только в их окружении. Их описать можно одним словом - неописуемо. Ницше был величайшим филологом своего времени, но описать этот тип так и не смог, в "Заратустре ..." скатившись в поэзию. Я вижу то, что он пытался описать, Авиноам просто был первым, а таких уже очень и очень много. А уж мне, простому израильскому охраннику с куцым русским - подавно не описать. Я пытался, и не раз. И тоже только стишочком получается. Мой друг, кинодокументалист из Н-Й , Дмитрий Хлавин пытался снять о них фильм "Территории" . Он профи - но тоже не уловил неуловимое. Пацан из той школы меня пригласил на свою свадьбу. Их там было , если с детьми считать - человек 700. И всё равно - не смогу. Это надо видеть вблизи.
Ой, ну перепутал товарищ негений правых с левыми, подумаешь, с кем не бывает. Гуманитарий же. Сено-солома на пару месяцев -- глядишт, и запомнит.
В защиту можно сказать только, что он неоднократно подчеркивает субъективность собственных суждений, пусть даже и в формате "Я так вижу, а если вы видите по-другому, то это ваши проблемы".
Увы, до истины не дотягивает.
В данном (конкретном) случае путь от правды к истине перекрыт глухой стеной читателей и почитателей ДБ: он пишет не в стол, а на публику.
Ну а уж если Мэтр где-то упомянет наш скромный педсовет... это будет нечто... А.Ю. определенно нам проставит ящик текиллы среднего класса, наверное.
Edited at 2017-07-14 11:15 (UTC)
Так что не ДБ придумал такой способ общения с массами, и даже отчетливая артикуляция такого метода использована не им первым. Мне кажется, что его личное эээм... скажем, обаяние, заставляет многих относитЬся к нему ревниво, когда им кажется, что он противоречит их ожиданиям, или их не замечает.
Edited at 2017-07-14 15:31 (UTC)
Ну а так:
"А на левой груди - профиль Сталина,"
А на правой - анфас Энни Рэнд"
Все, хватит... мне еще работать , я уже под стол сползаю...:)))