Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

Последнее прибежище негодяя

Уже довольно давно очень условно «современные» СМИ навязывают определенного рода ранжированное и градуированное выборочное мышление. Причем на всех уровнях. Начиная от списка «Форбс» и биржевых индексов на крупнейших мировых экономических площадках мира, и заканчивая глянцевыми журналами для девочек, где «сто самых счастливых семейных пар Голливуда» или «десять самых красивых ног чернокожих джазовых певиц».

Вот сидим недавно вечером в деревне, подходит сын, которого капризы подмосковной погоды последнего времени настроили на несколько более меланхолический тон, чем обычно летом, и говорит: «Папа, дай почитать каких-нибудь трех самых лучших на твой вкус русских поэтов прошлого века, только не в интернете порекомендуй, а как ты сам когда-то читал, на бумаге».

Я не стал особо капризничать и выпендриваться, объясняя насколько это в принципе не очень выполнимое задание, а просто выдал с полки по несколько томов из собраний Блока, Маяковского и Есенина. Пару часов было тихо, потом ребенок появляется с рядом вопросов. И, среди прочего, относительно стихотворения «Вот уж вечер. Роса…». Мол, а что там за «мертвая колотушка», в смысле, почему она мертвая? Как смог, постарался объяснить, хотя сразу честно предупредил, что любое объяснение здесь будет не то, что приблизительным, а, главное, абсолютно субъективным. Потому, что в том и есть суть пошлого, давным-давно до предела высмеянного и всеми презираемого «я так вижу», но от которого никуда не деться в поэзии.

И, естественно, далеко не только в поэзии. Эстетика не рационализируема, кто бы что ни придумывал самого убедительного и тоже эстетически безупречного. Я и сам с отрочества ещё всю жизнь пытался этим заниматься, по мнению многих понимающих людей даже иногда весьма небезуспешно, но это всё, конечно, лишь более или менее увлекательные и успешные интеллектуальные игры. Ничего более. Алгеброй гармонию поверить можно только в том смысле, в котором способна выглядеть гармонично сама алгебра. Что опять же субъективно и из этого беспорочного круга никак не вырваться.

Но я сейчас упомянул об этом, вернее, просто напомнил своё опять же предельно субъективное мнение по данному поводу отнюдь не для того, чтобы продолжить обсуждение темы как таковой, что само по себе достаточно не только бесполезно, но и вовсе бесцельно, а лишь как повод заметить два внешне между собой никак не связанных момента, однако по отдельности, имеющих косвенное отношение к условной «эстетике».

Во-первых, про возраст и литературу. Подавляющее большинство тех произведений, что люди моего возраста и круга начинали читать с начальной школы отнюдь не были изначально написаны для детей. Я не говорю даже о Гоголе, Лермонтове или Тостом с Достоевским. Вальтер Скотт, Джек Лондон, Александр Дюма и многие подобные писатели стали если не детскими, то в большой степени юношескими только со временем и по ряду множества вовсе внетекстовых причин и обстоятельств. Но сами они обращались к совершенно взрослым людям.

А сейчас сидит внучка, третьи сутки упорно листает комиксы на ноутбуке, на предложения же моей жены почитать «Повести Белкина» отвечает взорами затравленного отчаяния. Так, может, и вправду стоит оставить детей в покое? Пусть растут на Человеке-пауке и Супермене, а когда достигнут возраста способности понимать «Войну и мир» с «Братьями Карамазовыми», тогда и настанет время приобщения?

Но тут есть вот какой момент. Прочесть «Преступление и наказание» первый раз даже лет в сорок не вредно, а, возможно, и много продуктивнее, чем в тринадцать, как это сделал я. Но проблема в том, что для меня человек, который дожил до сорока, не прочитав «Преступление», это совсем другой человек, вовсе не такой же, что и читавший. Не в терминах сейчас «лучше-хуже», а просто другой, скорее именно «другой», чем плохой, примитивное «чужой», «не свой».

Ну, ладно Раскольников, а уж, скажем, без рыцаря Айвенго, казалось бы, и вовсе можно было бы обойтись. В конце концов, чем этот примитивизм особо отличается от того же Человека-паука? Но это очень точно и талантливо сформулировал Высоцкий в своей балладе: «Значит, нужные книжки ты в детстве читал». Я, честно говоря, относительно себя так просто уверен, что был бы совсем другим человеком, если бы не «Три мушкетера» лет в десять, хотя прекрасно умом понимаю, что д’Артаньян всего лишь предтеча ихнего тупого Супермена. Однако поменять и признать равнозначность не готов.

Понятно, что чистая стилистическая вкусовщина. Тут недавно разразился скандал с судьей, которая устроили дочери слишком дорогую, по мнению публики, свадьбу. Но для меня там самое коробящее было отнюдь не сумма или «Бентли», а состав приглашенных артистов. Конечно, можно сказать, что это полный бред, а если бы она выписала себе, что, как я понимаю вполне по средствам и даже дешевле, Нино Катамадзе с Олегом Погудиным, было бы лучше и выглядело бы приличнее? Так в том-то и дело, что этого себе представить невозможно. При том, что я совершенно без всякого раздражения отношусь к Меладзе, а некоторые давние вещи в исполнении Кобзона так и просто люблю. Но разная стилистика и разная эстетика. На такой свадьбе и такие люди не будут слушать Погудина, это категорически несовместимо.

И, во-вторых, казалось бы, вовсе «в Киеве дядька». Многие умные и приличные люди последнее время принялись на полном серьезе дискутировать и полемизировать с Навальным и разными аспектами его деятельности, позиции и планов. А свое отношение к Алексею Анатольевичу высказал давно и столь же давно стараюсь, вернее, у меня это прекрасно получается и без особых стараний, голову свою относящимся к нему не забивать. Но вот то, что я чувствую шкурой без малейшего подключения мозгов. Заниматься сейчас пусть даже самой справедливой и обоснованной публичной критикой Навального является плохим стилем и дурным вкусом. Эстетически для меня лично неприемлемо и отвратительно.

И напоследок обязан подчеркнуть, что, разумеется, всё сказанное выше может совершенно не совпадать с мнением автора в разное время года, суток, при разной погоде и множестве ещё не зависящих от чего бы то ни было обстоятельств.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments