?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прана-атипата

Мой, возможно, не самый репрезентативный, но всё-таки довольно длительный жизненный опыт говорит о том, что в нашей стране массово, кто такие рохинджа, откуда взялись, что с ними происходит, да и вообще, какая такая Мьянма и где толком находится, представляют себе исключительно чеченцы. А подавляющее большинство прочих не сильно в курсе.

Так что, я в нескольких словах всё-таки напомню. Проще всего с Мьянмой. Это самая обыкновенная, более привычная для слуха моего поколения Бирма, которую просто в конце восьмидесятых переименовали в более приятном для местного ихнего уха стиле. Вы её при малейшем желании легко найдете на карте в Индокитае, вверху слева между Бангладеш с Индией, Китаем и Лаосом с Таиландом.

Цивилизация в тех местах зародилась довольно давно, тысячи четыре, если не больше лет назад, и с тех пор много чего происходило и произошло. А, с другой стороны, может и вовсе ничего принципиально важного, это даже больше зависит не от точки зрения или образа мыслей, а от настроения. Я вот тут недавно посмотрел очередной фильм ВВС об одном из видов крокодилов. Давно уже любимое мое зрелище на ночь.

Вообще историю этих ребят считают как-то ориентировочно миллионов в двести с лишним лет, относительно современные появились где-то на середине этого срока, а тот вид, про который кино снимали, вовсе юный, миллиона четыре всего насчитывает. Получается, у них жутко интересная история, когда не спится. А как глаза начинают слипаться, думаешь, ну крокодилы и крокодилы, чего в них такого уж особенного и любопытного, ещё сто миллионов лет пройдет, а они будут всё так же зубами щелкать и жратву у берега подкарауливать…

Короче, реально эта часть Индокитая начала приобретать хоть относительно современный и внятный вид только века с восемнадцатого, когда ей заинтересовались англичане, а Британская Бирма образовалась и вовсе только в середине девятнадцатого, как часть Британской Индии. Народ, конечно, стонал и безумно страдал под игом колонизаторов, но как-то всё-таки не только выживал, но и потихоньку тянулся к благам и достижениям цивилизации, однако после последней большой Войны империя окончательно почувствовала, что бремя белого человека становится уж слишком тягостным и экономическим не выгодным, потому начала его осторожно скидывать.

Впрочем, порой осторожность эта была весьма относительной. Границы будущих самостоятельных и независимых государств всё-таки в основном рисовали военные картографы на Уайтхолле при помощи самых обычных линеек и готовален, не очень вникая во всякие далёкие провинциальные мелкие подробности, да и не имея для такого вникания уж особых знаний с возможностями. Однако, объективности ради следует отметить, что даже если бы этим занимались исключительно профессионалы и специалисты уровня полковника Лоуренса, всё равно не получилось бы учесть все нюансы и примирить все интересы. Уж очень они были разнообразны и причудливо перемешаны. Как, впрочем всегда и везде, но просто при распаде, роспуске Британской империи, победы национально-освободительных движений, торжестве справедливости независимости, считайте как хотите, была сделана одна из немногих попыток привнести рациональное и хоть сколько-нибудь логичное в процессы, которые изначально и по сути сами по себе таковыми не являются и реагируют на такие попытки обычно самым непредсказуемым образом.

Бирме ещё относительно повезло. Там выделили пространство с относительно однородным буддистским населением. Но эта однородность только с большого расстояния, при более близком и детальном рассмотрении всё равно получается одеяло несколько лоскутное. И одним из наиболее ярких лоскутов оказался расположенный, типа, полоской вдоль Бенгальского залива нынешний штат Ракхайн, а вообще-то это довольно древняя и хорошо известная ещё с древнегреческих времен историческая область Аракан, которую, по слухам, ещё сам Гаутама Шакьямуни посещал. И вот на территории этого оплота буддизма завелись те самые рохинджа.

Боюсь кого-то обидеть, но вынужден признаться, что, когда это произошло, мне самому так до конца и непонятно. Сами они утверждают, что это их исконные земли, но редко кто про себя говорит иное. Большинство историков всё-таки сходятся во мнении, что основная часть мусульманского населения этих мест сформировалась за время британского владычества за счет арабских торговцев, оседавших здесь по причине удачного месторасположения. К тому же, в середине девятнадцатого, после первой англо-бирманской войны и окончательной оккупации Аракана англичане начали туда завозить в качестве дополнительной рабочей силы бенгальцев с территории нынешних Индии и Бангладеш, в основном тоже мусульман.

Но, как бы там ни было, уже в прошлом веке в Ракхайне получилось примерно миллион (некоторые называют и большие цифры) тех, кто считает себя практически отдельным народом, не копаясь в подробностях понятия субэтноса, и исповедует ислам. Они и есть рохинджа.

Когда кому-то очень плохо, то есть большой соблазн его идеализировать, а совершающих при этом плохое, наоборот, демонизировать. Но при всём желании изобразить поголовно всех бирманских мусульман белыми и пушистыми довольно трудно. Они в Аракане с коренным араканцами-буддистами никогда особенно хорошо и мирно не существовали.

А один случай не так уж и давно был и вовсе не самый приятный и достойный. Умные английские стратеги в сорок втором неплохо вооружили рохинджа против оборзевших и зверствующих в тех местах японцев, но мусульмане повернули оружие в совсем другую сторону и устроили так называемую ракхайнскую бойню, столь кровавую, с десятками тысяч убитых буддистов, что Британия была вынуждена вмешаться. Позднее английские офицеры вспоминали в ужасе, что когда они туда пришли, то практически весь регион оказался уже мусульманским, а живого буддиста было практически не сыскать.

Ну, а после провозглашения в сорок восьмом суверенитета Бирмы сдерживающих сил мирового жандарма, проклятого британского империализма, и вовсе не осталось, после чего там началось действительно черт знает что. В принципе, вся эта Мьянма, мягчайше говоря, чрезвычайно далека от гармонии и хоть какого-то гражданского согласия. Но в отношении рохинджа творится полный беспредел и чистый геноцид. Их не считают за граждан, да и вообще за людей, требуют, чтобы они убирались в свою Бенгалию и измываются над ними всеми возможными самыми жуткими способами.

Это чистая правда. Как правда и то, что существует неплохо вооруженная и организованная бывшая «Армия веры», сейчас она называется «Армия спасения рохинджа Аракана». Которая регулярно нападает на правительственные полицейские участки и воинские подразделения, одновременно попутно сжигая буддистские монастыри и убивая монахов. В ответ буддисты, не сильно разбираясь в подробностях и личной вине каждого, устраивают одну массовую резню за другой без особого различия пола и возраста жертв.

Желание набить морду, а то и перерезать горло ближнему или даже не очень может возникнуть у любого живого существа вне зависимости от того, имеет ли он религиозное, да и вообще какое-то сознание в общепринятом понимании. Это биология и приплетать к ней идеологию, как определяющий фактор, бессмысленно.

Но столь же бессмысленно отрицать здесь вообще какую-то связь. Где возникает любая вера, пусть самая как бы мирная и направленная внутрь самой себя, всё равно неизбежно оказываются где-то единоверцы, а, следовательно, и иноверцы, и неверные. Человек агрессивен, и любая вера невозможно без агрессии. То есть, отдельный представитель такой вполне может существовать. Но в массе агрессия предопределена любым, именно любым религиозным сознанием. Так что, где много людей одной веры, там синергетический эффект агрессии обеспечен.

И когда лет десять назад произошел очередной из бесчисленного количества всплеск разговоров об особой агрессивности монотеистических, прежде всего, естественно аввраамических религий, я, собственно, уже тогда и приводил в пример именно бирманских буддистов. Они показывают прекрасный пример отличного сосуществования самых серьезных вершин самопознания и самоуглубления с чрезвычайно эффективным практическим нацизмом.

Возможен ли выход из этой или подобной ситуации? Естественно, нет. То есть, такой выход, который с одной стороны был бы реален и практически осуществим, а с другой укладывался бы в рамки современных понятий морали, нравственности и гуманизма.

К тому же обычно на такие сюжеты накладываются даже не скажу корыстные, но просто политические и идеологические интересы определенных различных государств, что вовсе делает невозможными хоть сколько-нибудь эффективные совместные международные действия. В случае с теми же рохинджа это, например, давнее противодействие по совсем разным причинам Китая и России принятию резолюции ООН по Мьянме. И наши и китайцы бояться, что это может быть воспринято, как поддержка мусульманского сепаратизма и покушением на право руководство любой страны поддерживать порядок у себя внутри любыми методами.

Но это уже всё чисто тактические мелочи. Даже если бы не они, история всё равно безвыходная. Конечно, я принимаю правило учения воздерживаться от убийства живых существ. Но если Аллах акбар, но не всё так однозначно. В конце концов - все есть Будда, как бы трудно это ни было понять.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
Дина
5 сент, 2017 17:11 (UTC)
Ну вот, пока вы отдыхали, я всю эту информацию ( и даже в более расширенном виде) узнала из других статей, тех кто не отдыхал))) . Ждала вашу, думала будет что-нибудь новенькое. Но нет))
Мораль: в наше время блогер не должен позволять себе расслабляться!)))
granatav
5 сент, 2017 17:18 (UTC)
% 0Wa}h2ڨ+Fb|UQf]A"6-٘dI;X *0s63yo^d
решающий вопрос:

Вы за красных или за белых;))))

Edited at 2017-09-05 17:19 (UTC)
yurakolotov
7 сент, 2017 07:55 (UTC)
Re: лучший доступный мне анализ, но как всегда последний
За Махно.
naigoro
5 сент, 2017 17:58 (UTC)
Вот тоже:
http://www.bbc.com/news/world-asia-41123878
Конечно, никто и на БиБиСи не хочет тем самым сказать, что всё - фейк, да и вообще, в последние годы тема араканских мусульман периодически поднималась. Но в хорошо организованной реакции мне мерещится что-то хорошо организованное, частью чего, как уже много раз бывало, можно считать коллекцию подсунутых фотосвидетельств.
artem_gromov
5 сент, 2017 18:16 (UTC)
Простите меня великодушно, Александр Юрич, но я вынужден внести поправки. Не занимая, впрочем, ни одну из сторон, объяснение чему ниже воспоследует.
Уно. Не стоит относить буддизм, особенно южный, к религиям, в традиционном понимании. Бо он, суть, атеистичен сверху донельзя.
В это сложно поверить, но вере (sic!), в буддизме, уделено чуть менее, чем ничего, места. Достоверное познание вынесено во главу.
Дос. Буддизм, особенно южный, отнюдь не столь мягкозуб, как принято считать. Более того, именно тхераваддинский взгляд на мир феноменов - наиболее нигилистичен (иначе не скажешь), в противовес северной школе (Махаяна).
И тут сокрыт третий нюанс. Именно Махаяна, как наиболее представленная в России школа (ветвь) буддизма, формирует в глазах обывателя картинку усреднённого буддиста (исключая шаолиньские мувис), который просиживает штаны в медитациях и покорно подставляет праву щёку.
Отсюда и недопонимание.
Южный буддизм догматично, суров и амбициозен. Отсюда и ошибки.
С уважением.
auvasilev
5 сент, 2017 19:08 (UTC)
Да, всё правильно, и вообще о том, насколько буддизм религия в принципе, он отдельный. Но, когда он является верой, что не совсем одно и то же, то к нему полностью относится всё мною сказанное в любой форме.
Короче, уточняете Вы вполне верно, и возможно ещё множество уточнений, я, надеюсь, это понятно и откровенно, не претендую на исчерпывающий анализ буддизма, но Ваши уточнения вовсе ничему не противоречат в моем мнении и тексте.
Я так думаю.
elotar
5 сент, 2017 21:26 (UTC)
Тут я ознакомился со мнением, что само понятие "религия" это вообще чисто европейское изобретение причем последнего времени. И его использование только запутывает пытающегося разобраться человека.
strangerdiary
5 сент, 2017 19:44 (UTC)
Российский буддизм это разве не ваджраяна?
kocclow_1975
5 сент, 2017 20:07 (UTC)
=Мой, возможно, не самый репрезентативный, но всё-таки довольно длительный жизненный опыт говорит о том, что в нашей стране массово, кто такие рохинджа, откуда взялись, что с ними происходит, да и вообще, какая такая Мьянма и где толком находится, представляют себе исключительно чеченцы=
Нет, еще адыгейцы, кабардинцы и пр., у них медалистов много и бал высокий, много учатся.
n_ermak
5 сент, 2017 22:25 (UTC)
/ Где возникает любая вера, пусть самая как бы мирная и направленная внутрь самой себя, всё равно неизбежно оказываются где-то единоверцы, а, следовательно, и иноверцы, и неверные. Человек агрессивен, и любая вера невозможно без агрессии. То есть, отдельный представитель такой вполне может существовать. Но в массе агрессия предопределена любым, именно любым религиозным сознанием. Так что, где много людей одной веры, там синергетический эффект агрессии обеспечен./

Хотелось бы подробнее в этом месте. С одной стороны казнь Христа подтверждает сказанное, с другой стороны и опровергает. Достаточно вспомнить, что почти все апостолы были казнены, не проявляя агрессии.
Или вот опыт православной Церкви в России после революции. Именно отказ не только от агрессии, но даже и от самозащиты.
warlen
6 сент, 2017 09:30 (UTC)
Стоит еще заметить, что Бангладеш - жутко перенаселенная страна. Плотность населения более 1000 человек на квадратный километр. Обычно плотность в 100 человек уже считается высокой. Кто хоть немного хозяйствовал в огороде, понимает что прожить с участка 8 соток нереально, а примерно столько у них приходится на человека. Правда, у них климат тропический - три урожая в год, но все равно... Поэтому пока там не построят по всей границе стену, охраняемую автоматчикам, они будут бежать в соседние страны, и в первую очередь - в Мьянму, потому что соседние штаты Индии тоже перенаселены.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel