?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История города Умного

Кому-то может показаться, что то, что я собираюсь сейчас написать, прямо противоречит моему предыдущему тексту и в принципе духу и интонации всего того, о чем говорю последнее время, после окончательного осознания ситуации в стране после украинских событий. Но это будет неверным и поверхностным впечатлением, потому попрошу не спешить, а попытаться всё-таки понять мою мысль в целом.

Вчера практически вся страна если не праздновала, то широко отмечала круглую дату дня рождения Игоря Кириллова. Ну, естественно, я немного, может, и преувеличил на счет «вся страна», но, поскольку человек имеет непосредственное отношение к телевидению, то это медиапространство сделало всё, чтобы впечатление ощущение создалось именно такое. С самого раннего утра со всех голубых экранов Игоря начали поздравлять, а нам, то есть именно всей стране, рассказывать, какой это необыкновенный человек, гордость и практически символ страны, образец для подражания и как профессионал, и как гражданин.

Сразу предупредив, что лично ничего против него не имею, я всё-таки позволю себе, особенно для людей молодых, а нынче уже очень относительно молодых и только по сравнению со мной, напомнить, кто же такой Игорь Леонидович Кириллов. Это человек, который вышел в эфир советского телевидения в пятьдесят седьмом году и более тридцати лет был основным диктором информационной программы «Время». То есть, это именно его голосом всё это время власть нам рассказывала о том, как устроен мир и что в нем происходит, в смысле, как нужно верно понимать это происходящее.

От Кириллова мы узнавали буквально обо всем. О смещении Хрущева, о ракетах на Кубе, о вводе войск в Чехословакию и Афганистан, о ссылке врага народа Сахарова и высылке ещё большего врага Солженицына, о сбитом корейском Боинге, да, что там перечислять, я уже сказал, что обо всем, так что каждый может подставить любую информацию из всех тех лет советской власти и может быть уверен, это голосом Кириллова она была в правильной трактовке доведена до народа.

Игорь Леонидович исчез с экранов практически с государством, которое разговаривало с народом его голосом. И произошло это ещё более естественно потому, что исчезла в СМИ, ну, или, если и не совсем исчезла, то, во всяком случае, принципиально трансформировалась и потеряла прежнее значение сама профессия диктора, появились, типа, ведущие, а там уже совсем иные примочки.

Но Кириллов ушел и без малейшего скандала, никто ничего не стал ему припоминать. Более того, с годами, чем более в массах усиливал ностальгия по великому советскому прошлому, тем более становился розовым, почти легендарным и образ голос того прошлого, о Кириллове вспоминали все более, если не часто, то уважительно и почтительно. И вот в день юбилея эта почтительность с уважительностью полноводной рекой вылилась на зрителей всей страны. И нам ещё раз напомнили, какие замечательные профессионалы высочайшего уровня занимались своим делом в СССР, и есть у нас ещё великие традиции, на которые не только можно, но и нужно опираться.

Честно говоря, мне самому никогда не приходило в голову, будто люди, подобные Кириллову, способны рефлексировать на тему, что они десятилетиями в полную силу своих способностей до уровня иногда вполне даже таланта обрушивают на головы миллионов мерзость и ложь. Но вот корреспонденту телеканала «Культура», возможно, в силу возраста и каких-то профессиональных нюансов места работы вчера показалось уместным среди общего потока поздравительных и комплиментарных славословий, правда, в предельно корректной форме спросить Игоря Леонидовича: « Вас никогда не напрягало, что иногда приходится произносить тексты, с которыми, а вдруг, Вы сами были не полностью согласны?» И Кириллов без малейшей паузы вдруг ответил, мол, в русском языке главное не что говорить, а что при этом думать.

Я даже, признаться, в первый момент был огорошен и задумался, что же он хотел сказать. Как это так, и что же такое этот самый русский язык, на котором не важно, что говоришь? Или человек просто от неожиданности глубокомысленную чушь сморозил, которой не стоит придавать значения? Но потом я решил выяснить, нет, думаю, что-то за этим стоит продуманное. И не ошибся, нашел.

Оказывается, ещё пять лет назад Кириллов всё очень подробно объяснил в интервью на радио «Маяк». Я подробно пересказывать не буду, желающие могут прочитать полностью сами, ограничусь лишь небольшой цитатой:

«…Ведь в русском общении главное не то, что ты говоришь, а главное то, что стоит за этим. То есть, без иронии, без сарказма, без юмора относиться к тому, что ты говоришь, невозможно. Вы меня поняли? Я говорю: понял, Сергей Георгиевич (имеется в виду Лапин – А.В.). Я прочитал, конечно, Салтыкова-Щедрина и начал так работать. Знаете, во-первых, полегчало, но, правда, первое время было ужасно, я, видимо, перебрал. Поэтому два художника, один из Ленинграда, другой из другого города какого-то, почти в одно время прислали мне письма, в которых писалось: товарищ Кириллов, такого-то числа вы читали постановление ЦК КПСС и Совета Министров, но в глазах у вас было совсем другое. И я понял, что я перебрал, и понадобилось полгода, чтобы найти вот ту середину, чтобы относиться к тому, что ты говоришь, но так, как положено в русском общении».

Ещё раз попробую уточнить и перевести на общедоступный язык, если кто не до конца понял. Оказывается, Сергей Георгиевич Лапин был вовсе не советский Геббельс или, во всяком случае, один из влиятельнейших помощников массового геббельса, доводившим телевидение до такого уровня маразма, что там запрещали показывать на экране человека с бородой или женщину в брюках, не говорю уже о запрете прямого эфира КВН, но тончайшим внутренним критиком советской власти, уровня Салтыкова-Щедрина, который и подчиненных своих учил сопротивляться идеологическому насилию методами Михаила Евграфовича. И Кириллов оказался настолько способным учеником, что даже стал перебарщивать в своем сатирическом внутреннем диссидентстве, пока не нашел необходимого баланса, после чего уже работал в личном подполье с неизменным успехом.

Вот оно, оказывается, как было-то на самом деле! А я, мудак, столько лет не понимал по интонациям и глазам Игоря Леонидовича, как в реальности нужно относиться к тому, что говорит с экрана Кириллов! Какая же он всё-таки умница! Ещё и идеальная модель для всех публично вещающих на будущее. Вы не слушайте, что они говорят. Следите за глазами и ловите интонировку. Они же ведь все прекрасные и умнейшие люди, просто это такой художественный прием.

И когда я это понял, мне стало ещё лучше, хотя ещё вчера казалось, что лучше уже некуда. Так что, я себе не противоречу, а Кириллова Игоря Леонидовича с великим наслаждением причисляю тоже к талантливейшим последователям последние дни далеко не в первый раз упоминаемого мною Сенеки Луция Аннея. Прекраснейшие все люди высочайшей нравственности!

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
naigoro
15 сент, 2017 19:06 (UTC)
Внизу будет огромная цитата из другого интервью
Вот понимаете ж, Вам сейчас становится всё лучше, а есть люди, которым всегда было хорошо, и они-то как раз не ностальгируют, потому что им хорошо и по сей день. Я однажды пересекался с Кирилловым, милейший человек, угощал пряниками и очень уютно так общался по телефону с женой, со всеми диминутивами и неторопливостью. Ведь можно ж так и жить было! А кто постарше моего поколения, так и вовсе может решить, что это и есть упущенная, не жизнь даже, а ее восприятие. Но где-то в частности и поэтому я нигилистично отношусь к понятию "профессионал" там, где это не медицина и не предотвращение членовредительства.

Игорь Кириллов: Радио всегда было впереди, а мы немножко опаздывали. И вот когда были знаменитые печальные чехословацкие события, это 1968 год, наши войска туда вошли, в общем была совершена очередная очень крупная политическая ошибка, о которой мы поняли только потом. Было заключительное «коммунике», когда закончились эти события и когда Дубчик, это руководитель был Чехословакии, подписал там соглашение в Москве. И мы ждали этого коммунике заключительного. Вдруг идет телетайп в шесть частей - заключительное коммунике о переговорах товарища Дубчика с товарищем Брежневым и так далее. В общем, важнейший материал. Кто раньше выйдет в эфир? Соревнование! Кто раньше, радио или телевидение? Ко мне прибегает редактор и говорит: «Слушай, старик, мы можем выйти на две минуты раньше радио. Давай выйдем, давай!» А я тоже молодой, нахальный, говорю: «Давай, давай!». «Значит, знаешь только что четыре части пришло, а пятую и шестую я тебе поднесу».

Я бегу в студию, а студия маленькая. На Шаболовке, три камеры стояли, осветительные приборы. Пролезть к столу вообще невозможно было. Бочком так пролезешь, сядешь – сиди. Потом опять ставят приборы на место. Я беру нахально четыре части и начинаю. Сразу прервали передачи, дают эфир. Я первую часть, вторую часть, третью, четвертую... а пятой и шестой то нет. Был сбой, оказывается, и телетайп паузу держит. Я покрываюсь холодным потом, и думаю, что делать дальше, уже заканчиваю четвертую часть. Думаю, поступлю как Юрий Борисович Левитан. Как он на моем месте поступил бы - сказал «повторяю» и начал бы с первой странички.

Но в это время Юра Владеев, худенький, небольшого роста на четвереньках полз, во рту нес часть эту пятую. И значит, как собачка, к столу моему. Я только вынул из его рта бумажку и начал дальше, а потом думаю: «А шестой то нету». Но тут же он принес таким же образом «ползунковым», принес. Да нет, это все нормально все. Принес шестую часть. Я закончил, все нормально.

Потом директор студии, Георгий Александрович Иванов, он у нас строгий был такой, подошел: «Игорь скажите, а почему у вас такая пауза была?» Я говорю: «Ну как, Георгий Александрович, новые мысли, я решил сделать паузу. Чтобы…» Он так хитро на меня посмотрел: «Понимаю. Зато на две минуты раньше радио вышли в эфир. Молодцы». Вот так закончилась благополучно это дело.

Еще был у меня момент 1 сентября 1983 года, может быть молодые не помнят, было такое печальное событие, когда ракетой был сбит боинг, корейский пассажирский самолет. Через 25 лет только мы узнали всю правду об этом случае. К сожалению, это произошло, и пришло сообщение ТАСС, я готовился к нему. Вышел уже в эфир, уже звенят звонко в студию, идет шапка программы «Время», с этого сообщения мне надо начинать все. И в это время вбегает бледный как белая рубашка Виталий Мерошников, выпускающий редактор, делает мне знак перекрестный. Перекрещивает руки, значит, не читать это, и несет новый текст. Вы знаете… первый текст, который я должен был читать, был правдивый. Правда там вся была, которую мы узнали через 25 лет. А он мне принес текст… И как Ольга Сергеевна учила, я только начало успел посмотреть, пока шапка шла и финал и обалдел. Все было переставлено с ног на голову. Потом даже получил благодарность… Благодарность у нас заключалась в том, что тебя похлопывали по плечу и говорили: «Спасибо, вы нас выручили» и шли дальше. Вот так вот. Нет, там действительно благодарность какую-то вынесли за это дело, ну что мы… эмбарго пришел на этот текст. Но слишком поздно. В двадцать часов пятьдесят восемь минут. Представляете себе?


Edited at 2017-09-15 19:07 (UTC)
naigoro
15 сент, 2017 19:09 (UTC)
Re: Внизу будет огромная цитата из другого интервью
Да, орфография "Дубчик" - изначальная, расшифровка с сайта.
http://radiozvuk.com/intervyu-igorya-kirillova.html
(четыре части там)

Edited at 2017-09-15 19:14 (UTC)
auvasilev
15 сент, 2017 19:51 (UTC)
Re: Внизу будет огромная цитата из другого интервью
Да, спасибо, я в курсе, тоже всё это читал, но не стал свою краткую эмоциональную реплику превращать в монографию, а то можно бесконечную сагу обо всем этом писать. Только финала у неё нет, это, знаете, как половой акт без малейшего шанса не то, что на оплодотворение, а даже на имитацию оргазма.
dmitry_sofronov
15 сент, 2017 19:53 (UTC)
Re: Внизу будет огромная цитата из другого интервью
Браво!
naigoro
16 сент, 2017 00:12 (UTC)
Re: Внизу будет огромная цитата из другого интервью
Но там, в интервью, конечно, акценты на другом.
И я, признаться, ожидал от Кириллова чего-то, хммм... даже более умировторенного и умиротворяющего. Без слова "государство", как минимум. Понятно, почему Мастер сетует на обесценивание того, в чем он мастер - это вообще очень по-человечески. А вот когда включается общеобязательная шарманка про государство, да еще и "небогоборческое", видишь, что человек лично пронаблюдал всё от корки до корки, и оно, оказывается, вовсе не должно было его ничему научить.
Да и нет никакой дидактики. Есть безграничная любовь к своему делу, а если я этого не понимаю, то потому что неуч и лентяй. Как бы.
dmitry_sofronov
15 сент, 2017 19:10 (UTC)
Александр Юрьевич, я прочитал, и мне стало страшно. Я ведь, между прочим, на ночь Вас читаю. Вы не могли бы погуманнее как-то... предупредили бы...
auvasilev
15 сент, 2017 19:48 (UTC)
Понимаю Вас, Дмитрий, и, конечно же, прошу прощения, но в свое оправдание могу сказать лишь то, что сам пишу это практически тоже на ночь, так что Ещё неизвестно, кому хуже.
Что, естественно, меня не извиняет, но, надеюсь, хоть как-то смягчает вину.
dmitry_sofronov
15 сент, 2017 19:52 (UTC)
Мне, конечно, тоже не стоило хорохориться. Думал, что после 14-го года я знаю все и что меня уже ничем не испугаешь. А поди ж ты.
yohaha
15 сент, 2017 20:08 (UTC)
Как в том анекдоте про бульдозерную выставку
Дина
15 сент, 2017 20:43 (UTC)
Спрашивают профессора: как вы относитесь к внешней политике партии и правительства?
Профессор - одобряю, поддерживаю.
- а как вы относитесь к внутренней политике партии и правительства?
П - одобряю и поддерживаю.
- но ведь вы профессор уважаемый и умный человек, неужели у вас нет своего мнения?
П - есть. Но я его не одобряю и не поддерживаю.
Ну вот так и жили, и над анекдотами смеялись. И больше ничего. Посмеемся и пойдем с ощущением комфорта и удовлетворения.
igormy
15 сент, 2017 20:44 (UTC)
А не сурковский робот всё это говорил-писал вместо Кириллова? Если же сам, то это уже дурдом какой-то запредельный. Всем дурдомам дурдом.
prostathek1
15 сент, 2017 21:46 (UTC)
Да какой там робот! Это Кириллов как он есть. И байка про письма художников о каком-то там "не том

выражении" - домашняя заготовка на случай некомфортного вопроса от журналистов.

У него всегда было "то" выражение которое требовалось.

И дурдом не запредельный, а вполне обычный. Если Вы ожидали от него чего-то другого, то это

значит что Вы очень молодой человек.

n_ermak
15 сент, 2017 21:24 (UTC)
Вот говорят фашисты, сталинисты... Между прочим милейшие часто люди, профессионалы своего дела.
(без темы) - rikitikitavini - 16 сент, 2017 04:14 (UTC) - Развернуть
vetsog
16 сент, 2017 07:32 (UTC)
Ну, а по моим воспоминаниям, не очень-то люди смотрели программу Время.
Мы жили на последнем девятом этаже.
Каждый день ровно в девять вечера вода в кранах пропадала и появлялась обратно только к концу прогноза погоды.
Эта статистика популярности передач была поточнее любых опросов мнения.
einat_ceisar
16 сент, 2017 10:53 (UTC)
У нас всегда включался телевизор в девять. Папа усаживался в своё кресло и немедленно засыпал, просыпаясь к прогнозу погоды, который он всегда с большим интересом прослушивал. Мама и мы занимались своими делами, но фон всегда был. Так было каждый день и казалось, так будет всегда - Кириллов, как привычная мебель. Он был, но не замечался.
prostathek1
16 сент, 2017 12:16 (UTC)
Да. Именно так и было . Разве что "Он был, но не замечался. Но в мозгу отмечался - на подсознательном

уровне". А то как бы мы его вообще помнили...

Единственный человек на моей памяти, который однажды всласть поиздевался в телеэфире - это

Ираклий Андроников на вручении награды в числе разношерстной группы тов. , но в отличие от всех

остальных зачитывая благодарность по бумажке.

Это надо было видеть!
vetsog
16 сент, 2017 18:07 (UTC)
Спасибо. Хотя, мне кажется, наши показания не противоречивы.
serg_stg
16 сент, 2017 13:53 (UTC)
классный был мужик,
В 80-х как сказанет, что очередной ночью в ЮАР (как правило в Претории) или в Израиле кого-то несколько заживо на костре опять сожгли (это-практически дословно) -так потом тоже пару ночей не очень весело спиться, как-то...:) Зато - какую черство...силу духа воспитывал! Сейчас -вообще все по барабану :))))
Dan Bry
16 сент, 2017 22:14 (UTC)
Александр Юрьевич, тут вот например недавно отмечали хрен знает сколько лет Туманову. Вот человек. А вы про эту шваль. История то в общем-то мелкотравчатая и пошлая. Пожилой, средней руки геббельс принимает поздравления от современных продолжателей. Причем не от кукловодов а от кукол. Возомнил себя мастером. Рассказывает что не прочтя му-му он бы не смог так вдохновенно и долго врать. Да хрен с ним. Страшно не то что страна была такая, а то что мы были такие.
io1059
17 сент, 2017 14:49 (UTC)
Интересно что будет говорить
Дми́трий Константи́нович эдак лет через 30.....
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel