?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вечер

Как же быстро опошляется, притупляется и неизбежно после этого забывается и исчезает ощущение чуда…

Помню, как впервые лет в шесть в московской бабушкиной квартире увидел газовую колонку и черный эбонитовый телефон на стене. То есть, возможно, я и до этого в прежние посещения их видел, но не сосредотачивался, не понимал током, что это такое, а тут впервые посмотрел осмысленными глазами и аж затрепетал от восторга. Можно было просто повернуть рычажок, и из крана начинала течь горячая вода. И ты стоял под струей сколько угодно, не волнуясь, что она закончится, как обычно, в нагретой матерью на керосинке кастрюле именно в тот момент, когда голова намылена и особенно щиплет в глазах. Или фраза тетки: «Я сейчас позвоню в Колизей, узнаю, что там сегодня идет». Ни с чем подобным я до того на Колыме не сталкивался. Было полное ощущение чего-то сказочного.

А первый транзисторный приемник, первый катушечный переносной магнитофон «Романтик» в старших классах школы. А уже в совсем зрелом возрасте первые видеомагнитофоны. Первый факс, первый привезенный из США ещё в СССР автоответчик, приводивший в изумление и ужас всех моих знакомых, буквально каменевших, когда им механический голос предлагал что-нибудь сказать «после длинного сигнала». Первые советские СD со стихирами Ивана Грозного, за которыми долгими часами на морозе я стоял у магазина «Мелодия» на Маяковке…

По-настоящему ощущения Гагарина, впервые увидевшего Землю из космоса, или Армстронга, вступившего на Луну, стали мне понятны только в середине девяностых, когда я стоял на стройплощадке в центре столицы и матерился с поставщиками из Подмосковья, приславшими цемент не того качества, по «горбатой» Мотороле, купленной на двоих с компаньоном за пять с половиной тысяч долларов.

Но, конечно, всё это вместе и многое подобное не сравнится с компьютером. Особенно вместе с интернетом. Когда я, уже с некоторым по сравнению со многими вызванным субъективными причинами опозданием только незадолго перед наступлением нового века установил у себя самую серьезную по тем временам домашнюю систему, то поначалу это был, конечно, совершенный шок. Хотя все это было, естественно, по нынешним понятиям на пещерном уровне, соединение шло через коробочку на телефонной линии и всё остальное соответствующее, но я сразу понял и прочувствовал, в какой абсолютно новый фантастический мир попал.

Лет за десять с лишним до этого я написал одну статью, но не целиком, а только половину, мне потребовалось около полугода наряженной работы по библиотекам и архивам, закончить постоянно не хватало сил и времени. А тут я сел и за неделю в интернете всё завершил. Впечатление от новых возможностей было необыкновенное, сейчас уже и слов толком не подберешь, чтобы передать.

И вот всего ничего как будто прошла, а многое и просто забылось. Давно выброшены факсы, кассетные видеомагнитофоны и автоответчики, волшебные СD используют как подставки под чашки с кофе, мобильник превратился в совсем иное и почти чудовищное, но более привычное и утилитарное, чем трусы, однако само ужасное произошло с интернетом.

Для чего в основном большей частью населения стало использоваться это великое чудо? Для абсолютной мерзости. Или для слива всего собственного негатива, но это ещё ничего, хоть какой-то психотерапевтический эффект и емкость для освобождения души от нечистот, несомненно противно, но иногда хоть сколько-то полезно, или для изощренного изобретения и поиска новых способов и форм оскорбления других людей.

Абстрагируйтесь на мгновение и посмотрите непредвзятым взглядом, свободным от собственных мнений и предпочтений, в чем состоит сейчас главная суть общения в интернете. Это какой-то полный мрак. Как будто какие-то первобытные существа добрались до статуэток Фаберже и после некоторого размышления о предназначении неведомых предметов пришли к выводу, что это очень удобные приспособления для проламывания голов соплеменников. Просто идеально ложатся в руку и чрезвычайно эффективны при использовании.

И как же я счастлив, что удалось пока сохранить, пусть и микроскопическую, на глазах уже испаряющуюся, но до сих пор существующую для меня частицу уникального и радостного чуда…

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
hydrok
4 ноя, 2017 17:37 (UTC)
В 1991 мой друг работал в Институте Физпроблем (сейчас им. Капицы). В первый день ГКЧП по всем организациям рассредоточились офицеры КГБ, вырубившие факсы и прочие средства сношения с заграницей. Вдоль всей Воробьевки, где институт, стояли танки. А у них много сотрудников уже работало по миру: и вдруг ожили все принтеры, начавшие выплевывать всякую правдивую информацию о путче, поскольку в институте уже была некая сеть, скоммутированная с несколькими западными научными центрами (возможно, прообраз интернета?) - а вот про неё забыли или просто в КГБ не знали и не представляли, что это такое.
dmitry_sofronov
4 ноя, 2017 18:36 (UTC)
Электронная почта у них была. Сеть эта была, наверное, Фидо, но сам не специалист, врать не буду.
dmitry_sofronov
10 ноя, 2017 21:17 (UTC)
Спасибо. А сеть, в которой общались эти BBS-ки, как называлась?
kuzh
11 ноя, 2017 10:59 (UTC)
Не знаю. Но думаю, что как правило, они друг с другом не общались.
verum_corpus
4 ноя, 2017 18:08 (UTC)
Согласен, что научно-техническая эпоха рождает настоящие чудеса. Большинство людей религиозных с этим, наверно, не согласятся, хотя даже один из документов 2-го Ватиканского Собора так и называется: "Inter mirifica...".

Здравый смысл говорит, собственно, что эти чудеса должны иметь один из двух источников: либо Бога, либо дьявола. Как ни странно, с этим уже практически все верующие не согласны, придерживаясь (дурацкой, на мой взгляд) теории о "нейтральности" таких вещей.

Именно в интернете, однако, я нашёл сестру по вере, olgaw, которая, как и я, считает теорию о нейтральности глупой. Правда, я полагаю, что, скорей всего, все эти чудеса от дьявола, она же, наоборот, склоняется к тому, что - от Бога.
auvasilev
4 ноя, 2017 18:16 (UTC)
"Здравый смысл говорит, собственно, что эти чудеса должны иметь один из двух источников: либо Бога, либо дьявола" - гениально, записал себе, обязательно где-нибудь использую.
yurakolotov
5 ноя, 2017 08:49 (UTC)
Полностью разделяя ваше восхищение, не могу, однако же, не вспомнить Эйлера. Который сказал как-то, что для него самый факт существования натуральных чисел (т.е. пересчитываемость объектов в окружающем пространстве) является доказательством существования божия.
verum_corpus
5 ноя, 2017 16:26 (UTC)
Если эти дела добрые, то они от Бога, а если злые (во вред, на погибель людям) - то от дьявола.

Я оговорился, что масса людей придерживается третьего варианта - якобы технические вещи не хороши и не плохи, а "нейтральны".
На мой взгляд, однако, это не согласуется со здравым смыслом, - например, потому, что дела (как и чувства) не бывают нейтральными.
dmitry_sofronov
4 ноя, 2017 18:39 (UTC)
Полагать дьявола творческим началом - манихейство, не? Не пытаюсь Вас троллить, честное слово, просто хочу понять.
yurakolotov
5 ноя, 2017 08:50 (UTC)
Да нет, отчего же. Вполне ложится в канву религии, которая в течение сотен лет уничтожала всё талантливое, как идущее от дьявола. Серость всегда чернит то, что не может пожрать.
verum_corpus
5 ноя, 2017 12:06 (UTC)
Наоборот, много лет подозреваю, что научно-технологический путь - ни что иное, как переодетое альбигойство (манихейство).

Я не считаю дьявола творцом всего плохого, но, по-моему, невозможно отрицать, что во зле люди издревна были очень даже изобретательны.
dmitry_sofronov
5 ноя, 2017 18:27 (UTC)
Кажется, понял. Ваша позиция, как мне кажется, близка к Omne bonum a Deo, omne malum ab homine. Мне это не близко, но теперь понятно.

Edited at 2017-11-05 18:27 (UTC)
verum_corpus
5 ноя, 2017 18:32 (UTC)
Да, Вы меня правильно поняли.
То есть люди, конечно, могут и добро творить, не только зло, если это правильные люди (находящиеся в согласии с Богом).
Что Бог не виновен в зле - практически общее место (для примера - ### И лемма к этой теореме звучит так, и она свяжет нас с декартовским великодушием: «Бог невинен, а мы свободны». Ведь великодушие диктует нам видеть во всем, что вокруг нас, не то, что сделали другие, не то, как сложился порядок, в том числе и Божественный (не надо думать, что Бог вмешивается в наши дела, что он причина окружающего зла); надо смотреть в себя, прийти к себе. Так вот, повторяю, лемма такая: «Бог невинен, а мы свободны». ### http://www.e-reading.club/chapter.php/37087/2/Mamardashvili_-_Kartezianskie_razmyshleniya.html ).
dmitry_sofronov
6 ноя, 2017 05:01 (UTC)
Не имея ни малейшего намерения затевать здесь спор по поводу теодицеи, скажу лишь, что, если вселенная создана, в ней уже должны быть заложены возможности для неправедных поступков. Не в силах человека (он всего лишь часть вселенной) так исказить мироздание, чтобы создавать возможности.

Я сам знаю - не верю, а знаю - что природа вселенной весьма мудра и благостна, только эти мудрость и благость за пределами обыденного сознания (иными словами, "зло" существует только, пока мы не видим этой истинной природы).
verum_corpus
6 ноя, 2017 09:38 (UTC)
### в ней уже должны быть заложены возможности для неправедных поступков ###

Конечно. Это называется свободой (синонимы: свобода воли, свободный выбор). Человек создаётся, как свободное существо. Потому я и не верю, что Бог заранее знает все его поступки. В последнем случае человек был бы Ему попросту неинтересен (как кино, которое уже смотрел).

Я сомневаюсь, что зло на самом деле иллюзорно, это мешало бы по-настоящему сочувствовать страдающим. Кроме того, если зла на самом деле нет, если это какая-то игра, то не за что наказывать и злодеев, их тогда, получается, в действительности не существует.
nicksakva
4 ноя, 2017 18:50 (UTC)
Почти уверен, что столь быстрый прогресс компьютеров был обеспечен прежде всего финансированием со стороны миллионов любителей компьютерных игр (в первую очередь всяких "стрелялок-рубилок").
Вполне работоспособные компьютеры обновлялись прежде всего потому, что их можностей не хватало на очередную версию любимой игры (или на новую игру).

А столь же быстрый прогресс сетевых коммуникаций был обеспечен прежде всего финансированием со стороны миллионов любителей порнографии. Существовавшие сети, вполне справлявшиеся с передачей текстовой информации, пасовали перед массовой перекачкой больших цветных фотографий. А когда научились справляться с фотографиями, востребованными оказались относительно короткие видеоролики того же жанра...
elotar
4 ноя, 2017 19:48 (UTC)
Я тут был в книжном магазине, от подавляющего большинства того, что сейчас пишут, кровавыми слезами плакать хочется. А еще лет 200 назад такой хренотени не печатали.

Вот так и с интернетом, разве что скорости быстрее...
foxdown
4 ноя, 2017 20:08 (UTC)
Мир был полон чудес и их ожидания. Неизведанное поджидало на каждом шагу. Вещи имели не только цену, они были эмоционально наполнены, намолены.
То же самое и со словами, так как все высказанные мысли проходили непростой путь до потребителя. Но массовый доступ ко всему понижает в качестве это всё, обесценивает.
И как же не ругаться в интернете, если раньше ты любил свой немой народ, думая, что он обездолен, брошен и забыт, а тут выперло толпы мурла, которое, оказывается не только не понимает своего положения, но наслаждается и превозносит свою черноту?
sigridd
4 ноя, 2017 23:47 (UTC)
Интернет, как жизнь - сколько б не было в ней дерьма и разочарования - все равно чудо.
yurakolotov
5 ноя, 2017 08:51 (UTC)
Немедленно, с благодарностью, утащил.
lx_photos
6 ноя, 2017 10:25 (UTC)
а некоторые туда разумное, доброе, вечьное постят...
naigoro
6 ноя, 2017 19:19 (UTC)
Когда открывается какая-то территория, кто бы ее ни открыл, ее начинают населять. Вот, населили.
auvasilev
6 ноя, 2017 19:26 (UTC)
И загадили...
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel