?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Модный приговор

Насколько всё-таки сильно и любопытно изменилось отношение к некоторым понятиям.

Вот я только что слышал от одной вполне как раньше сказали бы «вполне интеллигентной из хорошей семьи», а ныне ограничиваются несколько двусмысленным «продвинутой» молодой дамы оценку некого музыкального произведения. И она сказала в самом положительном смысле, что это действительно модная музыка. А незадолго до того один не менее продвинутый молодой человек сказал мне, и тоже с самой хвалебной интонацией, что был на выставке «прекрасного модного художника».

Во времена моей юности слово «модный» в подобном смысле можно было услышать исключительно по поводу какой-нибудь шмотки. Да и то в основном в узком девичьем кругу. У ребят, исключая на самом деле очень тонкую прослойку «стиляг», значение и массовость которой впоследствии сильно преувеличены воспоминаниями участников процесса с обеих сторон, эта тема просто не сильно обсуждалась даже среди любителей фирменных джинсов и длинных волос.

Однако упомянуть относительно кого-то, что он слушает нечто, или смотрит, или читает потому, что это модно, считалось прямым и несомненным оскорблением. А уж признаться в таком про самого себя было стыдно до полной невозможности. Хотя само по себе понятие моды на всё перечисленное, конечно же, существовало. И я не буду в нем сейчас копаться и умствовать с каких-то уж особо широких теоретических точек зрения, а лишь уточню, что имею в виду самое простое бытовое значение, как некий набор ценностей и вкусов определенной среды обитания и общения в течение какого-то времени, определяемый массовостью распространения и авторитетом распространителей. То есть, как ни крути, штука временная, принципиально зыбкая и недолговечная, а, главное, в любом случае идущая извне для основной толпы следующих моде, создаваемой кем-то другим.

И тут, думаю, в какой-то момент одним из самых ярких и наглядных примеров стал роман Булгакова. Использовать при разговоре в приличной компании скрытую, или даже не очень, но хоть относительно уместную цитату из «Мастера и Маргариты» было примерно тем же, что положить сейчас рядом с собой последнюю модель айфона. То есть, и без этого не выгонят, но так быстрее и надежнее примут тебя за своего, да и сам ты будешь чувствовать себя комфортнее и увереннее. Ну, а уж не понять такого рода цитату было и вовсе неудобно, после этого девушка из той компании могла и передумать относительно продолжения или даже только начала отношений.

Кстати, в качестве подобного рода модного аксессуара «Мастер» сменил «Двенадцать стульев», использовавшихся в подобном качестве не одно десятилетие.

И я уверен, да что там, просто знаю, что немало юношей и девушек вовсе не стали бы читать Булгакова, если бы не упомянутая мода. Не смотрели бы репродукции Пикассо и Дали, не стояли бы ночами в Дом кино за контрамарками на Феллини и Антониони, никогда не заплатили бы тридцать рублей, больше чем месячную стипендию, за тоненький сборник Мандельштама из «Библиотеки поэта».

У меня был приятель, тогда широко известный в узких кругах Миша Черномордик, в начале семидесятых вышедший после довольно длительной отсидки за фарцовку, и у него как-то спросил мнение о только что появившейся и широко обсуждавшийся «Калине красной» Шукшина. И он ответил мне примерно следующее. Мол, понимаешь, старик, я это кино не смотрел и смотреть не собираюсь. Только что достал себе настоящий плащ-болонью, вот сейчас надену и выйду на плешку, по мне ведь не видно будет, смотрел я «Калину» или нет, а модный прикид стразу понятен, и все тёлки мои будут…

Но такого рода откровенность была абсолютным исключением, за что, собственно, я Мишу и любил. Практически во всех остальных случаях люди слушали Битлов, ломились на привозных импрессионистов в Пушкинский и читали Камю только потому, что это настоящее качественное искусство, а мода тут совершенно не причем.

А потом пришли иные времена и в первой половине девяностых появляются, например, трехтомники Кафки или Джойса, тиражом три тысячи экземпляров, которые спокойно стоят на полках магазинов. Хотя всего лет пять до этого стотысячные тиражи даже не поступили бы в свободную продажу, их смели бы из-под полы, а потом перепродавали бы вдесятеро, если не больше. Хотя, если серьезно и честно, то следует признать, что причиной произошедшего была отнюдь не только смена моды. И всё-таки…

Тут должен повиниться, что не могу однозначно определить, что лично мне ближе и милее. Те ли старые понятия моей молодости, которые для меня самого были органичны, естественны и незыблемы, но про которые я прекрасно понимал, что в их массовом употреблении содержится немалая доля неискренности и лицемерия. Или современная обнаженная откровенность и полное внутреннее согласие с тем, что хорошее это модное и наоборот.

И ещё дополнительно в нынешней ситуации мне видится подобие с так называемой «новой искренностью» во внутренней и внешней политике. Типа, да, конечно, мы корыстное и эгоистическое говно, но все такие, а значит, это хорошо, потому стесняться нечего и будем только в этом совершенствоваться. Эдакая современная декларативная готтентотская мораль. И не знаешь, что лучше, когда это откровенно, или, когда хоть немного маскируется из приличия.

Нет, на чисто физиологическом уровне, понятно, неизменно чувствую, что мне всё это по сути своей омерзительно. Но чувства уж слишком субъективны, что их обсуждать…

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
arktal
6 ноя, 2017 20:23 (UTC)
Мне кажется, что это не так уж плохо, когда читают Булгакова, смотрят Пикассо и Дали, ходят на Феллини и Антониони, потому что это модно, Хуже, когда совсем не читают, не смотрят и бравируют этим.
hlebsei
6 ноя, 2017 21:02 (UTC)
Болонья в 75-ом? Нестандартный фарцовщик.
naigoro
6 ноя, 2017 22:39 (UTC)
Ну что ж.
"Новая искренность" обречена, не только потому что при дефиците жратвы дефицит искренности малоинтересен, но и потому что она не предлагает хорошего, а предлагает плохое, а люди к чужому плохому не тянутся, только своё плохое защищают.
Зато мода обречена на успех.
И вот что заметил, очень слабо контактируя с миром, зато вечно изучая самоё себя - действительно, большей частью не читаю, не хожу, не смотрю, не слушаю. Но аналогичный выбор других таких же могу объяснить, хоть и не берусь оправдывать, т. к. там оправдывать нечего.
Очередной раз, знаю, что это почти мимо темы, но по теме Вы всё уже и так хорошо сказали, а вот ради дополнительного оттенка почему бы и нет. Есть люди, назовем их ленивыми, для которых пространство межлюдского общения перегружено культурой и уж очень оккупировано ссылками на что-то ещё, на кого-то ещё, на фильмы Феллини, на Камю, на Булгакова, на Кьеркегора, на всё-всё-всё, где уж как-то неудобно становится вставлять слово от себя, без ссылок и отсылок, без цитат и воспроизведения. Ну есть такое. Не то чтобы эти люди были крайне невежественны, неначитанны и т. д., просто отсылки - не первое и не второе, что им приходит в голову по любому поводу.
Как-то тяготит эта тотальная привязанность всего к культурным кодам и реакциям на уже знакомое. Ну а уж "изобретение велосипеда" считается почему-то тягчайшим культурным грехом и когнитивным фиаско. Почему? Ну, наверное, таковы удивительные свойства большинства, которое невозможно наблюдать в чисто количественном выражении, и которое всегда сразу же переходит в качество.
Не скрою, периодически лениво ищу товарищей по аналогичному настрою. Один из маркеров - отношение к граффити, муралам и оригинальной архитектуре, типа "дом как ботинок". У меня резко отрицательное, т. к. не вижу особой разницы с передозировкой наружной рекламой, когда город вокруг - не просто город, а он "о чем-то еще". Дефицит нейтральности, почвы для самостоятельной мозгодеятельности, назойливый перформанс, дерганье за рукав.
Вот так и с гиперкультурностью в остальном. Мода - лишь один из ее видов. Честно говоря, меня всегда ёжит, когда чисто культурная недовключенность вызывает диагнозы, стигматизацию и всё такое.
valentina_ak
7 ноя, 2017 17:07 (UTC)
Не поняла про дефицит жратвы, но всё, что Вы написали про культурно (не)(до)включённых - очень близко и понятно.
naigoro
7 ноя, 2017 19:14 (UTC)
Вот да - надеюсь, есть еще такие на борту.
"Дефицит жратвы" же: имел в виду, что на мировом уровне выступать с повесткой дня про какую-то там откровенность, вот это вот всё "а зато мы признаём, что мы сами дерьмо" - широким массам не интересно, пока этих масс несколько миллиардов, из которых половина живет впроголодь. Тем более, Китай давно уже с такой повесткой дня и действует, с той разницей, что он не вопит об этом, а просто исходит из своих "интересов" (т. е. интересов, как их понимает партийная верхушка), и никакого постмодерн-шоу из этого не делает. "Мы вам дорогу построим, вы нам - землю дадите. Мы вам завод, вы нам - сырье".
gxk10
7 ноя, 2017 01:20 (UTC)

Я давно понял, что всеобщее преклонение перед культурой у советской интеллигенции (и у меня в том числе) было во многом данью моде. Я  рад, что это больше не престижно. Потому что это позволяет узнать кто я  на самом деле.  Результат, конечно, не впечатляет, зато правда.

elotar
7 ноя, 2017 12:02 (UTC)
"культурой"
gxk10
8 ноя, 2017 01:52 (UTC)
Я намеренно не заключил в кавычки, потому что другой культуры у нас не было.
livejournal
7 ноя, 2017 06:23 (UTC)
Вот оно чё!
Пользователь proben сослался на вашу запись в своей записи «Вот оно чё!» в контексте: [...] не выдающийся труд актуальный (наверное) для своего времени, не более. И вот, наконец нашелся ответ [...]
papalagi
7 ноя, 2017 18:37 (UTC)
"Нет, на чисто физиологическом уровне, понятно, неизменно чувствую, что мне всё это по сути своей омерзительно. Но чувства уж слишком субъективны, что их обсуждать…"

По-мне, так омерзение одно из самых объективных чувств...
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel