Есть такой поэт, драматург и сценарист Григорий Остер. Но, это, думаю, вы и без меня знаете. Уже совсем взрослыми дяденьками стали многие, выросшие на его «Вредных советах». А если кто даже по малой грамотности умудрился в детстве его книжек не прочесть, то уж «38 попугаев» и « Котенка по имени Гав» все смотрели. Так что, я больше ничего рассказывать о нем не буду, да и в Интернете мало кому из писателей столько страниц посвящено.
Разве только еще упомяну, что он не исключительно детский, а просто очень хороший поэт, к сожалению не издавший ни одной книги своих «взрослых» стихов, но это уже другая история. Да и к тому же Остер очень порядочный человек с безупречной репутацией, прекрасный семьянин, к сожалению уже совсем не молод, обладает богатейшим жизненные опытом и, короче, я даже не знаю, что ещё хорошего о нем сказать.
Читатель, видимо, ждет теперь обычного подвоха от желчного меня. Но это тот редчайший, почти исключительный случай, когда могу с полной искренностью и ответственностью заявить: «Не дождетесь!». Я к Григорию, действительно отношусь с большим уважением, очень хорошо, почти нежно, и это на полным, даже не всегда свойственном ему самому серьезе.
И вот только что Остер написал некий текст, объясняющий детям, что такое оппозиция. Понятно, что сформулировано, как обычно, предельно точно, ясно, лаконично и стилистически безупречно. Рука такого мастера не может дрогнуть. Но, естественно, главное, что по содержанию ни у одного цивилизованного современно человека не может быть и малейших претензий. Приведу только одну крохотную цитату, остальное каждый при желании посмотрит самостоятельно: «Как гарант Конституции, президент обязан стараться, чтобы у всех граждан России, в том числе и тех, кто не согласен с политикой государства, была возможность публично высказать свое мнение по радио, телевидению, в газете, Интернете». Поверьте, всё прочее не менее верно и правильно.
И вот вдруг, и на самого Григория Остера и, естественно, прежде всего, на написанное им, обрушивается целый град упреков и чуть ли не оскорблений. И отнюдь не со стороны ретроградов, сторонников «жесткой руки», свихнувшихся «государственников» и прочих прохановых. А как раз звучит это из уст самой, что ни на есть демократической, чуть ли не либеральной общественности. То есть тех, которые вроде бы кровью должны быть готовы подписаться под каждым словом написанного Григорием текста. Что за бред такой, свихнулись все что ли?
Был бы бред. Если бы не один маленький нюанс. Текст этот об оппозиции размещен на сайте «Президент России гражданам школьного возраста». Остера иногда называют разработчиком данного сайта. Думаю, это не совсем так, там не всё принадлежит его перу и мозгам, но, и в самом деле, многое написано и придумано именно Григорием. Ресурс этот существует уже несколько лет, и задумывался он не как сайт тогда еще Путина, а именно как Президента России вне зависимости от конкретной личности. И сейчас он не медведевский, а продолжает оставаться принципиально и гордо обезличенным. И всё же в нашей стране дураков нет. И каждый понимает, как бы оно ни называлось, это официальное государственное место, где внизу под всеми веселыми картинками и замечательными текстами мелкими буковками написано "Администрация Президента России" и стоит такая трогательная «с» в кружочке.
Вот и всё объяснение парадокса. Если бы Григорий Остер разместил свой замечательный текст в собственном блоге, опубликовал в какой-нибудь приличной газете или просто издал в том издательстве, что тиражирует его книги многомиллионными тиражами. Да еще снабдил бы хоть одной строчкой самого мягкого и аккуратного комментария, типа: «Ну, вот, дети, я рассказал вам, как оно должно быть, но пока, к сожалению, в нашей стране так происходит не всегда и не во всем, хотя, конечно, все мы к этому стремимся…» Вот тогда, думаю, ни у кого к Григорию Остеру и к его словам не было бы ни малейшей претензии.
А когда всё это появляется на официальном, хоть и детском, но президентском сайте и именно сейчас, то многими воспринимается как откровенное издевательство, а на издевательство люди соответственно и реагируют.
Представьте себе в 38-м году человек на Соловках читает в «Правде» статью, самыми верными и правильными словами рассказывающую о только что принятой тоже самой демократической в мире Конституции СССР? Какие выражения по отношению и к статье и ее автору прозвучали бы в душе этого человека, свершено независимо от правильности и верности мыслей, высказанных в самой статье? Я, понятно, не сравниваю эпохи и меру мерзостей, но мысль моя, думаю, ясна.
Так что же, спросит удивленный читатель, теперь уже на официальных площадках вообще, что ли, ничего говорить нельзя, сразу «демшиза» заклюёт независимо от содержания сказанного? Да можно, можно. Всё можно. Просто нужно тогда понимать, как твои слова будут восприняты, в зависимости от того, где они сказаны. А так – можно. Хотя, контекст, всё же, учитывать стоит.
Если сейчас «38 попугаев» называется сеть зоомагазинов с очаровательно чирикающими птичками на фоне восхитительно мерцающих рыбок, то это одно. А если так назвать тайное общество развратных зоофилов, согласитесь, получится несколько другое.
Как любил говаривать старик Макиавелли: « Ничто не бывает верным само по себе, но все применительно к обстоятельствам».