?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Земля О. (Лавка открыта)

Город трех религий. Столица, родина, святыня, много ещё чего не полностью совпадающего, но одинаково почитаемого и уважительного, однако всё-таки в массовом сознании и употреблении именно «трех религий». Каждый знает, что речь идет о Иерусалиме. И почти каждый понимает, что это значит и то, что это вообще что-то значит.

Однако когда начинаешь спрашивать чуть более подробно и конкретно, то многие явно «плывут» и отделываются какими-то общими фразами, почти неизменно потихоньку зверея и глядя на тебя со всё сильнее накаляющейся ненавистью. Евреи и христиане несколько меньше, а вот с мусульманами нередко полная беда. Хотя, слава Аллаху, я не хочу никого даже в малейшей степени обидеть, а полон только самых добрых намерений и желания всего-то уточнить несколько мелких нюансов, не затрагивая ничьих тонких и высоких чувств.

Но для упомянутого уточнения нам всё-таки придется кое-что освежить в воспоминаниях. Однако я с полной безнадежностью ещё раз повторю и подчеркну, совершенно не надеясь на память и внимательность читателей, а просто тупо исполняя долг и отбывая повинность, что отнюдь не пишу Историю с большой буквы вообще и даже всего лишь Историю евреев или совсем узко - Иерусалима, на то есть бесчисленное количество специалистов много больших, к трудам которых каждый может обратиться самостоятельно без малейших проблем, а только смиренно рассказываю собственную историю с буквы самой маленькой и рядовой. А если упоминаю о каких-то конкретных событиях, то исключительно о тех, о которых в силу разных обстоятельств знаю точно и лично, вне зависимости от взглядов и мнений каких-то ученых, основывающихся на артефактах всегда достаточной степени спорности и сомнительной подлинности.

Итак, что же там всё-таки с мусульманами и с какого они тут вообще с боку припека? Ведь когда тем летним днем семидесятого года перестал существовать Храм и Иерусалим, как столица древнееврейского государства, а само это государство принялось корчиться в предсмертной агонии, до возникновения ислама оставалась ещё примерно половина тысячи лет, и не было даже малейших намеков на это самое возникновение. Но вот для того, чтобы ответить на этот, казалось бы, элементарный вопрос о помянутой припеке, и следует сказать несколько слов о произошедшем на называемом Святой землей за те самые века.

Да, Иерусалим как город закончился и исчез. Но всё-таки выражение «был стерт с лица земли» является в некоторой степени художественным преувеличением. Тут следует отметить, что римские легионы были не только на тот момент самыми эффективными боевыми частями, но иногда и в не меньшей, если не сказать большей степени, военно-инженерными подразделениями, владеющими блестящими навыками и колоссальным опытом работ самого разного порядка и вида. И в Иерусалиме они постарались на славу, разбирая руины, добывая трофеи и организуя отправку оставшихся евреев в рабство.

Но всё-таки у них не было современной тяжелой техники, они были достаточно ограничены временем и ресурсами, излишне долгое пребывание значительных сил на пепелище не имело больше особого экономического или какого иного практического смысла, а, главное, такой и цели «стереть с лица земли» попросту не существовало, та же, что имелась, была по сути достигнута, а впереди ещё множество своих собственных дел.

Так что, в оставшихся развалинах продолжали теплиться ещё какие-то совсем слабые и постоянно слабеющие искорки жизни, однако повторю, города как такового, конечно, больше не было. А официально и формально территория некогда великого Израиля лишилась последних остатков автономии стала частью обычной римской провинции. Но, как вы понимаете, не одномоментно во всем Израиле с Иудеей были уничтожены и исчезли все евреи. Даже сохранялись по стране некоторые очаги вооруженного сопротивления, о самом знаменитом из которых, Масаде, у нас уже был разговор, и куда, собственно и направился Десятый легион, основная сила иерусалимского разрушения.

Через три года, после падения крепости, легион вернулся на остатки столицы и разбил там лагерь, который чуть ни на полтора века становится местом его постоянной дислокации. Евреи там и в окрестностях если и оставались, то буквально единицы из особо «полезных» и говорить о каком-то их влиянии или вообще о продолжении хоть подобия общественной еврейской жизни нет никаких оснований.

Но в принципе они, конечно, совсем никуда не испарились и не были окончательно уничтожены. Более того, я сейчас пока ещё только затрону тему и предельно кратко выскажу мысль (к ней ещё придётся вернуться более подробно и основательно), которую долго считал еретической, но, как ни странно, изложив которую недавно в присутствии нескольких авторитетных раввинов, получил неожиданную поддержку и разъяснение, что в истории иудаизма было немало не самых глупых людей, во многом со мной согласных. Так вот, я считаю, с что с падением Иерусалима и разрушением храма исчезли не евреи, прекратил свое существование Древний Израиль и, соответственно, древние израильтяне, а евреи, наоборот, только появились. Но на этом мы сейчас останавливаться не станем, а продолжим максимально кратко и пунктирно по дальнейшему развитию ситуации.

И всё-таки тут я вынужден ещё раз притормозить, чтобы снова обратить внимание на один очень важный и принципиальный момент. На территории всей условной Палестины, в том числе и в Иерусалиме, столь хорошо всё вычищено, подчищено, прибрано и развеялось с веками, что существуют более чем серьезные и обоснованные мнения, что никакого древнего Израиля в нашем понимании и вовсе не существовало, а евангельский Иерусалим если и был, то совсем в другом месте, например, недалеко от нынешнего Стамбула.

И это отнюдь не какие-то экзотические антисемитские фантазии, а самая что ни на есть правда и реальность. Которая на полнейшем и несомненном основании существует во множестве столь же правдивых и реальных миров. И не каких-то там фантастических параллельных миров из глупой юношеской литературы, а самых простых, обыденных, прекрасно уживающихся вместе и одновременно в каждой голове на абсолютно материалистических основаниях и без малейших противоречий.

Да, что там Израиль с Иерусалимом. Существуют и прекрасно себя чувствуют множество миров, в которых нет и никогда не было никаких евреев вовсе. Более того, это одни из самых счастливых миров, которым я могу только завидовать, глубоко сожалея о мире собственном.

Однако я вам рассказываю историю, происходящую именно в нем, в моем личном, где Израиль есть, евреи имеются. А Иерусалим расположен на том самом месте, что и сейчас. Там лагерь Десятого легиона, вокруг неприветливые руины, формально никакого Израиля больше не существует, но по сути он ещё не испустил дух и продолжает слегка дергаться.

Иудеи расселялись за пределами традиционной территории в принципе с незапамятных времен, как, впрочем, и многие народы, которые образовывали вкрапления в зарубежных местах и культурах, но, конечно, события семидесятых годов дали этому процессу чрезвычайный и принципиальный толчок, евреи ускоренными темпами и с небывалой до того массовостью рассредоточились.

Вообще, я всегда сторонник того, чтобы, говоря о подобных явлениях, по крайней мере иметь в виду, а ещё лучше и в самом прямом смысле держать перед глазами географическую карту. Благо, интернет сейчас предельно облегчает такую задачу. Как вариант, могу порекомендовать, например, вот здесь ряд карт, относящихся к еврейской истории, и, в частности, вот конкретно эту, где показаны места расселения и относительно компактного проживания христиан и иудеев в первом-третьем веках на территории Римской империи.

Данные, вероятно, не идеальные и не абсолютные, да таковые, подозреваю, и не очень возможны, но для наших целей и понимания вполне достаточные. То есть для того, чтобы иметь хоть какое-то представление, откуда, собственно, основываясь на каких ресурсах оказались возможными дальнейшие события, которые можно условно обозначить как Вторая иудейская война и восстание Бар-Кохбы.

На самом деле эти события иногда даже не то, что путают между собой, а просто сильно не парясь объединяют, или наоборот, полностью разделяют, называя восстание Третьей иудейской войной, и то, и другое я не считаю совершенно верным, однако тут суть совсем не в терминологиях. Да и нам хватит для принципиального понимания ситуации без особых подробностей всего несколько основных моментов.

Десятка через четыре лет после разрушения Храма император Траян, надо отметить вообще один из наиболее активных римских завоевателей, при котором империя достигла своих максимальных размеров, был занят выяснением отношений с Парфянским царством, государственным образованием довольно мутного происхождения, и хоть весьма громкой и даже моментами блистательной, но не очень долгой и тоже весьма темной судьбы. И, воспользовавшись как им показалось очень удобным и подходящим моментом, евреи устроили бузу в Киренаике, где у них была довольно мощная община. Это римская провинция на севере Африки, тоже можете не полениться и посмотреть карту, находится примерно там, где сейчас Ливия.

Бунт поначалу был весьма успешным и принялся довольно активно распространяться, сперва на относительно близкий Кипр, а потом и вовсе добрался до Египта и даже Месопотамии. Затронута оказалась и часть Палестины, но каких-то серьезных военных действий на территории самого Иерусалима не происходило, наибольшую известность как один из последних очагов еврейского сопротивления, правда, приобрел расположенный там неподалеку город Лидда, но это всё-таки километров двадцать в стороне.

А вообще Траяну и особенно назначенному им на это дело прокуратором генералу Лузию Квиету пришлось серьезно повозиться, история сама по себе весьма значительная и любопытная, но сейчас предметом нашего разговора не являющаяся. Короче, через пару лет римлянам удалось ситуацию кое-как погасить, во всяком случае перевести в столь вялотекущее состояние, что никакими серьезными неприятностями империи она уже не грозила. К ому же к власти пришел Адриан, третий из «пяти хороших императоров», возможно даже для этой пятерки слишком хороший, поскольку не был столь активен в завоеваниях и расширении границ, как его предшественник Траян, и в общем больше стремился сохранить статус-кво, даже за счет каких-то мелких уступок, так что при нем иудейскую войну уже можно было считать таким достаточно мелким фоновым проявлением неудовольствия, особо ни на что не влияющим. И так ни шатко, ни валко продолжалось больше десяти лет, пока в районе года тридцать второго ни проявился тот самый «Сын звезды».

И тут не обойтись без упоминания одного довольно странноватого персонажа, значение которого, на мой взгляд, оценено до сих пор недостаточно, хотя при этом он весьма известен, особенно в определенных талмудических кругах. Звали его Акива бен-Йосеф или проще рабби Акива.

По происхождению в смысле национальности он был совсем не евреем, а потомком ханаан, с евреями в свое время весьма активно воевавших, однако перешедших в иудаизм, не будем сейчас обсуждать с какой мерой добровольности. Но насколько сам он изначально был верующим и во что конкретно, я вам с полной уверенностью сказать не могу, как, подозреваю, не очень мог и Акива, но во всяком случае аж до сорока лет он не только не читал Тору, но и совсем не владел грамотой, а темным и невежественным пастухом трудился у богатого скотовода.

Но тут на старости лет, а тогда это уже считалось вполне серьезной старостью, случился у него классический стандартный роман с дочерью хозяина Рахелью. И женщина согласилась даже выйти замуж, однако с условием, что он начнет учить Тору. Акива согласился, но тестя его это не смягчила, его такой мезальянс категорически не устраивал, и он сразу после свадьбы выгнал молодоженов из дома. Они продолжили практически нищенское существование, однако супруг честно выполнял данное жене обещание и учился, сначала, правда, даже не торе, а просто грамоте, но в занятиях своих оказался чрезвычайно успешен. И вместе со своим сыном, то есть, видимо, когда тому было лет пять-шесть, пошел учиться в хедер.

Где точно географически всё это происходило я вам с полной уверенностью не скажу, но, судя по некоторым косвенным признакам, скорее всего ближе к району Тверии, то есть это по ихним меркам довольно далеко от Иерусалима, больше ста километров, выше и правее, на территории Галилеи. События семидесятых годов те места особо не затронули, так что еврейская община там оставалась довольно мощной.

Через некоторое время достижения Акивы в изучении иудаизма стали столь значительны, что по договоренности и с благословения всей семьи он отправился в ешиву Лода (тот самый уже упомянутый Лидда, где много позднее по преданию произошло захоронение Георгия Победоносца) учиться у самых авторитетных раввинов того времени аж по утверждениям некоторых на двадцать четыре года. Тут сразу следует уточнить, что многие даты и цифры в биографии Акивы, в том числе и сама смерть на сто двадцатом году жизни, представляются мне несколько условными, легендарными и натянутыми по ряду причин, в которые мы сейчас не станем углубляться, но нет никакого смысла придираться к этим мелочам.

Из фактов, известных мне достоверно, важно то, что когда действительно после довольно долгого периода особо глубокого погружения в мир Торы Акива воссоединился с семьей, у него уже была высочайшая репутация, тысячи, если не десятки тысяч учеников и последователей, раскаявшийся и признавший его богатый тесть восстановил Рахель с мужем в наследстве, и рабби встал во главе собственной ешивы в Бней-Браке, это сейчас восточный пригород Тель-Авива.

Но я слегка притормозил именно на личности Акивы бен-Йосефа не только потому, что он стал идеологическим двигателем восстания Бар-Кохбы, объявив того царем-мессией, более того, приняв в восстании самое непосредственное организационное и материальное участие, несмотря на крайне, в любом случае, даже при всех преувеличениях, преклонный возраст. Важнее, на мой взгляд, то, что раббе Акива олицетворял собой принципиальный порог перехода от израильтян к евреям.

С одной стороны, сам он был ещё полностью человеком Израиля, от того и смог исполнить задачу вдохновения последних героических конвульсий великой страны и культуры. Но с другой – как раз на нем эта страна и эта культура в прежнем виде и интеллектуально и духовно закончились. И Акива заложил основы почти всего последующего, то есть уже еврейского. Но на этом мы подробнее остановимся отдельно несколько позднее, а пока я лишь приведу наиболее обычно цитируемое высказывание бен-Йосефа по Пиркей авот:

«Все предопределено, но дана свобода выбора… Все дано под залог и сеть раскинута над всем живущим, лавка открыта, и продавец отпускает товар в долг, и долговая тетрадь раскрыта, и рука записывает, и всякий, кто хочет взять в долг, может прийти и взять, но сборщики ежедневно делают обход и взыскивают долги – с ведома человека или без ведома, - есть у них на то основания. И высший суд – суд правый, и все блюда для трапезы в мире грядущем мы готовим в этой жизни».

Однако вернемся к событиям и делам более земным. Мало о каких из них, особенно так отдаленных и в реальных подробностях не слишком известных, до сих пор в такой степени нет единого мнения, и оценки столь диаметрально противоположны, как о восстании Бар-Кохбы. Но по большому счету претензия существует, да и может существовать, лишь единственная. Что восстание не увенчалось успехом. Потому, что в отдельности там всё было сделано на редкость умно и продуманно. И серьезная долговременная подготовка, и жесткая организация, и мобилизация ресурсов, и подготовка кадров, и вполне четкое не только тактическое, но в какой-то степени и стратегическое планирование, и время было выбрано вполне подходящее, после отъезда Адирана из Сирии, и вообще никаких особых просчетов по частностям не имелось.

Так что, поначалу, года со сто тридцать второго всё пошло довольно успешно. Иудеи взяли под свой контроль довольно большую территорию и множество населенных пунктов, впрочем, масштабы мы сейчас уточнять не станем, дабы не увязнуть в пустых спорах. А яростных спорщиков, как я уже отметил, по данному поводу и сейчас больше чем достаточно по всем конкретным фактам, вплоть до того, что даже оспаривают взятие Бар-Кохбой Иерусалима. Но это единственный момент, относительно которого я вынужден быть категоричным, поскольку он имеет хоть и косвенное, но отношение к моей истории.

Не город, конечно, никакого города там уже более полувека не было, но место лагеря Десятого легиона с окружающими эмбрионами вялотекущего существования остатков окрестного местного населения было иудеями у римлян отбито, и года два Бар-Кохба пытался там наладить некое подобие плацдарма для будущих более основательных деяний. Однако большого военного значения в тот момент это место не имело. Потому, когда поднапрягшаяся и подтянувшая со всех концов империи резервы римская военная машина начала потихоньку перемалывать силы повстанцев, отнюдь не сдача остатков Иерусалима стала переломом, последним рубежом и поставила точку.

С последними своими боеспособными и не желающими сдаваться соратниками «Сын звезды» занял оборону в наспех подремонтированной крепости Бейтар, это километров десять юго-западнее столицы, там сейчас неподалеку очень своеобразный городок Бейтар-Илит, имеющий статус еврейского «поселения» на Западном берегу Иордана, а территорию палестинцы считают незаконно захваченной Израилем.

В осаде крепости принимали участие минимум три известных легиона с достаточно многочисленными вспомогательными частями, оборона вопреки некоторым легендам продолжалась отнюдь не два с половиной года, а всего несколько весенних и летних месяцев сто тридцать пятого года и всё того же печально знаменитого девятого ава всё было кончено. Сам Бар-Кохба к этому моменту был уже мертв, ходил даже слух, что погиб от укуса змеи, но это чистая литературщина, там началась резня и подробности утонули в крови.

Остальные мелочи никакого значения не имеют. Израиля и израильтян больше не было. Взяли в плен Акиву. Вскоре он принял страшную мученическую смерть, описывать которую не хочу. Редкий мыслитель и провидец. А то, что он ошибся относительно Мошиаха… Есть на эту тему соображения, но они там с этим без меня между собой разберутся.

Что же касается претензий к самому Бар-Кохбе, которого вместо «Сына звезды» многие стали после поражения именовать «Сыном лжи», обвиняя в том, что именно из-за его действий на иудеев обрушились все последующие беды, приведшие к окончательному исчезновению остатков государственности и народа, и по сути ко всему этому народу, поверившему вождю и пошедшему за ним, то это обычная стандартная несправедливость и глупость. Но одновременно и самая объективная данность, лежащая в основе произошедшего, как и всего происходящего.

Не я строил Храм, не я его разрушал и не мне судить о целесообразности, необходимости и возможности его восстановления, поскольку не собираюсь в этом участвовать. Мое дело лишь спокойная отстраненная констатация и добросовестное свидетельствование известного и понятного. Так что отставим на время всякие умствования и вернемся на гору Мориа, которую тем временем начали перепахивать на тяжело вздыхающих быках римские солдаты по приказу взбеленившегося от еврейской наглости императора…

(Продолжение следует)

Метки:

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
rwalk
16 дек, 2017 16:48 (UTC)
У Вас описка - не Моссаде, а Масаде.
dmitry_sofronov
16 дек, 2017 18:54 (UTC)
Вот только хотел написать...

Александр Юрьевич, вот для удобства поиска:
"Даже сохранялись по стране некоторые очаги вооруженного сопротивления, о самом знаменитом из которых, Моссаде, у нас уже был разговор, и куда, собственно и направился Десятый легион, основная сила иерусалимского разрушения".

Там и буквы-то разные, тут самех, здесь цади, и совпадение это фонетическое совершенная случайность.
auvasilev
16 дек, 2017 19:20 (UTC)
Спасибо большое. Что-то автоматический редактор глюкнул, а я пропустил. Ещё раз благодарю.
dmitry_sofronov
16 дек, 2017 19:01 (UTC)
"...с падением Иерусалима и разрушением храма исчезли не евреи, прекратил свое существование Древний Израиль и, соответственно, древние израильтяне, а евреи, наоборот, только появились".

Отлично!
dmitry_sofronov
16 дек, 2017 19:34 (UTC)
Отдельное спасибо за цитату из Акивы. Поэтика очень похожа на поэтику Нового Завета.
yohaha
16 дек, 2017 20:58 (UTC)
Так однокашники же
dmitry_sofronov
16 дек, 2017 22:06 (UTC)
Я вообще слышал мнение, что из Мишны и Талмуда можно по кусочкам собрать весь Новый Завет.

А что однокашники - да, интересно; но меня больше интересует этот стилистический поворот - маркер эпохи. Более личностный какой-то, более лиричный, чем в Танах.

...И получается, не из-за чего иудеям с христианами ссориться. Абсолютно.
yohaha
16 дек, 2017 22:48 (UTC)
По кусочкам собрать - это перебор, конечно. Но очень немногие идеи НЗ не обсуждались, или же отрицались, или же повторялись, или же пародировались в Талмуде.
Ссориться, конечно, не надо, но зафиксировать различие полезно
dmitry_sofronov
17 дек, 2017 10:14 (UTC)
Беда в том, что после фиксации отличий ссоры как раз и начинаются.

Может, лучше начать с фиксации сходства?
yohaha
17 дек, 2017 13:13 (UTC)
Вопрос, какова цель. Если "давайте жить дружно" - я только за. Если разобраться, как там устроено - по-другому. Если подмять под себя - тоже возможны варианты.
Но мы увлеклись, хозяин журнала может счесть за флуд и рассердиться. Хотите продолжить дискуссию - зайдите ко мне и напишите коммент к любой записи - сходные вопросы обсуждаются, к примеру, в незаконченной статье о Достоевском
amalit215
16 дек, 2017 20:32 (UTC)
//Да, что там Израиль с Иерусалимом. Существуют и прекрасно себя чувствуют множество миров, в которых нет и никогда не было никаких евреев вовсе. Более того, это одни из самых счастливых миров, которым я могу только завидовать, глубоко сожалея о мире собственном.//
****************************************************
Правильно ли я понял, или мне это только показалось, что Ваше личное отношение к евреям, как к народу и нации, мягко говоря, не слишком приязненное.
paschick
17 дек, 2017 12:42 (UTC)
Ваш вопрос Александру Юрьевичу, оживил в моей памяти эпизод двух- или трехлетней давности, когда мою, ныне уже покойную, тетушку - Сусанну Яковлевну Гоффеншефер, один из её внуков спросил:
- Бабушка, а вот ты, лично, всех евреев любишь?
- Я их вообще терпеть не могу - фыркнула 93-летняя еврейка, не утратившая в этом возрасте ни ума, ни красоты.
amalit215
17 дек, 2017 12:58 (UTC)
Судя по ответу Сусанны Яковлевны своему внуку, она не утратила не только ум, но и чувство юмора. ))

В наличии же ума и чувства юмора, у Александра Юрьевича, сомневаться не приходится, а вот с его отношением к целому народу, судя по приведенной мной цитате, возможны варианты.
Их я и хотел уточнить, но, как ни странно, и это впервые, он мне не ответил.
Возможно это только "пока"...
auvasilev
17 дек, 2017 12:56 (UTC)
Ваш вопрос, признаться, настолько поставил меня в тупик, что я представления не имею, как на него ответить, разве что в стилистике уже приведенной здесь одним из читателей, но и этого, честно говоря, делать не очень хочется.
amalit215
17 дек, 2017 13:05 (UTC)
Не хочется - так и не нужно.
Мне кажется, что я уже и сам всё правильно сообразил.
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel