Но сам фильм, к счастью, при помощи одного знакомого, на мой взгляд даже излишне продвинутого и изощренного в пиратских компьютерных технологиях, я посмотрел больше года назад, практически сразу после того, как он был сделан и ещё почти никому не доступен. И с тех пор к нему не возвращался, не было особо повода, да и в памяти он отложился достаточно четко.
А тут недавно приятель, ещё больший «веник» в интернете, чем я (такие, как ни удивительно, очень редко, но ещё встречаются в моем поколении), спросил, а нельзя ли, наконец, уже посмотреть это кино в свободном доступе и не порекомендую ли я какой-нибудь наиболее приемлемый вариант. Залез в сеть и оказалось, что пожалуйста, сколько угодно, он уже много где размещен, причем не на каких-то специализированных, а на достаточно массовых, «народных» ресурсах. И на многих из них есть возможность комментирования, чем этот самый народ довольно активно и воспользовался за прошедшее время. Именно эти комментарии я не без удовольствия почитал, и только о них и хочу сказать несколько слов, опять же, вовсе не касаясь содержания и смысла самого фильма.
Естественно, я не могу обращать внимания и не стану говорить о гигантском потоке, с моей сугубо субъективной точки зрения, крайне агрессивной параноидальной шизофрении, замешанной на истерическом антиамериканизме и коммунистической классовой ненависти. С этим понятно и неинтересно. Но я имею в виду множество (действительно множество) людей, которые прекрасно всё понимают про Северную Корею. То есть, не имеют особых сомнений, чего там нет. Но их искренне интересует то, что там есть.
В смысле, что какая-никакая, ну, не такая, как построенная специально для кино декорация, пусть много более убогая, но крыша над головой есть у каждого. И пусть немного голодно, но всё-таки поедания травы на газонах и явного каннибализма уже в основном не наблюдается, как-то протянуть на пайку можно. И зад у всех прикрыт, да, возможно, у большинства военной формой, но прикрыт же и у всех. И образование дают, всё лучше, чем в африканской глубинке или латиноамериканских джунглях. И какая-то медицина имеется, градусники ставят и как будто даже аппендициты вырезают. Но самое главное, что всё это гарантировано. Тебе не нужно особенно лезть из кожи вон и рисковать. Просто честно, аккуратно и добросовестно исполняй определенный, кстати, не такой уж и сложный ритуал, и можешь расслабиться, проживешь до конца жизни отнюдь экстремально не напрягаясь.
Между прочим, именно об этом я и говорил ещё в самом конце восьмидесятых, когда советская власть уже дышала на ладан и многие с восторгом ожидали явно грядущих перемен. А я предупреждал, что из этих ожидающих немало окажется тех, кто с тоской будет потом вспоминать брежневские времена. Как раз по этой самой причине. Что привыкли к «уверенности в завтрашнем дне». А манящий надвигающийся капитализм при всех своих прелестях и казавшихся тогда фантастическими изумительными достоинствах неизбежно будет сопровождаться «страхом перед будущим» и отсутствием привычных «социальных гарантий», что является вовсе не исключительно продуктом коммунистической пропаганды, а элементарным общеизвестным, однако почему-то не всеми воспринимаемым фактом.
И дело не в том, что кто-то плохой, кто-то хороший, кто-то умный, кто-то глупый, кто-то талантливый, а кто-то бездарь. Пошлейшая констатация того, что все совершенно разные своей пошлостью не может отменить реальности. А всё равно каждому даже не для счастья (стремление к нему как раз для некоторых может быть понятием крайне деструктивным), а просто для комфортного существования нужно свое и каждому разное. И дело тут не в политике, идеологии или даже каких-то материальных вопросах чисто бытового уровня.
Просто всегда и везде, не только в Корее или России, не только в Америке или Греции, но и в самых стабильных государствах и обществах, хоть в Швейцарии и Норвегии, хоть даже в Люксембурге с Монако, были, есть и будут люди, которым совершенно искренне нравятся и которых, главное, абсолютно устраивают по всем параметрам такие личности в качестве вождей и руководителей, как не только Путин, это даже не обсуждается, но и как пухлый Ын.
Потому и у меня имеется полная уверенность в завтрашнем дне.