?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К предыдущему тексту я получил пару комментариев, на которые считаю уместным ответить отдельно чуть подробнее, чем обычно.

Первым был такой:

«Александр Юрьевич, а можно попросить Вас -- добавить главу или три о народе ещё более elusive & exclusive, чем евреи? Я имею в виду, разумеется, Romani, для которых понятие "гайес" куда страшнее, чем "гой" для евреев».

На самом деле, конечно, вопрос очевидный и напрашивающийся. Говоря о многих аспектах становления и существования того «еврейства», которое я имею в виду, появившегося после разрушения Храма и исчезновения древнего Израиля, очень соблазнительно использовать аналогии и иногда почти невозможно без них обойтись, с судьбой цыганского народа. Но тут есть и большая опасность.

Я уже как-то писал, по-моему, даже в одном из романов, что лишь школьное неокрепшее сознание может искренне и до конца попасться на уловку, использованную, например, Толстым или Чеховым, писавшим от лица лошади или собаки. Человек сформировавшийся прекрасно понимает, что это чисто условный литературный прием, ничего более, а Холстомер и даже Каштанка, несмотря на более четкое дистанциирование автора от героини вплоть до подчеркивания, что не «так она подумала», а «если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы», это всё-таки чистый фокус, к реальным мыслям и ощущениям животных никакого отношения не имеющий. Более того, даже флоберовское «Мадам Боварии – это я» точно из той же оперы. Так же, как «Черный принц» Мердок. Имитация может быть гениальной, но от того она не перестает быть имитацией.

Вот и с цыганами. К сожалению, не в смысле абстрактных теоретических знаний, а на уровне понимания, исходящего из ощущений «изнутри», моего жизненного и человеческого опыта не хватит, чтобы писать о цыганах по-настоящему. И, к ещё большему сожалению, я не знаю достойных текстов на данную тему, родившихся в необходимой среде, чему есть объективные и небезосновательные объяснения, имеющие сами по себе непосредственное отношение к затронутой теме, но мало чему помогающие по большому счету.

Короче, ощутить и попытаться, сформулировав, поделиться этим ощущение, что такое быть «евреем», мне представляется доступным. А относительно «цыганщины» это может быть лишь упомянутый литературный фокус, при полнейшем уважении к которому мне в данном случае представляющийся не слишком уместным.

Так что, скорее всего, отдельно о цыганах я писать ничего не буду, не рискну, да и не смогу на устраивающем меня уровне. Но, как уже сказал, поскольку некоторые аналогии и мысли об этих аналогиях неизбежны, видимо, какими-то соображениями попутно поделюсь при дальнейшем продолжении темы.

И второй, полученный мной комментарий-вопрос:

«Мне кажется или в последнее время Александр Юрьевич Вы много пишете о евреях?) Я конечно не против, но не назревает ли у Вас очередная книга об этом народе?)»

Меня, честно говоря, несколько удивило и даже улыбнуло. Вообще-то, именно эту книгу я последние пару лет, если не больше, и пишу, с разной степенью регулярности размещая здесь отрывки из неё. Правда, она всё-таки, скорее, не только «об этом народе», вернее даже много более «о другом народе», но это уже отдельно, нет ничего глупее и скучнее, чем пересказывать и объяснять, «что хотел сказать», тем более «что собираюсь сказать».

Только вот что ещё хотел и посчитал возможным уточнить, хотя и это, наверное, лишнее. Я родился с изменением миокарда левого желудочка, генетической предрасположенностью к туберкулезу, черными волосами, коричневыми глазами и в русскоговорящей среде, которая стала для меня естественной и единственной.

Состояние сердца и легких за жизнь претерпевали изменения, волосы поседели, но глаза и мышление на определенном языке остались прежними. Других нет и, судя по всему, уже не будет. Так что, естественно, я могу говорить и писать только как вот такое конкретное существо именно с такими признаками и свойствами. Не выдавая себя за голубоглазого блондина скандинава и не пытаясь примерить чужие маски. Наверное, от этого я никогда не стану поистине большим писателем, но зато не оставляю надежды умереть честным человеком.

Метки:

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
Катерина Мамочкина
14 янв, 2018 17:18 (UTC)
Я в последнее время часто стала видеть посты о ромах.
Мне всегда интересно: на фоне общечеловеческих ценностей многие ли хотели бы жить на одной лестничной площадке с цыганами? Рядом с цыганским посёлком?
Мне кажется, что дело не в расизме, а в искусственном самоотгораживании ромов: зачастую в их поселения нельзя входить, они передвигаются компаниями. И, судя по тачкам и надгробиям, эти люди не так уж и угнетены.
arestant5
14 янв, 2018 19:08 (UTC)

Скорейшего завершения книги,жду с нетерпением) надеюсь так же получу раннее обещанную книгу)

yurakolotov
18 янв, 2018 07:59 (UTC)
Абсолютно точно -- особенно учитывая сколько впопуляризаторов создавало и использовало стандартный образ цыган в лит-ре, кино и играх.
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel