?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наклон тарелки

Тут недавно, когда разговор зашел о «Белой розе», некоторые читатели предположили, что степени и варианты нонконформизма имеют определенное отношение к механизмам эволюции. Я, в принципе, не против, и это даже, думаю, в какой-то мере вполне сочетается с моими предположениями относительно разных наук с «нейро». Но вот что здесь мне вдруг попутно пришло в голову.

А являюсь ли я сам хоть в какой-то части нонконформистом? Дело в том, что у меня почему-то всю жизнь на чисто автоматическом, подсознательном, даже где-то физиологическом уровне само это слово вызывало отторжение, неприятие и почти болезненные ощущения. Но я это никогда не формулировал для себя, смиряясь и принимая как данность. А в то же время иногда слышал это определение и в свой собственный адрес, но тоже не сосредотачивался особо, внутренне отмахиваясь и стараясь не обращать внимание.

И всё-таки, если попытаться хоть немного разобраться. Предельно кратко и без лишнего занудства с самокопанием. И опять же, отказываясь от скучного теоретизирования с классифицированием и детализацией, а совсем по-простому, существует ли у меня самого некое «активное отрицание общепринятых правил и устоев, которые закрепились в определенной группе или сообществе», или как я к такому отрицанию отношусь?

И тут выясняется, что на самом деле очень сложно ответить однозначно. Вот самый примитивный пример. Так называемые «правила приличия» или даже малая их часть, относящаяся к застольному этикету.
Некоторые родители прекрасно знают, что многие дети почему-то не очень любят есть суп. Почему, это отдельная тема, к нашей сегодняшней отношения не имеющая, но это так. Однако и в яслях, и в детском саду, и в интернате на Колыме во времена моего детства дети суп, как и любую другую еду, не любили или не любили. Они просо постоянно хотели есть что угодно. И, естественно, чтобы вычерпать тарелку до последней капли, наклоняли тарелку. В основном на себя. Этому никто никогда не учил, делалось само собой, поскольку так удобнее.

И вот как-то, даже уже не помню, мне лично или кому-то при мне воспитательница сделала замечание, что лучше и приличнее наклонять тарелку от себя. Меня эта информация, как тогда почти любая новая, очень заинтересовала, и я решил уточнить и проверить. Каким способом, тут сомнений не было.

У нас на втором этаже знаменитого первого барака по улице Коммуны жила бездетная супружеская пара институтских преподавателей из Ленинграда. У них была собака колли, по-моему, единственная в городе, люстра, которую называли хрустальной, хотя, конечно, на самом деле вряд ли настоящая, но не в этом суть, одинаковые тарелки для каждого блюда и, что совсем уже фантастика, спиртное пили из рюмок и бокалов, а не из граненых «мухинских». И вишенкой на торте главу семейства звали Виктор Альбертович.

Короче, они являлись безусловными авторитетами вкуса, стиля и всего к этому относящегося. Меня изредка, видимо, скуки ради или ещё из каких соображений, приглашали на чашку чая и посмотреть каким-то чудом сохранившиеся у них открытки из Эрмитажа, когда родители мои где-нибудь надолго задерживались, и я слишком шумно гонял по коридору на соседском раздолбаном трехколесном велосипеде.

Вот у Виктора Альбертовича я как-то и спросил про сторону наклона тарелки. Он сначала стандартно и неоригинально отшутился, мол, это смотря что ты хочешь облить, свои штаны или хозяйскую скатерть. Но потом вполне серьезно ответил, что правила приличия рекомендуют не наклонять тарелку вовсе. Это было один единственный раз в мои лет пять. И с тек пор я никогда не наклонял тарелку. Ни разу в жизни ни в какой ситуации этого не сделал. Хотя, признаться, иногда очень хотелось. Но Виктор Альбертович сказал, что приличные люди так себя не ведут. И этого оказалось более чем достаточно.

Кстати, просто настолько не запомнились какие-то конкретные моменты, но в принципе это же относится и к прочим общепринятым правилам поведения за столом. Начиная от тонкостей пользования приборами, в какой руке и в каком порядке, и заканчивая самым элементарным, например, очень в мое время распространенным в самых разных местностях и социальных слоях обычаем пить чай, шумно прихлебывая из блюдца. Никогда не возникало и малейшего желания нарушить «общепринятые правила и устои, которые закрепились в определенной группе или сообществе».

А при этом не только с окружающими, но и с собственными детьми далеко не всегда получалось по данному поводу полное взаимопонимание. Уже почти взрослый, лет четырнадцати-пятнадцати старший сын вдруг начинал что-то есть за столом каким-нибудь непотребным образом. И когда я делал замечание, то искреннейше удивлялся. Типа, да, я прекрасно знаю, как надо, но ведь мы сейчас дома и без посторонних, почему же я не могу есть, как мне удобнее? Конечно, я, как мог, объяснял «почему», но далеко не уверен, да и практика доказывала обоснованность этой моей неуверенности, что объяснения доходили и воспринимались. Вообще часто встречал, особенно у детей и подростков, пренебрежение этикетом именно как своего рода органичный нонконформизм, возможно даже где-то обоснованный и в чем-то полезных, но лично мне совершенно чуждый.

Так что, в этом я, видимо, чистый конформист. А вот, например, с одеждой несколько мягче. По ранней юности нередко позволял себе некоторое отклонение от «общепринятых норм» и, если говорить честно и просто, то элементарно выпендривался, один агатовый перстень поверх белых лаковых перчаток в комплекте с тростью чего стоил. Но и здесь всё-таки для меня всегда существовали очень четкие границы. Скажем, лиловый «ирокез» на выбритой голове, кольцо в носу или даже всего лишь откровенный грим на мужском лице являлись категорически неприемлемыми даже во времена самого сильного молодого бунтарства.

Но это всё, и многое подобное, уверен, большинство понимает, что я имею в виду, чепуха и мелочи, наверное, какое-то отношение к нонконформизму имеющие, однако всё же несколько опосредованное. А если совсем серьезно, то тут гораздо сложнее.

Я знаю людей, и лично, и «по касательной», и, в основном, конечно, по литературе и искусству с историей, которые просто автоматически были «всегда против». Более того, многие из них вызывают у меня не просто уважение, но и восхищение. Не стану даже приводить примеры, они бесчисленны и всем известны. Часто именно такой «чистый, принципиальный и неизменный нонконформизм» и является основой самого высокого творчества и великих научных свершений.

Но лично мне само по себе противостояние мнению или настроению большинства никогда не доставляло отдельного самостоятельного удовольствия. А в какой-то момент я абсолютно неожиданно для себя обнаружил, что бывает и совсем наоборот. И до сих пор помню этот митинг десятого марта девяносто первого, когда я шел по Манежной среди сотен тысяч людей и вдруг впервые почувствовал себя комфортно в топе, всю жизнь её избегая и ненавидя. И потом в августе у Белого дома, хотя, конечно, ясно было, что это не большинство, но всё-таки относительно много людей рядом, и ты с ними единодушен. Очень приятное, просто на редкость, состояние.

Так что, выходит, я явно не отношусь к той креативной и особо продуктивной с эволюционной точки зрения части общества, которое всегда восстает, хотя бы внутренне, против всего общепринятого на данный момент в окружающих народных массах. Творческое и индивидуалистическое начало, несомненно, не столь значительно и ярко выражено, чтобы всегда и в любом случае противостоять «толпе и власти». Необходимая для не просто жизни, но и относительно счастливой жизни доля конформизма отчетливо присутствует.

Вот только так и остается не совсем понятным, почему эта доля не сильно помогает и срабатывает как-то странновато.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
evgknyaginin
10 фев, 2018 16:36 (UTC)
Ответ на поставленный вопрос вы и сами прекрасно знаете: в России недостаточно лишь выказывать лояльность власти. Если уж ты конформист, то должен лобызать ее щупальца.
И вопрос, если позволите: на Колыме действительно называли граненые стаканы «мухинскими», а не "мальцовскими"?
auvasilev
10 фев, 2018 19:53 (UTC)
Спасибо, хороший вопрос, в ближайшее время постараюсь ответить подробнее.
the_black_moon
10 фев, 2018 18:05 (UTC)
Не знаю, мне кажется конформизм/нонконформизм тут не на первом месте совсем (а разговоры про нейроны, популяцию и пр. и вовсе смешны). В конце концов, это именно что правила: желательно думать не только о своей заднице, нехорошо лизоблюдствовать, не надо толпой бить одного... их даже в начальной школе пропагандировали, почему не все усвоили, непонятно.
auvasilev
10 фев, 2018 19:52 (UTC)
В том-то и дело, что "разговоры про нейроны, популяцию и пр. и вовсе смешны" и "почему не все усвоили, непонятно" не очень сочетается.
the_black_moon
10 фев, 2018 20:42 (UTC)
может быть, непонятно только мне, в силу моего идиотизма :) вернее, раньше было непонятно, а в последние годы и до меня дошло.

Тем не менее, мне кажется, что общественный конформизм (хочется написать "повальное превращение граждан в свиней", но не буду) это не только "делалось само собой, поскольку так удобнее". Есть и всегда было вполне последовательное вбивание постулатов "делай, что говорят", не высовывайся" и "начальство всегда право". Они редко формулируются, усваиваются по большей части посредством окриков и подзатыльников, и сидят они в нас глубже, чем правила приличия, да. Но не на уровне нейронов.

naigoro
10 фев, 2018 18:23 (UTC)
Вы ж не меняли свою позицию ради того, чтобы комфортно себя чувствовать в толпе в тех случаях. Или, если некий приемник ловит только одну частоту, и однажды на ней вдруг что-то недолго вещало, то это не значит, что он настраивался. Не совсем похоже на конформизм, таким образом.
auvasilev
10 фев, 2018 19:49 (UTC)
Думаю, точное сравнение. Типа, что даже сломанные часы два раза в сутки показывают точное время.
uuvasilev
10 фев, 2018 20:51 (UTC)
Мне наша питерская Нина Сергеевна постоянно говорила, как надо вести себя правильно за столом, ссылаясь на тоже большой авторитет - семью Шостаковичей. Но я почему-то не обращал на это ни малейшего внимания и до сих пор наклоняю тарелку к себе.
leopold_kudasof
10 фев, 2018 22:12 (UTC)
По поводу подростков не поспоришь, а вот что касается именно детей -пожалуй, не соглашусь. Мне кажется, дети, до определенного возраста, жуткие, я бы сказал - агрессивные конформисты, и вообще, строгие почитатели всяких устоев и традиций. Хотя, возможно, это только мои такие.

Что касается ребят из "Белой розы". Возможно, это казалось всего лишь игрой, щекочущей нервы. Ведь мало кто может поверить, что это именно за ним приедут молодцы из гестапо, и именно его жизнь заберут легко, просто, и почти обыденно, пошло отделив голову ножом гильотины. Не может такого быть же. Только не со мной.
Эта иллюзия доминирует у почти любого человека, пока его лицо не заденет балахон случайной смерти, проходящей мимо. И даже тут есть счастливцы, которые этой постоянной близости не замечают.

По поводу налета цивилизованности - мне кажется, дело в том, что большинству представителей человечества эта шкурка привита почти насильно, и очень поверхностно. И если потрогать за нужные струны, ее сбрасывают даже и с удовольствием.
Ну а тем немногим процентам, кому без нее жизнь не нужна -тому родители привили и нечто более ценное, чем цивилизованность, а именно принципиальность.
yurakolotov
11 фев, 2018 07:57 (UTC)
Мне про тарелку совсем просто объяснили. К себе - значит жадный, всё себе забираешь; от себя - значит щедрый, готов делиться.
bajuwar_rus
15 фев, 2018 14:06 (UTC)
На себя тарелку можно незаметно, а от себя -- все сразу видят, какой культурный.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel