?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут проблема чрезвычайно простая и очевидная, но от того ещё более трудно решаемая. Если ты рассказываешь какую-нибудь самую обыденную историю про себя в настоящем времени, начиная с чего-то, типа, заскочил в ближайший супермаркет взять водки с пивом и что-нибудь на закуску, то тебе не придется попутно уточнять ещё множество моментов, объяснять кучу понятий и комментировать, а то и оспаривать бесчисленное количество чьих-то свидетельств и мнений. Вроде того, что значит «заскочил», какой супермаркет можно считать ближайшим и что вообще имеет право именоваться супермаркетом, не говоря уже о бесконечном количестве нюансов, требующихся для того, чтобы разговор о водке, пиве и закуске велся в единых для всех заинтересованных сторон терминах. То есть, приведенной вступительной фразы вполне достаточно, и ты спокойно можешь продолжать излагать свой сюжет.

Совсем же иная ситуация, когда речь заходит о временах много более давних, а уж особенно, хоть как-то связанных с еврейской или вообще чьей бы то ни было религиозной историей. Тут уже столько наговорено, напридумано, открыто, интерпретировано и нафантазировано, во всем этом такое количество людей считают себя величайшими специалистами, что начинаешь спотыкаться буквально на каждом факте, да что там, на каждой фразе и постоянно вынужден к чему-то возвращаться, что-то уточнять и постоянно в чем-то оправдываться.

Так вот и с этой самой Элией Капитолиной. Существует и довольно распространенное мнение, что всё было вовсе не так, как я рассказываю, и последовательность событий, и их смысл с побудительными мотивами тоже совсем иные. Типа, император Адриан сначала разрешил евреям восстановить храм. Но потом приехал в Иерусалим, посмотрел ситуацию на месте, послушал разных там дурных советников, напевших ему, что нельзя давать евреям слишком много воли, это, мол, грозит безопасности империи, передумал и строить здесь римский город Элию Капитолину с храмом Юпитера на святой горе. И именно это строительство стало поводом и толчком к восстанию Бар-Кохбы.

Конечно же, всё полная чепуха. Обычная смесь пустых базарных слухов, полного непонимания происходящего и элементарной небрежности обращения с фактами. И прежде всего, что значит «разрешил строить Храм»? Тут момент даже не фактический и исторический, а принципиально мировоззренческий. Естественно, о том, чтобы возводить Храм за счет Рима и в финансовом и в чисто производственном смысле не могло быть и речи, а сами евреи в тот момент имели практическую возможность и, самое главное, желание строить? То есть, понятно, разговор не о формальном «выделении участка, разрешении на строительство и согласовании проекта».

Тут основной момент, насколько иудеи в тот момент понимали, и понимали ли вообще, что разрушение Храма и его возведение не имеют никакого отношения к строительно-монтажным работам и их материально-финансовому и техническому обеспечению. А конкретно, как оно связано с появлением Мошиаха и ответственностью народа, как и лично каждого, за произошедшее. И следует учитывать, что это с нашего расстояния те события близки до уровня одновременности.

Да и сейчас я иногда разговариваю с вполне взрослыми, практически сформировавшимися людьми, для которых в сознательной жизни Россия всегда на их памяти существовала под руководством Путина, а когда рассказываю о событиях девяносто первого, то они слушают это как древние былины про Микулу Селяниновича. А тогда с момента разрушения города и Храма сменилось минимум уже два поколения и умерли или были по тем понятиям глубокими стариками те, кто Храма и Иерусалима никогда не видел.

Нет, конечно, никакого единства не было, и в этом-то как раз главный смысл, но стоит вспомнить легенду, как раббе Акива с учениками и единомышленниками стоял и смотрел на священные руины, все плакали, а он вдруг засмеялся. И когда попросили объяснить такую реакцию, сказал, что теперь окончательно понял – единение душ придет и Третий храм будет построен.

Это именно легенда, у меня нет документальных или свидетельских показаний реальности и подлинности факта, но легенда именно того времени, и уже одного её возникновения и сохранности до наших дней достаточно, чтобы констатировать – определенное понимание того, что, с одной стороны, события, связанные со Вторым храмом являются не только абсолютной трагедией, но и уроком, и основанием для достаточно оптимистических выводов на будущее, а, с другой стороны, возведение Третьего храма не может стать просто механическим материальным процессом, а непосредственно связано именно с «единением душ», если ещё окончательно не сформировалось, то по крайней мере уже достаточно четко формулировалось.

Про связь возведения Храма с появлением мошиаха разговор отдельный и не совсем в данном месте по времени и силам, поэтому ограничусь очень коротким замечанием на эту тему. Весьма серьезная и основательная подготовка к восстанию началась достаточно задолго до сто тридцатого года, а хоть что-то более или менее определенное относительно Бар-Кохбы как мессии проявилось не ране сто тридцать второго, да и то, эта якобы явная ошибка великого мыслителя была обусловлена слишком большим количеством сиюминутных тактических причин, потому я уже предупреждал, что не буду на этом останавливаться. В любом случае данные причинно-следственно никак не связываются и притягивать за уши тут попросту нечего.

Но, как бы там ни было, реальность однозначна. Адриан никакого разрешения на строительство не давал, никто его у него не испрашивал, да и никаких практических возможностей у евреев на то не было, как и малейшего желания или хоть какой-то причины у римлян. То есть, вполне может быть (в смысле, так оно и есть на самом деле, но всё-таки для пущей корректности я стараюсь использовать такие мягкие формулировки) представители некоторых общин вели определенные даже не переговоры, а больше просто разговоры с кем-то из римской администрации, конечно не с самим императором, это совсем не по чину, о возможности молиться и совершать некоторые обряды на Храмовой горе более массово, легально и организовано, чем это позволялось обычно на территории стационарного лагеря воинской части.

И определенные моменты реакции чиновников, видимо, у части евреев с их повышенной мечтательностью и, несмотря на весть врожденный пессимизм, придающий глазам знаменитый оттенок романтической грусти, с извечной верой в лучшее породили вот эти слухи, что якобы «Адриан разрешил строить». В общем, обычные еврейские фантазии, ничего более.

Но и никакого нового римского города, и никакого языческого капища вместо и на месте Храма назло и в пущее унижение евреям Адриан тоже строить вдруг, капризно переменив свое мнение под влиянием грязных наветов, не собрался и никого таким образом гнусно не провоцировал. Вообще тут во многом имеется некая мания величия задним числом и даже несколько смешное преувеличение всей этой истории для империи. А для Адриана это был всего лишь один из самых более чем рядовых пунктов его ознакомительного путешествия по окраинам и задворкам доставшегося ему гигантского хозяйства. Вообще-то он начал свои инспекторские поездки ещё лет за десять до всех палестинских событий. И для того, чтобы в принципе понимать масштаб того, о чем идет речь, хорошо бы опять же иметь перед глазами карту Римской империи того времени.

Сфера забот, интересов и точек приложения совершенно конкретных усилий императора простиралась от треугольника с Галией, верхним Рейном и Дунаем, где он занимался укреплением фортификационных сооружений, от Британии, где начал возведение Вала Андриана, циклопической, более чем стокилометровой постройки, до Испании, потом Африки, наконец к концу десятилетия добрался до Сирии, везде требовались очень серьезные организационные, в том числе включающие и строительные вопросы, решения, и уже возвращаясь в столицу напоследок, году в тридцатом Адриан по пути заехал в Иерусалим.

Для него в этом посещении ничего судьбоносного не было, да и быть не могло, так, более чем рядовая кратковременная остановка в самом обычном небольшом поселке, в который неизбежно превращался стационарный военный лагерь любого легиона с течением времени. А поскольку именно этот лагерь в его не очень понятном статусе явно подзадержался, прошло уже более полувека, как Десятый возвратился туда из-под Масады, требовалось что-то решать более кардинально, Адрианом и было задание соответствующим товарищам обдумать эту тему и представить соображения. Возможно даже, уже и название появилось, но как чисто рабочее, в общем такое предельно стандартное, без особых фантазий. Элии – это родовое имя, то есть, по сути фамилия самого императора, а Капитолина – в честь Капитолия, одного из семи римских холмов, всего лишь от слова caput - «голова» (кстати, до того он именовался на мой взгляд много более живописно Асилум - «Холм бродяг») и стоящего на нем храма Юпитера.

Но никаких реальных работ пока не начиналось, Адриан уехал, а вот тут и вспыхнуло восстание. И лишь когда его с трудом удалось подавить, предварительно выбив оттуда отряды Бар-Кохбы, Адриан взбеленился и приказал разобраться с этим местом принципиально. Храмовую гору перепахать, чтобы и духу там никакого еврейского не осталось, построить здесь нормальный стандартный римский городок, ту самую Элию Капиталину, и запретить любым обрезанным даже приближаться. Что и было успешно исполнено.

Но что, собственно, это поселение реально из себя представляло, кто там жил и чем занимался? И тут следует сразу честно признать, что любые попытки с умным видом изобразить какую-то полностью документированную и хоть относительно объективную картину являются обычным надувательством. Любой честный археолог вам признается, что следов осталось крайне мало. Хотя, казалось бы, они везде, где ни копни, натыкаешься на какие-то явно римские обломки от строительных материалов до бытовой утвари. Но при этом до сих пор даже точно не известно, где именно располагался лагерь легиона (все предположения насчет «западной части холма» всего лишь теоретические рассуждения), что уж говорить о том, какому конкретно богу был посвящен римский Храм на месте еврейского, если таковой в принципе был, хотя я тут скорее готов согласиться, но голову бы на отсечение тоже не дал, разумные сомнения вполне возможны и в данном вопросе.

Совершенно ясны и несомненны всего несколько моментов. Это была довольно стандартная военная база, куда и приближаться евреям было категорически запрещено под страхом смерти, так что ими тут и не пахло. (что любопытно, в запретах нигде конкретно не указывались именно иудеи, речь шла про «обрезанных», так что у меня есть подозрение, каким образом и в каком виде предъявлялся соответствующим органам и их представителям в случае требования «пропуск» на вход и пребывание в городе). И основу населения составляли легионеры, с какого-то момента им было разрешено выписывать семьи или создавать их на месте заново, оставались и какие-то ветераны после окончания срока, ну, и неизбежный обслуживающий персонал со вспомогательными хозяйственными силами, короче, всё подобное, чем со временем обрастает подобного рода структура.

Но следует подчеркнуть, что никакого особого стратегического, экономического или транспортного значение это место не имело, да, существовала определенная историческая привычка, своего рода бытовая «намоленность», благодаря которой о городке на месте великого древнего Иерусалима сохранялась некоторая память и существовало определенное притяжение, так что жизнь как-то теплилась, но не более. И уж точно без всяческих особых радужных перспектив. И всё было очень камерно, в любом случае всего на несколько тысяч человек. Даже если иметь в виду полную комплектацию самого легиона, то и с учетом его вряд ли количество этих тысяч достигало десятка.

Но примерно в середине третьего века и сам легион, во всяком случае, большую его часть переводят на новое место базирования, в Айлу (практически под современный Эйлат), для охраны более значимых проходящих в тех местах транспортных артерий. И Элия Капталина совсем начинает захиревать, приходить в полный упадок без всяких сил и возможностей поддерживать хоть какое-то достойное, путь и предельно провинциальное состояние. Там особо уже некому и нечего делать. И так продолжается долгие десятилетия. Аж до триста двадцать шестого года, когда появляется Флавия Юлия Елена Августа, более нынче известная, как просто Елена Равноапостольная, мать императора Константина.

И тут мне приходится в предчувствии полнейшего бессилия неловко развести руками. Поскольку явно не чувствую за собой таланта и энтузиазма, которые позволили бы в полной мере отобразить начавшуюся историю христианского Иерусалима. Да к тому же, тут, похоже, уже никак не обойтись без хотя бы краткого разговора о событиях, происходивших в самом Риме, но это точно не сейчас, пока ещё с силами не собрался, хоть и понимаю неизбежность. Так что, ограничусь лишь краткими замечаниями, полными смирения и стыда за собственное убожество.

Все из рассказывающих об этом событии сходятся в том, что Елена, явно нацеленная на это дело свыше, произвела раскопки на Голгофе и нашла пещеру, в которой был погребен Иисус Христос и ряд артефактов, это подтверждающих. После чего на том месте был возведен Храм Воскресения Христова, более нынче известный у нас как Храм Гроба Господня, который был торжественно освящен и, соответственно, запущен в эксплуатацию якобы в присутствии самого императора Константина. И общеизвестна даже никем не оспариваемая дата этого замечательного события, 13 сентября 335-го года в честь чего установлен соответствующий церковный праздник Обновления Храма. Ну, с этого и началось. И одновременно, как бы там ни было, но закончилась Элия Капиталина и стал возникать новый христианский снова Иерусалим.

Однако, и, думаю, тут следует подчеркнуть, это не имело никакого отношение в хоть в какой-то форме возрождению того старого Иерусалима еврейского. Грубо говоря, строились чистые декорации, исходя из личного субъективного вкуса творцов четвертого века без малейшего желания, да и хоть каких-то возможностей, за полным отсутствием необходимого исторического и любого иного материала, воссоздать хотя бы внешне нечто напоминающее о том городе, в котором триста лет назад воскрес их распятый Бог.

Но стал ли сразу после этого или хотя бы начал превращаться этот новый город в столь великий центр притяжения для всего христианского мира, каким раньше он был для иудеев, соотносимы ли были масштабы и значимость? И тут придется провести некоторый условный раздел. В духовном, сакральном и прочих подобных смыслах такого рода становление, конечно, одномоментно с какими-то деяниями Константина не произошло, но, мне представляется, всё-таки несомненно началось. Иерусалим Христа как мистическое религиозное понятие именно «над небом голубым», а не «под небом» начало делать свою карьеру и распространяться весьма широко. Но в практическом смысле реальный земной город Иерусалим значительно в этом отношении отставал и далеко даже не приближался к своей прежней репутации. Так, попросту говоря, понтовитое село с потугами, не более.

Да, тут ещё стоит отметить, что последние годы существования Элии Кпиталины хотя евреям и было по-прежнему запрещено здесь селиться, но паломников в принципе особо не гнали, если они сильно не задерживались. Однако именно при Константине, казалось бы, заложившим основы веротерпимости, режим снова ужесточается и иудеям разрешают лишь раз в год помолиться 9 Ава на Масличной и Храмовой горе, превращенной в городскую мусорную свалку.

Но тут очередные пока не затрагиваемые нами события в том остатке Рима, который нынче называется Византией, к власти приходит очень своеобразный человек Флавий Клавдий Юлиан, он же Юлиан II, больше нам сейчас известный как Отступник. Я о нем больше ничего особо говорить не стану, соревноваться с Мережковским как-то не с руки, но отмечу лишь один в данном случае имеющий важное значение момент.

Юлиан полностью снимает запрещения и ограничения евреям селиться в Иерусалиме и как бы начинает приготовления к восстановлению Храма. То есть, и тут прошу обратить внимание, на самом деле это среди некоторых евреев возникают разговоры, будто есть такая идея. Хотя оснований подо всем этим ещё меньше, чем в подобной истории с Адрианом.

(Продолжение следует)

Метки:

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
arestant5
6 апр, 2018 19:50 (UTC)

Книга готова?)

auvasilev
7 апр, 2018 11:03 (UTC)
Нет, что Вы, до этого ещё очень далеко.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel