?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прослушал сейчас очередную беседу-лекцию очередного же модного и жутко умного школьного педагога из самых прогрессивных. Все эпитеты тут употребляю без малейшего даже налета сарказма и с полнейшим уважением. Пожалуйста, чтобы не было никаких попыток ерничанья, я сейчас на полном серьезе.

Человек очень убедительно и с глубочайшим практическим знанием предмета поднимал важнейшие проблемы современного школьного образования, причем не только отечественного. Говорил о том, что мы, то есть он имел в виду и общество в целом, и конкретно родителей, не очень сами понимаем, зачем отдаем ребенка в школу, какой результат хотим получить, и, соответственно, потому не можем четко сделать заказ, поставить перед школой задачу и проследить за её выполнением. Ну, и всё этому сопутствующее, типа, что девяносто процентов изучаемого в школе никогда никому не пригодилось, и что вообще никто толком не представляет, какие знания и навыки потребуются лет через пятнадцать. Короче, не только, зачем нужно ходить в школу, но и в принципе надо ли в неё ходить?

Вы знаете, наверное, трудно найти худшего защитника так называемой советской школьной системы, которая, несмотря на кажущиеся огромные изменения, тем не менее вполне успешно (для самой себя) тиражируется до сих пор и не собирается сдаваться. Больше полувека прошло, а мне до сих пор иногда в страшных снах снятся всякие там бесконечные ряды формул «приведения» по алгебре или химических реакций, которые не то, что в жизни никогда не пригодились, но я и в то время так и не выучил, что никак не повлияло на всё последующее. А уж о сочинениях, типа «Роль чего-то в чем-то» или даже просто «Образ Андрея Балконского» я вообще молчу, до сих пор мороз по коже.

И, конечно, современное образование, в том числе и школьное, требует серьезнейшего реформирования, потому я с таким глубоким упомянутым уважением отношусь к людям, которые думают об этом и пытаются что-то делать. Но, честно говоря, тут у меня особой тревоги нет. Это так или иначе, рано или поздно произойдет в любом случае, система неизбежно подстроится под реальность, никуда не денется. Что никак не отменяет необходимости ей заниматься.

Однако, как человек простой и давным-давно ушедший из профессии, педагогический опыт которого составляет меньше года черт знает когда, но при этом сам являющийся стопроцентным продуктом этого школьного и околошкольного советского обучения и воспитания, хочу высказать собственное непросвещенное мнение относительно основных вопросов, на которые по сути и лектор, с упоминания которого я начал, и его аудитория так толком внятно и не смогли ответить. То есть, зачем нужно ходить в школу и нужно ли вообще.

Считаю, что ходить нужно обязательно. Во-первых, чтобы существа нежного возраста меньше по подворотням портвейн пили. Во-вторых, чтобы всё-таки кто-то, хоть как-то этому обученный, рассказал в более или менее систематическом виде об основных фундаментальных понятиях. Типа, что Земля круглая, почему предметы падают вниз, где находится Америка, когда возникла Россия и почему не стоит засовывать пальцы в розетку.

Но самое главное, конечно в другом. Ходить в школу и хоть как-то приобщаться ко всему массовому, что происходит вокруг неё, ребенку необходимо, чтобы понять и прочувствовать на собственной шкуре до глубины души, сколь неприятна и опасна такая штука, как человеческий коллектив. И какие необходимо в себе вырабатывать качества, чтобы в нем выжить.

А когда на это накладываются ещё прочие неизбежные сопутствующие мелочи, типа необходимости зимой, когда ещё не рассвело, тащиться на ветру по морозу в омерзительно завывающее тоскливое заведение, не иметь возможности первую половину дня воспользоваться личным чистым туалетом и прочие подобные прелести, то для меня ответ очевиден и однозначен.

В школу необходимо ходить, чтобы жизнь медом не казалась. Поскольку медом она и не является.

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
paroikea
30 апр, 2018 13:49 (UTC)
таки да )))
он уже

Edited at 2018-04-30 13:50 (UTC)
fslon
30 апр, 2018 14:18 (UTC)
" И какие необходимо в себе вырабатывать качества, чтобы в нем выжить. "

Правильно! Социализация - это очень важно
(Удалённый комментарий)
auvasilev
30 апр, 2018 14:55 (UTC)
А я, в принципе, и не против службы в армии. Но, так же, как и большая часть школьного образования, по моему мнению она должна быть добровольной. Кроме того, служба в нынешней российской армии подразумевает, опять же, на мой взгляд, обязательство участвовать в делах неправедных и греховных.
Алексей Орлов
30 апр, 2018 19:01 (UTC)
На этом месте дискуссии, про места, не столь отдаленные, вспоминают. Уж какая школа жизни, армия отдыхает. И вход свободный: разбиваешь витрину, ждешь наряда. Только выход не.

Отсюда мораль: коллектив опасен и неприятен, когда нечем заплатить за выход, будь то школа или другие упомянутые институты. А так нет. Похоже, что единственная польза "социализации" - понимание, что ее надо избегать любой ценой. Даже школы многовато, да.
alexeymeeres
30 апр, 2018 16:12 (UTC)
По наблюдениям одного редактора газеты, которого посадили лет на пять и он и отсидел полностью, в лагере ему попадались молодые люди. которые впервые в жизни спали на простынях. До этого они такого не видели. Сюда входит и утренних туалет, чистка зубов... Лично мне советская школа дала кое-что полезное. На уроках трудового обучения я стал электриком (для домашнего пользования) и научился чертить, что пригодилось в институте. А вот институт это вырванные годы. По полученной специальности не работал ни одного дня. Самое большое впечатление на меня из литературы произвел Толстой. Его описание дуба, которое надо было выучить зачем-то наизусть, выработало во мне стойкое отвращение к дедушке.
yurakolotov
30 апр, 2018 14:52 (UTC)
Любовь Андрея Балконского и Наташи Подзаборной...
nicksakva
30 апр, 2018 15:21 (UTC)
https://bash.im/quote/449841
xxx: Тоже в школе думала, что нафиг мне нужны ваши химии-истории-математики-литературы. Но маненько подросла и стала гейм-дизайнером. И тут внезапно выяснилось, что на работе НУЖНО ВСЁ.
elotar
1 май, 2018 08:20 (UTC)
Советская школа готовила гейм-дизайнеров! Просто не все потом пошли работать в эту важнейшую для общества профессию. Почему-то...
nicksakva
1 май, 2018 15:50 (UTC)
Ну, не всем же сочинять игры. Кто-то же должен в них играть.
tn
30 апр, 2018 15:42 (UTC)
Вот, скажем, написание диссертации (сделанной по-честному, конечно) совсем не обязательно доказывает, что человек действительно произвел новое знание. Но, несомненно, подтверждает, что человек способен в течение трех-четырех лет систематически и упорно работать над неким предметом. И именно это качество закладывается и учебой в школе, а потом и в институте. У некоторых, конечно. А остальным, как обычно, все не впрок.
naigoro
30 апр, 2018 16:19 (UTC)
Но ведь это рецепт консервации не совсем удовлетворительного статус-кво. Я вот скажу: школа вредна именно этим - что она сразу же поощряет дурное коллективное в тех, кто к этому предрасположен, отвлекая ресурсы тех, кому оно нафиг не надо, на выяснение отношений с коллективом. Когда-то каннибализм был нормой, когда-то мертвых не хоронили, когда-то (будут говорить в будущем) принудительно собирали детей в коллективы. Принудительный коллектив - жернов на шее прогресса.
Алексей Орлов
30 апр, 2018 19:07 (UTC)
Соглашусь. Школа - заповедник каменного века. Цивилизованная взрослая жизнь тем и отличается, что худо ли, хорошо ли, но закон и обычай защищают слабого от сильного. В школе наоборот.
uuvasilev
30 апр, 2018 21:26 (UTC)
Должен признать, что туалеты в школах стали значительно чище, чем во времена моего школьного детства. И туалетная бумага почти всегда имеется, и запирающиеся двери, что в моей родной школе напрочь отсутствовало. Так что в этой области заметен прогресс.
igormy
1 май, 2018 04:07 (UTC)
Нельзя не признать, что школа существенно расширяет возможности общения с существами противоположного пола. Что, собственно говоря, и занимает практически все время в старших классах. Так что польза, на мой взгляд, есть и существенная.

И ВВ в чем-то важном был согласен:

.. А мне приятно с осами -
От них не пахнет псиной,
Средь них бывают особи
И с талией осиной.
Да, кстати, и из коконов
Родится что-нибудь
Такое, что из локонов
И что имеет грудь..
elotar
1 май, 2018 09:11 (UTC)
Что интересно, любой текст про школу неизменно вызывает бурный отклик у широких слоев постсоветского населения. На западе как-то этого не замечал.

Серьезно, все-таки, детей замучили, что всю жизнь их трясёт.
daya_omsk
1 май, 2018 21:12 (UTC)
Не совсем согласен с вами в таком моменте. Школа, конечно, неплохо учит тому, что есть человеческий коллектив. Но - не в тюрьме и не в армии всегда есть опция послать этот конкретный коллектив и найти другой. Вполне себе стратегия, я так часто делал. А школа не оставляет часто выбора, ну или сильно его затрудняет. Было бы внутри школы как-то посвободней, было б самое то
traung
2 май, 2018 14:26 (UTC)
Вы знаете, никак не могу понять, почему наши соотечественники так стремятся чего-то не знать...
Общался с людьми разных национальностей и разных способностей, но про то, сколько "ненужных" знаний давали в детстве - вот это только от соотечественников.

Проблема в том, что невозможно определить в детстве будущих чемпионов и нобелевских лауреатов. Приходится учить всех. Невозможно определить - условный Вася будет силён в математике или в химии или в биологии. Поэтому базу приходится давать всем.
И 20-й век показал, что успеха достигают там, где образование - системное и массовое.

Чем лучше и шире база, тем больше у человека выбор больше возможностей. И надо понимать, что современные открытия - делаются на стыке различных областей.

Да, совершенству нет предела, и штучный продукт по качеству лучше массового, поэтому были есть и будут и спец.школы и личности-учителя.

В элитных зарубежных школах сегмент предметов "по-выбору" очень и очень небольшой. И это, в основном, факультативы.

У меня знакомые детей воспитывают на домашнем обучении. Но это - потому, что у них своя программа, которая шире и глубже школьной, - несколько иностранных языков, музыка, а базовые предметы на уровне ближе к ВУЗовскому, чем к школьному.

Вот к этому нужно стремиться. А у нас массовый уровень обсуждений на уровне детсада - "а нужно ли ходить в школу". ((( Facepalm (((
Алексей Орлов
3 май, 2018 08:24 (UTC)
>> У меня знакомые детей воспитывают на домашнем обучении. Но это - потому, что у них своя программа, которая шире и глубже школьной, - несколько иностранных языков, музыка, а базовые предметы на уровне ближе к ВУЗовскому, чем к школьному.

Кто ж против? Дайте два!
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel