?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наброски

Как там спрашивал поэт: «Кто более матери-истории ценен?» Впрочем, большинство нынешних россиян, особенно хоть относительно молодых, представления не имеют даже о том, относительно кого был высказан этот интерес и весьма удивятся постановке вопроса, если им объяснить.

Ну, ладно, я сейчас о другом. Если бы во второй половине семнадцатого века какому-нибудь, пусть исключительно просвещенному и прогрессивному, парижанину сказали, что наиболее значимой фигурой современности, которая окажет принципиальное влияние на развитие всего человечества и оставит в истории самый глубокий след является не «Король-солнце», а полунищий голландский шлифовщик линз, несостоявшийся раввин, изгнанный с проклятиями даже из собственной еврейской общины, то это вызвало бы максимум недоуменную усмешку, а, скорее всего, просто покрутили бы пальцем у виска.

Кстати, по-моему, единственный, кто смутно, но догадывался об истинном раскладе сил, был сам Людовик XIV, который передал Боруху предложение назначить весьма солидную пенсию всего лишь за посвящение королю одной из работ, но был вежливо послан. И что осталось от одного из самых знаменитых правителей не только Франции, но и всей Европы? Нет, я, конечно, очень люблю Версаль, но, согласитесь, всё-таки…

Очень богатая и умная женщина Наталия Опалева создала в Москве частный музей Анатолия Зверева, для которого купила особняк на 2-й Тверской-Ямской миллионов, если не путаю, за восемь долларов. Это только здание, я не говорю об одном из самых современных в стране оборудований и, тем более, о цене коллекции. Заведение действительно роскошное и по дизайнерскому и по технологическому исполнению.

Как-то её спросили, а пустили бы в этот музей, даже если бы он смог купить билет за 400 рублей, самого Зверева, приди он туда в своем обычном виде. Она задумалась и после довольно продолжительной паузы ответила: «Наверное, пустили бы…» Но, во-первых, «наверное», а, во-вторых, пауза явно затянулась.

Но это всё истории со счастливым концом. Самый гениальный математик всех времен и народов умер шестилетним от голода под Самарой в девятьсот двадцать втором, так ничего и не создав. Естественно, имя его никому не известно.

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
misanthroper
8 май, 2018 15:16 (UTC)
Сдается мне, что от Спинозы в нашей актуальной действительности осталось не намного больше, чем от Людовика. Про одного рефераты нагугливают на философских факультетах, про другого - на исторических. Вся разница.
igor734
8 май, 2018 15:57 (UTC)

А про Ньютона с Лейбницем - на физических? :)))

mr_k_bx
10 май, 2018 16:31 (UTC)
да, куда им до Евклида и Аристотеля, которых в подлиннике читал любой по-настоящему образованный человек )) бггг
elotar
8 май, 2018 17:31 (UTC)
От Людовика осталась вера в такую лютую концепцию, как "прогресс", которая корежит все человечество уже несколько веков. Так что тоже не совсем зря мужик "трудился".
nicksakva
8 май, 2018 17:50 (UTC)
Я, честно говоря, сначала подумал на Левенгука (кстати, ровесника)...

Но вообще-то, для меня-физматика "наиболее значимой фигурой современности, которая окажет принципиальное влияние на развитие всего человечества и оставит в истории самый глубокий след, является" несостоявшийся иезуит, наемник, гоняемый за ересь как католиками, так и протестантами.
Подтверждением тому, что Людовик XIV догадывался об истинном раскладе сил, служит указ Людовика, запрещающий преподавание картезианства во Франции....
;)
yurakolotov
8 май, 2018 20:28 (UTC)
Простите, вы... про Декарта?
nicksakva
9 май, 2018 02:32 (UTC)
Естественно.
Едва ли какому-либо философу удавалось разработать систему, сравнимую по известности, значимости, распространенности, влиятельности и ежедневному применению в самых разных сферах деятельности с декартовой системой координат.

Edited at 2018-05-09 05:15 (UTC)
yurakolotov
9 май, 2018 07:16 (UTC)
А в каком именно из своих трудов, доступных в наше время, он её разработал?
yurakolotov
9 май, 2018 10:05 (UTC)
Но сами вы этого не читали, верно?
(Не подначиваю! Это вопрос.)
nicksakva
9 май, 2018 10:37 (UTC)
Нет, конечено.
Бегло просмотрел, более внимательно полистал "Геометрию".
Термина "система координат" в явном виде не обнаружил.
yurakolotov
9 май, 2018 10:43 (UTC)
Я -- читал.
В "Рассуждении о Методе" нет вообще ничего, не только о геометрии, но и о чём бы то ни было научном. Если интересно, дайте мейл, пошлю вам свой разбор.

А что до системы координат... дело в том, что он её не придумал. Он её спионерил у -- действительно великого -- Ферма, из его переписки (письма в те времена были как научные журналы современности). Но самое смешное, что Ферма, который её использовал, совершенно не претендовал на это гениальное открытие. Ею пользовались чуть ли не в Древней Греции.

Это, кстати, не единственное "открытие", которое Декарт воровал, а только самое знаменитое.

Edited at 2018-05-09 10:44 (UTC)
nicksakva
9 май, 2018 10:57 (UTC)
/* В "Рассуждении о Методе" нет вообще ничего, не только о геометрии, но и о чём бы то ни было научном. */
Я ж говорил - с приложениями. "Диоптрика", "Метеоры" и "Геометрия" - это как раз приложения к "Рассуждению". Кстати, как я уже говорил, непосредственно "о системе координат" там я ничего не нашел. Но "Геометрия" явно оказалась весьма революционным подходом (сведение геометрии к алгебре), оказавшим решающее влияние на современников. Так что систему координат, отождествляющей точку с парой чисел, скорее всего позже просто назвали именем "отца-основателя" подхода.
yurakolotov
9 май, 2018 10:59 (UTC)
Так я ж и говорю: он в ещё меньшей степени отец-основатель этого подхода, чем Пифагор - собственной теоремы, или Иисус-человек - разных христианств.
nicksakva
9 май, 2018 11:24 (UTC)
Это дело обычное. Имя человека, совершившего революционный прорыв-переворот в той или иной сфере, отождествляют с ярким "маркером", не имеющем к человеку непосредственного отношения. Из более близкого, например, тот же "исторический материализм" напрочь отождествляется с марксизмом, хотя Маркс персонально писал-подчеркивал, что он не автор, а только пользователь.

Edited at 2018-05-09 11:24 (UTC)
yurakolotov
9 май, 2018 11:28 (UTC)
Ещё раз.
Не было никакого прорыва или подхода.
Были вещи, известные древним грекам.
Был гений Ферма, показавший всем - и, в том числе, Декарту - занятные новые математические фокусы, которые можно при их помощи делать. Он совершенно не претендовал ни на какое первенство. Хотя и был первым после тёмных веков.
И был беспринципный вор Декарт, который заявил, что это он всё придумал.
Всё остальное - PR.

Ну, представьте себе, что я сегодня напишу книжку, пересказывающую идеи объективизма. Сделает это меня, вместо Эйн Рэнд, отцом-основателем этой идеологии?
nicksakva
9 май, 2018 12:18 (UTC)
/* представьте себе, что я сегодня напишу книжку, пересказывающую идеи объективизма. Сделает это меня, вместо Эйн Рэнд, отцом-основателем этой идеологии? */
Зависит от степени Вашего литературно-публицистического таланта и незнакомства целевой аудитории с первоисточниками. В конце концов у Рэнд ведь получилось. Основу и название идеологии (непонятой, непринятой и исковерканной ею, но узнаваемой) она взяла из романа Чернышевского. Идею сюжета вероятно позаимствовала из романа Шагинян (соответственно "отзеркалив"). Помножила все это на собственный огромный литературный талант и относительную свежесть для американской аудитории беллетризованного рационально-атеистического подхода к этике. В итоге создала многотомную фэнтэзи с традиционной для этого жанра тусовкой поклонников и продолжателей.

Edited at 2018-05-09 13:20 (UTC)
yurakolotov
9 май, 2018 17:09 (UTC)
За интереснейший вариант спасибо, но на вопрос это не отвечает: обработка мыслей и зеркализация идей -- не то же самое, что прямая кража.
warlen
10 май, 2018 11:00 (UTC)
Вообще-то, Ньютон ведь тоже жил в то время. И хотя все упомянутые здесь личности сыграли в истории значительную роль, по-моему их просто смешно сравнивать с сэром Айзеком.
serg_stg
10 май, 2018 11:56 (UTC)
я вот что-то тоже такую мысль разделяю... хочется ко всем относиться как к равновеликим, но не очень вот можется, к сожалению, сэр Айзак передавливает своей могучей тушей всех, к сожалению. Хотя здесь есть и сторонник того, что сэр Ньютон все-привсе подчистую слямзил у сэра Гука. Кстати, Спиноза , конечно же - философ выдающийся, но утвеждение А. Ю. "наиболее значимой фигурой современности, которая окажет принципиальное влияние на развитие всего человечества и оставит в истории самый глубокий след " (c)- нахожу столь сильным, что жгуче зачесался интерес под ложечкой и в рамках некоторой хотелки-пожелалки хотелось бы от А.Ю. как то отдельной аргументированной реплики именно на эту тему.

Edited at 2018-05-10 12:02 (UTC)
mr_k_bx
10 май, 2018 16:37 (UTC)
Гука... Лейбница...

Плюс, Ньютон был веруном и в философии не айс.
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel