?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Москва в слезах

Совсем плохой стал, вчерашняя свадьба почему-то не отпускает, решил сказать ещё несколько слов, уж не взыщите.

В восьмидесятом году мне было всего двадцать шесть. Но это сейчас я пишу «всего». А тогда я уже давно закончил институт, восемь лет был уже только официально женат, сменил множество мест работы и профессий, короче считал себя вполне зрелым и опытным человеком. И когда посмотрел только что вышедший и сразу ставший в определенных кругах очень популярным фильм Меньшова, то усмехнулся про себя довольно пренебрежительно. Вот, мол, фуфло мужик втюхивает. А ведь мог получиться очень приличный и интересный фильм.

Дело не только в том, что я просто хорошо знал такого типа и подобной судьбы людей. Но так случилось, а, возможно, и не совсем «случилось», а было обусловлено какими-то определенными внутренними причинами, что в моем окружении, среди тех, с кем я постоянно если и не дружил, то довольно близко общался, процент таких был значительно выше среднестатистического. Девушки и юноши, которые приезжали в Москву из самой жуткой тмутаракани, вцеплялись мертвой хваткой в горло судьбе и совершали на первый взгляд невероятное. Нет, конечно, триумф, даже весьма относительный, был отнюдь не массовый, и на этом пути жертв много больше, чем победителей. Однако в абсолютных цифрах последних было совсем не мало. И их истории всегда оказывались полны глубочайшего драматизма, иногда явного и наглядного, чаще скрытого и потаенного, но именно это всегда лично мне и было более всего интересно. А совсем не то, сумеет ли успешная в карьере и не слишком счастливая в личной жизни сорокалетняя женщина найти, наконец, своего «принца». В кино же все самое для меня важное оказалось демонстративно выброшено вызвавшей мое особое раздражение сценой, когда несчастная девчонка ставит будильник на утро, с отчаянной тоской уткнувшись в подушку, а просыпается уже готовым триумфатором в роскошной по тем временам квартире и садится за руль новеньких «Жигулей», тогдашнего символа полного успеха.

Впрочем, поскольку чисто художественные качества фильма меня не очень затронули, я о нем довольно быстро вовсе забыл, а если бы не тоже сказочная история с Оскаром и дальнейшая нестандартная зрительская судьба, так и вовсе не вспомнил бы. А потом шли годы, я взрослел, и взросление это, на мой взгляд, заключалось в основном в том, что с возрастом всё меньше начинал ощущать себя зрелым и опытным человеком. Учился сомневаться и пытаться посмотреть на мир с чужой точки зрения. До сих пор это не особо удается, но старание не уменьшается, что уже само по себе дает хоть какую-то надежду.

Так вот, как-то не очень давно, я услышал в одном ностальгическом документальном фильме, как Владимир Меньшов рассказывал, что когда его друг Валентин Черных принес ему сценарий, то режиссер поначалу отказался его снимать и потом довольно долго не поддавался ни на какие уговоры. И только позднее, когда вдруг неожиданно для самого себя однажды представил себя ту самую сцену с будильником, которая вызвала у меня такое неприятие, решил, что всё-таки стоит попробовать, может что-то и получиться. А далее, и во время съемок, и после них многие говорили Меньшову буквально то, что мог сказать и я. То есть, что дешёвая мелодрама и неинтересно, пошло, вот если рассказать, как она стала директором, показать реальные перипетии жизненного пути… Но режиссер отвечал, что это как раз не имеет никакого значения, он делает другое кино и кино про другое, потому отцепитесь.

Не могу сказать, что убедился с тех пор в абсолютной правоте Меньшова, и Оскар здесь ничего дополнительно не утвердил, хотя его вручение более чем обосновано и оправдано. Но мне кажется, что с годами я всё-таки понял, о чем речь и что имел в виду режиссер, что и стало основой столь крупного и длительного успеха фильма. В архетипе и мифологеме связанных с «Золушкой» как раз очень принципиален этот момент, что совсем не важно, сколь виртуозно, трудолюбиво и креативно ты занимаешься домашним хозяйством. Мачеха всё равно не оценит. Имеет значение только есть ли у тебя крестная фея, которая может прикоснуться волшебной палочкой к тыкве.

Меган Маркл родилась и выросла в отнюдь не идеальной семье с достаточно серьезными проблемами. При этом окончила не самый плохой университет и в результате определенных поисков на жизненном пути в конце концов принялась строить актёрскую карьеру в кино. Сыграла около тридцати ролей в самых разных проектах, но весьма относительного успеха добилась только в одном телесериале, а в общем серьезной кинозвездой или хотя бы просто актрисой с солидной репутацией так и не стала. Она побывала замужем, но и там не нашла большого счастья. Короче, тридцать шесть лет женщина вела вполне достойную активную жизнь, трудилась, старалась и делала всё, что могла, но шансов на триумф, будем объективны, имело не особо много. Хотя хороший вдумчивый режиссер или даже писатель вполне могли бы создать на материале её жизни вполне глубокое художественное произведение. Уже в зависимости от их таланта, а не её.

А потом случайно на вечеринке у подруги Меган встретилась глазами с Гарри, и крестная фея взмахнула волшебной палочкой. Имеют значение все тридцать шесть лет, прошедшие до этого? Скорее всего, какое-то имеют. Но далеко не принципиальное. Основное здесь в чуде, как таковом, а не в чертах характера или поступках Золушки. Так что, плюньте на всё, ставьте будильник и надейтесь. Ждите свою фею.

… А ты уже давно плюнул на этот самый чертов будильник, никому не важно, во сколько ты встанешь, засыпая прекрасно знаешь, что проснешься в той же самой опостылевшей койке, с болью в спине, пересохшими губами и тяжелой головой, унылым и скучным стариком, а вовсе не роскошным наследником престола великой империи, которого ласково будит красавица жена, шепча на ухо страстными губами:

- Вставай дорогой, нас уже ждут в Сараево…

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
uadevotee
20 май, 2018 15:46 (UTC)
выросла в отнюдь не идеальной семье с достаточно серьезными проблемами
ну, некоторые "историки" считают эту золушку по отцу прямым потомком короля Эдуарда Третьего и в каком-то роде кузиной жениха..
неисповедимы пути господни
naigoro
20 май, 2018 15:54 (UTC)
Имеют значение все тридцать шесть лет, прошедшие до этого?
Конечно, самая стандартная реакция - смотря для чего. Но если в чисто прикладном смысле, т. е. для дальнейшей социальной биографии, то ведь вполне закономерно, что не имеют, когда заходит фея с отмычкой.
Мне такая ситуация кажется частным случаем вообще более интересного расклада - когда не резко вверх или вниз, а резко во что-то иное. Ведь на ежедневном уровне последующей жизни нормального человека, даже после свадьбы с принцем, ждет не непрерывная эйфория, так что, в принципе, это тоже типичный "прыжок в иное". Мне почему-то такие прыжки нравятся, именно тем, что они обнуляют все предыдущие социальные 36 (а Маркл же загодя закрыла свой уже раскрученный гламурно-актуальный сайт и ушла из всех соцсетей). Может быть, потому что сам слабо ценю любые социальные достижения и крайне апатичен в этой области. Вот, бывает, смотришь на горизонт, видишь тупо эту фигуру и совсем не понимаешь, как это - когда что-то важно. Как это - когда "перипетии жизненного пути".
Казалось бы, "для девочек" это неимоверный апгрейд, но есть у меня подозрение, что такие прыжки вызывают через некоторое время учащение именно тех самых приливов живительной тупости - тем они и интересны.
tihoc
20 май, 2018 15:56 (UTC)
"...взросление это, на мой взгляд, заключалось в основном в том, что с возрастом всё меньше начинал ощущать себя зрелым и опытным человеком."
- А вот это гениально! Точно! Браво!!!

Кстати, будильник завести и поставить не представляет труда.
Сложность в другом - как заснуть? )))
aqva
20 май, 2018 16:12 (UTC)
Спасибо.
old_greeb
20 май, 2018 16:35 (UTC)
Кстати, в таком варианте можно и в Сараево съездить. Всяко лучше подвала в Екатеринбурге, а когда-то все равно придется. Лишь бы только не знать заранее.
olaff67
20 май, 2018 17:09 (UTC)
"Имеют значение все тридцать шесть лет, прошедшие до этого? Скорее всего, какое-то имеют."

Да, именно что - какое-то. Любая история успеха... Да вообще любая история с каким-либо концом есть мишень, которую рисуют вокруг уже воткнувшейся стрелы.
arktal
20 май, 2018 17:31 (UTC)
«Тот, кто не верит в чудо, не может считаться в Израиле реалистом» (Бен Гурион)
ny_quant
20 май, 2018 18:29 (UTC)
Интересно, у меня получилось ровно наоборот. В 20 лет я был совершенно готов воспринимать эту мелодраму именно в таком качестве как она замысливалась Меньшовым, а её связь с действительностью меня даже не заинтересовала. Когда одна не по годам умная подруга мне на это указала, я конечно не согласился, хотя сейчас уже и не помню почему. Но с возрастом постепенно разонравилось, именно поэтому.
grey_headed
20 май, 2018 19:57 (UTC)
Вы не представляете себе. Я был призван в ноябре 1979. В вч нам показываои кино каждое воскресенье, но когда привезли "москва слезам..." Командир части(полковник) об том объявил на утреннем разводка. Что-то я заподозрил, когда загудел призыв весны 1980. ,Я еще их спрашивал хороший ли фильм. В итоге я его посмотрел, втесался во вторую половину полка(в клуб весь полк не помещался) и посмотрел второй раз, и когда "деды" захотели посмотреть кино отдельно, просочился в третий раз подряд, ох, какая сказка. ТС конечно не о том, но я нежно люблю свои переживания уже почти полувековой давности. Так-то я бандеровец.
lx_photos
20 май, 2018 19:19 (UTC)
да и без феи зашибись

смотрели "Зимний вечер в Гаграх"?

Edited at 2018-05-20 19:20 (UTC)
grey_headed
20 май, 2018 19:59 (UTC)
Не надо то смотреть.
paroikea
20 май, 2018 21:24 (UTC)
в восьмидесятом я учился в школе и, наверно поэтому, немножко не понимаю...
и хто бы мне объяснил - откуда у Рахиль крёстная?
elotar
20 май, 2018 22:32 (UTC)
Я в фей не верю, спецоперация у них удалась, но кто надо все понял, так что мы еще повоюем.

nicksakva
21 май, 2018 03:55 (UTC)
С возрастом вера в волшебство фей сменяется верой в могущество спецслужб...
:(
elotar
21 май, 2018 11:31 (UTC)
Вы же, надеюсь, атеист?
nicksakva
21 май, 2018 15:37 (UTC)
И даже исторический материалист. Вплоть до детерминиста.
Поэтому ни в горош не ставлю роль личности и роль спецопераций в истории.

Edited at 2018-05-21 15:58 (UTC)
elotar
22 май, 2018 14:08 (UTC)
Свою в том числе? Похвально, но не до конца ясно, почему в этом случае кто-то другой должен "в грошь ставить" ваше мнение?
nicksakva
22 май, 2018 15:41 (UTC)
А разве кто-то таки должен?
Мнения по обязанности нередко высказываются, но уж никак по обязанности не ценятся.
elotar
22 май, 2018 21:28 (UTC)
Вы не поверите, но некоторые ценят даже не высказанное мнение другого только на основании того, что он человек. Но вот если он себя человеком считать отказывается...
nicksakva
23 май, 2018 06:21 (UTC)
/* Вы не поверите, но некоторые ценят даже не высказанное мнение другого */
Почему не поверю? Наблюдал многократно, и даже в отношении собственных мнений.
Называется "авторитет". Крайне вредное на мой взгляд явление.
Во всяком случае в отношении своих мнений стараюсь по мере возможности препятствовать превращению их в "авторитетные". Гораздо полезнее и приятнее, если человек, услышав когда-то от меня какое-то новое для него мнение, забывает о "первоисточнике" и искренне излагает его как свое собственное.

Но в любом случае это никак не означает, что упомянутые Вами "некоторые" должны (обязаны) какое бы то ни было мнение ценить.


Edited at 2018-05-23 06:23 (UTC)
elotar
23 май, 2018 07:10 (UTC)
"только на основании того, что он человек"

но в общем я уж понял, что это для вас другая реальность.
nicksakva
23 май, 2018 10:13 (UTC)
/* я уж понял, что это для вас другая реальность */
Да. В ней существуют все могущие феи, колдуны, супермены и спецслужбы.
elotar
23 май, 2018 10:31 (UTC)
В ней существуют люди ;)
yurakolotov
21 май, 2018 11:05 (UTC)
Про архетип и тыкву - безупречно. Потом, с Вашего разрешения, процитирую у себя. (Как раз недавно шёл разговор о Фаусте и основной пра-идее, т.е. идее-за-идеей его... очень в тему).
( 24 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel