Короче. На одной из площадей Джерси, видимо, не самой главной, но достаточно у них известной, ещё в девяносто первом году по инициативе польской общины был установлен памятник жертвам расстрела в Катыни. Там стали проходить манифестации в годовщины трагедии, а позднее и в память авиакатастрофы под Смоленском. Но недавно был разработан и утвержден новый градостроительный план, согласно которому на этом месте разобьют парк, а памятник временно будет храниться в неких запасниках Департамента общественных работ, но место дальнейшего размещения станет известно отдельно и позже.
Поляки возмутились, причем даже больше в самой Польше, чем американские. С очень резкими протестами выступили многие официальные лица, вплоть до маршала Сената Станислава Карчевского. Наши отечественные СМИ прямо-таки дерьмом изошли от злорадства. Мол, вы то же самое неоднократно делали с памятниками советским солдатам-освободителям, вот теперь получите обратку и умойтесь. Мэр Джерси Стивен Фулоп, потомок спасшихся в свое время в США от нацизма евреев, отреагировал очень резко, сказал, что свои проблемы с любыми памятниками жители города будут решать самостоятельно, без вмешательства посторонних иностранных государств, а Карчевскимй известный расист и антисемит и вообще у поляков сильно рыльце в пуху по поводу соучастия в уничтожении евреев.
Так что, побазарили от души. И сейчас меньше всего хочется заниматься морализаторством по данному конкретному поводу. Осмелюсь только выступить с одной скромной инициативой. Мне представляется уместным вообще везде убрать всяческие памятники из публичного пространства, то, что уж особо жалко и признано просвещенным мировым сообществом совсем бесспорными произведениями искусства свезти в культурно-музейные резервации, а в центре каждого населенного пункта, вплоть до самой маленькой деревни, поставить строгий монумент без всяких изображений, просто кусок чего-то прочного с одной единственной надписью:
«В память мудрости и доброте человеческой».