?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давненько я не слышал этого замечательного выражения. Имею в виду «замораживание цен» относительно бензина.

Нет, я не являюсь таким уж упертым и абсолютным либертарианцем в вопросах экономики вообще и ценообразования в частности. Считаю, что государство имеет право и возможности, а иногда и обязанность влиять в определенные моменты на некоторые цены на ряд товаров. И для этого существует довольно разнообразный набор при правильном применении вполне эффективных инструментов.

К тому же многие известные и вполне вменяемые авторитетные экономисты, например Александр Аузан, считают, что при преимущественно государственной экономике, несмотря на спорность её полезности как таковой, в «замораживании цен» нет ничего страшного и противоестественного. Однако, не смея спорить по столь глобальным теоретическим вопросам, я просто поделюсь жизненным опытом. После того как в нашей стране на что-то «замораживают» цены, это продукт сначала становится дефицитным, потом его начинают распределять и затем он практически исчезает вовсе.

И здесь не имеет смысла успокаивать себя какими-то объективными законами. Помните, как при советской власти построили новый истребитель и у него все время отваливались крылья? Долго ничего не могли поделать и от безысходности обратились за советом к старому инженеру Рабиновичу. Он рекомендовал просверлить дырочки в местах крепления крыльев с фюзеляжем. Ему возразили, что это противоречит физике и здравому смыслу. Рабинович пояснил, что всю жизнь пытается оторвать кусок туалетной бумаги по дырочкам, но она рвется всегда где угодно, но только не там. Смирились, просверлили и самолет полетел. Вопреки всем законам.

Так что, не нужно придумывать тут логических обоснований. Много десятков лет в стране одной из основных редкостей была вобла. Достать её было почти невозможно. Однажды разрешили поставить ларьки и продавать в них кое-что по свободным ценам, в том числе воблу. Буквально следующий день она была везде и сколько угодно. Причем, отнюдь не за безумные деньги. Где столько лет скрывалась – неизвестно. Здравый смысл здесь бессилен.

И ещё почему-то вспомнилось. Ещё в конце восьмидесятых, когда много ездил по Америке на машине, обратил внимание. Но скоростной трассе идут почти в ряд несколько бензоколонок через небольшие промежутки. И на всех разные цены за галлон. А многие американцы, даже вполне обеспеченные, при том, что бензин тогда был по нынешним меркам очень дешев, увлеченно играли в игру, кто дешевле заправится. И вот едет человек, смотрит цену и думает, а какая на следующей колонке? Подъезжает, там действительно дешевле. Но он уже на крючке и не отпускает надежда, а вдруг дальше будет ещё дешевле. И вправду, там пусть всего на несколько центов, но меньше. Так несколько раз с всё большим азартом. И вдруг подъезжает к очередной, а у неё самая высокая цена из всех. Но фокус в том, что она в этом ряду последняя, до разворота несколько десятков километров, а движение задним ходом по таким дорогам категорически запрещено.

Я сначала стандартно произносил: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», но потом понял, что большинство не понимает, причем тут поп, и просто ехидно улыбался.

А с бензином будет у нас однозначно и неизбежно. Или никакой реальной заморозки, а всего лишь переход от плавного изменения цен к скачкообразному, или бензин исчезнет. Ну, не рвется туалетная бумага по дырочкам.

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
arktal
9 июн, 2018 15:46 (UTC)
одна маленькая поправка - Рабинович не был инженером. Он был практиком, продовал газированную воду с тележки-сатуратора, которая стояла около очень секретного НИИ, и был в курсе их проблем. А дальше - по тексту.
evgknyaginin
9 июн, 2018 16:15 (UTC)
"Рабинович пояснил, что всю жизнь пытается оторвать кусок туалетной бумаги по дырочкам..."

Осталось уточнить, где именно старый советский инженер Рабинович покупал туалетную бумагу. Особенно с дырочками.
kuzh
11 июн, 2018 15:10 (UTC)
Я этот анекдот слышал именно тогда, значит она была
evgknyaginin
11 июн, 2018 15:48 (UTC)
Где-то я слышал, что этот анекдот имел хождение в годы войны среди американских и британских летчиков. У них, надо полагать, был перфорированный пипифакс.
lx_photos
9 июн, 2018 19:41 (UTC)
Точно.
naigoro
9 июн, 2018 22:26 (UTC)
Ну и еще исторический контекст, видимо, имеет значение. В Бразилии вот тоже.
Тут вдруг "Петробраз" повысил цены на бензин и дизель, сильно повысил. Конечно, водители грузовиков устроили тотальную забастовку и парализацию. А с учетом того, что страна - почти чисто автомобильная, а ж/д есть лишь участками, это равнозначно всеобщему полному стопу. И вот как бы я не могу сказать, что не поддерживаю грузовозов совсем, ведь "Петробраз" - по факту государственный (около 60% акций), и вот сейчас я как-то в обостренной форме ощутил справедливость тезиса, что госпредприятие по логике является госсервисом, который должен действовать в интересах заказчиков-граждан, а не ради прибыли. Иначе выходит, что государство одной рукой берет акциз на бензин, а другой - создает базу для него.
И при этом когда я говорю, что надо это дело приватизировать, а на цены влиять (если вообще) при помощи пошлин, налогов и прочих способов стороннего воздействия, тут у меня оказывается куда меньше союзников.
Правда, говорят, что "Петробраз" сейчас был вынужден так поправлять ситуацию, которую устроили правительства Лулы и Дилмы, игравшие в "заморозим цены", вкупе с неэффективностью руководства компании. И да, не прорваться гнойник не мог, на фоне еще и того, что дело об откатах с привлечением "Петробраза" было громким и довело Дилму до импичмента.
Но похоже, что вот такие ситуации - прямой продукт той практики, когда государство рулит бизнесом.
Не то чтобы бензин исчез надолго. Скорее всего, продолжится мыканье, ограниченное с одной стороны необходимостью ухода государства из бизнесов, а с другой - неприятием этого со стороны широких масс, которых популярные телеканалы приучили пугать детишек ужасной приватизацией национального достояния. Да и тем еще, что одной лишь этой приватизации было бы мало, а понадобились бы титанического размаха структурные реформы всего налогового остова этой Республики. В итоге, как мне кажется, ценовые удары по экономике продолжатся, а традиция завышенного курса нацвалюты, отчасти подкрепленного адскими пошлинами на импорт, будет замедлять перевод всех этих ударов на язык девальвации, и задерживать проблему в зоне страданий тех, кому приходится за всё расплачиваться.
Ставим пометку - *не совсем мимо темы* :)
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel