?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чужие могилы

История про псковских десантников, могилы которых в свое время, по сути безымянные, обнаружил и предал огласке в свое время Лев Шлосберг, давно и хорошо известна. Так что, я ничего повторять и уточнять не стану. Тут мне добавить нечего.

Но вот спустя четыре года «Новая газета» опять обратилась к этой теме, корреспондент съездила, посмотрела сегодняшнюю ситуацию. И написала очередной материал с причитаниями, обличениями, моральными и нравственными выводами и призывами, короче, со всем соответствующим определенному направлению образа мыслей и чувств.

А я, любопытства ради посмотрел на народную реакцию в соцсетях. И там, если не подавляющая, то, во всяком случае очень заметная нота: «Какое дело всем этим шлосбергам до наших русских солдат?» И вы знаете, если отбросить не то, что неуместный или отвратительный, но просто лишний антисемитский оттенок, то в принципе я с этим согласен.

Давайте всё-таки попробуем без всяких надуманных и во многом искусственных эмоций определить цель всех этих разборок и копаний с могилами, простите за невольную тупую двусмысленность.

Если тут попытка зафиксировать какие-то факты и собрать материал для будущего условного Нюрнбергского процесса, то некоторые основания имеются. Но, признаем, крайне слабые и почти эфемерные. Для такого процесса главное, конечно, не доказательства, какими бы несомненными или наоборот зыбкими они не были, а чтобы враг оказался физически разгромлен и находился полностью во власти судей. Если у кого есть на это хоть какая-то надежда, то тогда да, собирайте документы, копите улики и тщательно всё фиксируйте. Но для этого вовсе не обязательна какая-то особая публичность и постоянная почти истерическая надрывность тона. Тут гораздо важнее аккуратность и спокойное усердие.

Но по моим ощущениям и впечатлением преобладает несколько иное. Эдакое громогласное моралите, на тему, как же вам не стыдно зарывать своих родных и близких в безымянные (тем более нелепо уже сейчас, когда на многих захоронениях уже установлены вполне приличные, а то и почти роскошные памятники) могилы вне кладбищенских оград, как собак каких-то, а не со всеми почестями, как славных героических воинов, погибших за Родину. Да ещё и врать при этом, что или не знаете ничего об обстоятельствах их гибели, или вообще придуриваться, что никто не погиб на войне, а всё это или клевета, или несчастный случай.

Послушайте, отстаньте от этих людей. Действительно, совсем не ваше дело. Я практически уверен, и у меня пока нет никаких оснований в этом сомневаться, что солдат-срочников под угрозой расстрела или даже хотя бы тюрьмы за отказ выполнять приказ туда не гнали и заградотрядов сзади не ставили. Военные знали, на что идут, а их родственники реагируют так, как считают нужным. Всех всё устраивает. Зачем вы лезете к ним со своими сопливыми причитаниями и абсолютно чуждыми им моральными нормами?

Это глупо и бестактно. Не надо заходить за ограду чужой могилы, особенно, если нет сомнений, что и покойные, и причастные живые вам там не рады.

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
gobio
25 июн, 2018 14:42 (UTC)
прЕдал огласке (извините, не могу удержаться)
auvasilev
25 июн, 2018 14:45 (UTC)
Спасибо большое.
arabskiy_pilot
25 июн, 2018 14:59 (UTC)

Нет. Это так оставлять нельзя. Поехали в Украину убивать украинцев. Теперь не трогать их, конечно же. Родственники и сослуживцев своих предали. Меня бы хрен заставили срывать ленточки с могилы сына. Тут все в кучу. Заслужили по полной. Все. Плюс материал для процесса да и просто для опровержениея "ихтамнетства" таки нужен.

auvasilev
25 июн, 2018 15:07 (UTC)
Нет, Вы меня всё-таки не поняли. Я лишь о том, что взывать к морали тех, кто срывает ленточки с могилы погибшего сына бессмысленно. Как и говорить о пристойном сохранении памяти погибших. Не с кем говорить и не о чем. И опровергать что-либо тоже глупо. Тут мнения и отношения давно определились и закостенели. А в оценках я, естественно, полностью с Вами согласен. Но говорил о другом, о том всё, что мог, уже написал для меня исчерпывающе.
arabskiy_pilot
25 июн, 2018 17:31 (UTC)

И все-таки я думаю, что эту тему и вообще все о войне надо продолжать ворошить. А то как бы и забыли. И ничего не было. А что такого. Я не думаю, что к этим людям в жизнь вторгаются так же бесцеремонно, как НТВ или РЕН ТВ. Позвонили, пытались узнать. Не хотят говорить - что поделать.

eldad12
25 июн, 2018 15:12 (UTC)
Совершенно с вами согласен.
rikchel
25 июн, 2018 16:36 (UTC)
...Проклято, оплёвано,
догола обобрано,
племя моё гордое
всё-таки летит.

Говоришь, мы куплены...
Но твоих же, русских же,
что тобой загублены -
кто тебе простит?..

...То матком, то шёпотом
в сторону Руси:
пропади ты пропадом,
Бог тебя прости
(а я не мог)...

6-12 декабря 1990 Евгений Клячкин
traung
25 июн, 2018 17:10 (UTC)
Мне кажется, здесь речь даже не о морали этих людей, а о какой-то шизофрении: С одной стороны патриотизм, много крика и парады победы, а как до дела дошло, - так зарыли в безымянных могилах.
lx_photos
25 июн, 2018 18:01 (UTC)
Они к ним с этим не лезут.
Они рассказывают обществу, что происходит.
Чтобы хоть кто-то хоть что-то ещё немного понял.
rosfan
25 июн, 2018 19:06 (UTC)
А как быть с этим: с 14 апреля 2014 года по 15 мая 2018 года в Донбассе погибли не менее 2725 гражданских лиц, а с учетом катастрофы MH17 — 3023. Среди погибших 220 детей. Ранены в связи с конфликтом были 7-9 тыс. человек. Об этом сообщается в докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека, подготовленном по результатам работы мониторинговой миссии организации на Украине.
pharmazevt
25 июн, 2018 19:34 (UTC)
Дело до этих русских солдат только одно: Россия скрывает, что они воевали против Украины, чтобы лживо заявлять на весь мир, будто донбасский вооруженный конфликт это внутриукраинское дело. Что Россия сотворит с их костями, это чисто росссийское дело, и если считать, что шлосберги генетически не принадлежат России, то, конечно, шлосбергам дела до этого нет, но как можно, не погрешив против закона Годвина, считать, что шлосберги не такая же законная и неотъемлемая часть России, как хабибуллины, дадаевы, олонго, ивановы, петровы и сидоровы, - не знаю.

Edited at 2018-06-25 19:35 (UTC)
sigridd
25 июн, 2018 21:46 (UTC)
(Безотносительно темы поста)
Несколько дней назад как раз расспрашивала знакомого парня, бывшего контрактника, участвовшего в боях за луганский аэродром, была поражена тем, как они туда попали: им сказали, что командировка на три дня для сопровождения гуманитарного груза до границы. Поняли они, где находятся, только когда приехали. Больше месяца жили и спали в лесу, без палаток, в спальниках под кустами. Сказал, что уверен: если бы им сказали, куда едут, половина бы отказалась. Рассказывал, что кроме них, там были и срочники.
utkonos
26 июн, 2018 09:15 (UTC)
Общество имеет право знать, где убивают граждан и как тратятся налоги еще не убитых граждан. Даже для такого "государства" огласка его деяний - это риск. Возможно, небольшой в нынешних условиях, но непредсказуемый в других условиях. Польза от публичности больше, чем вред, нанесенный приватности, так как публичность может хотя бы чуть-чуть снизить поток желающих там подохнуть.
naigoro
26 июн, 2018 22:10 (UTC)
Если условно назвать это "моралите", то все же вопрос - а каков реальный, и вполне прогнозируемый, эффект от него? По-моему, единственный эффект заключается в дальнейшем росте пропасти между ру.меньшинством и ру.большинством. Между строк всегда читается: "вот видите, насколько они далеки от нас, потеряли человеческий облик, полное разложение и оскотинивание на грани утраты всякой behavioral modernity". То есть, заведомый адресат этого моралите - не тот, кто зарывает близких в безымянные могилы, а тот, кто не зарывает.
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel