Не станем сейчас копаться в древней истории, Бог с ними, с греками и последующими римлянами, отмечу только, что по латыни существуют три основных варианта, это «Mortuo non maledicendum», «De mortuis aut bene, aut nihil» и «De mortuis aut bene, aut nihil nisi verum», которые отнюдь не идеально тождественны по смыслу, и каждое из которых дает пищу для весьма пространных и далеко не однозначных толкований. Однако я здесь этим заниматься не буду, а ограничусь самым примитивным бытовым и распространенным толкованием, которое, собственно, в основном обычно и имеется в виду.
Речь постоянно заходит о том, что когда умирает какая-то личность, то кто-то сразу начинает в лучшем случае пытаться анализировать её качества, а в худшем и наиболее частом и попросту поливать грязью, а кто-то яростно принимается вопить, мол, дайте спокойно похоронить и оплакать, свои же мерзости или даже всего лишь умствования оставьте на потом, не нарушайте естественные приличия скорби.
Сразу, во избежание каких-либо кривотолков, скажу, что лично для меня здесь вообще никакой проблемы нет. Тут счастливо совпали и мои воспитание, и привычки, и эмоциональная конституция, и ещё множество черт характера с жизненными принципами, так что не приходится делать над собой и малейшего усилия. И в голову не приходит, и чисто физиологически это неприятно, злословить по поводу чьей-то смерти и пытаться произнести обличающую надгробную речь. Вполне могу позволить себе подождать вполне достаточное время, прежде чем приниматься анализировать какие-то недостатки, если, естественно, по моим понятиям они достаточно любопытны и существенны, усопшего человека.
Однако это всего только мои личные предпочтения и обыкновения, отнюдь не становящиеся от того каким-то примером или образцом. А если говорить спокойно и серьезно, то нет ничего более естественного с момента появления человека разумного, чем желание поплясать на могиле врага. И закрывать на это глаза кажется мне нелепым лицемерием. Умирает близкий тебе, хороший, опять же, кончено, по твоим понятиям, человек, ты горюешь в той или иной мере, в зависимости от обстоятельств. Сдох скотина, мерзавец и подлец, так туда ему и дорога, ощущаешь удовлетворение или даже радость, которые и выражаешь, как можешь или считаешь нужным. Что может быть нормальнее?
А ещё меня умиляет вот это надменное и не менее лицемерное в разных вариантах излагаемое, типа, «плевать в лицо мертвому льву». Да, отвратительно, когда нечто подобное делает тот, кто всю жизнь живому льву только лизал задницу с демонстративной искренностью и наслаждением. Но тот, кто спокойно позволял себе всем этим замечательным царям зверей всегда бросать в лицо и при жизни то, что хотел, или пусть даже лизал, но, например, под страхом смерти родных (хотя в этом случае, всё-таки, подозреваю, уместнее промолчать, но тут опять же мое сугубо личное мнение), то я совершенно не вижу причины изменять своим привычкам. Смерть не обеляет, не отпускает грехи и не дарует прощения.
Смерть, это всего лишь смерть. И не нужно давать ей права навязывать что-то оставшимся в живых. Пока оставшимся.
Comments
Лев же перестаёт быть львом и превращается в груду разлагающейся протоплазмы. Так что фраза "плевать в лицо мёртвому льву" является типичным самообманом и отражением безумного желания "как следует пожить после смерти".
Из подобного самообмана выросло целое мировоззрение, четырехмерность вселенной, где все возможные варианты субстантивированы (вариантом является теория множественных вселенных). А всё откуда? Да от страха смерти, вполне биологического, инстинктивного и порождающего то самое лицемерие.
Говорят, шел он по улице и встретил знакомого, несущего большой свиток.
- Что это у тебя?
- Обвинительная речь против тирана, свергнутого вчера афинским народом.
- Я был о тебе лучшего мнения. Настоящий мужчина обличает живых тиранов, а мертвого льва может пинать кто угодно.
Здесь важно, что речь была практически бессмысленна. Тиран свергнут, надо думать, подавляющее большинство горожан согласно, что он был плохим, лишний раз доказывать это ни к чему, стало быть смысл этой речи только в том, чтобы покрасоваться перед публикой, блеснуть благородством. А благородства как раз и не получается, на что и указал Сократ.
Но если далеко не все считают умершего тирана плохим, то обвинительные речи против него имеют смысл, не ради саморекламы, а для того, чтобы рассеять заблуждения.
"Говорением можно согреть воду в стакане. Если говорить, не останавливаясь, 80 лет, а тепло из стакана не будет уходить."