?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читатель tihoc в ответ на мою реплику о «Мистической болезни» написал комментарий, который я счел нужным и позволю себе привести полностью по соображения, которые поясню ниже:

«Когда вы оформляли в скептические скобки выражение "трагическая катастрофа" относительно распада СССР, выразив тем самым усмешку якобы слишком громкому определению Путина про величайшую геополитическую трагедию двадцатого века, вы как-то упустили момент, что это реально была трагедия миллионов людей. Чудовищная по своему масштабу. И Путин здесь явно имел ввиду не только изменения в географической карте и в социальном устройстве. И в этой его формулировке нет ничего преувеличенного.
Произошла ли тогда грандиозная геополитическая трагедия, тянущаяся огромным шлейфом по сегодняшний день? Безусловно! И пострадали в ней не только те, которых вы описали, кто сейчас ностальгически страдают, по сути, как вы правильно предположили, по прошлому, когда трава была зеленее и проч.
Не надо забывать, что тогда у многих людей, семей и народов совершенно изменился уклад жизни, у некоторых просто обрушился мир, огромное число людей просто не выжили. Причем и среди тех, кто выжил физиологически, некоторые сейчас просто номинально существуют, не приходя в сознание, лишившись своего дела, потеряв себя как личность. Не все сильные и не все сумели перескочить без существенных потерь.
Чтобы было конкретно, пример: Вся наша семья и практически вся близкая и дальняя родня тогда стали беженцами. Без крыши над головой, без средств к существованию. Чтобы выжить самой и сохранить близких, мне пришлось тогда изменить свою природу и утратить своё "я", которое по сей день я не могу снова обрести.
Этот факт вам в копилку, когда будете в следующий раз так залихватски и легкомысленно касаться болезненной для многих темы "распада империи" и недоумевать, а что это они так страдают?»

Мне показалось нужным и важным ответить, поскольку здесь человек не излагает какие-то абстрактные идеологемы или теоретические взгляды на так называемую «геополитику», а делится собственной личной болью, ссылаясь на совершенно конкретную ситуацию. Которых, действительно, было немало, и с которыми я сам сталкивался нередко и обычно далеко не бесстрастно. И по поводу которых изначально хочу сказать, что сопереживаю, отнюдь не «залихватски» и не «легкомысленно».

Конечно, меня, человека достаточно удачливого, весьма обеспеченного и на своей шкуре не испытавшего в полной мере всех ужасов роли беженца, очень просто заподозрить в неискренности. Но подумайте сами, с чего бы это мне в данном случае врать и лицемерить? Нет и не может быть и малейшей практической корысти. Я никак не завишу от любого постороннего мнения, мне никакого смысла не за него бороться, потому мог бы сказать очень просто. Мол, мне наплевать на ваши личные конкретные беды и проблемы, на вас и вам подобных, меня и моих близких это не коснулось. Почему, собственно, я должен жить в советской империи, где мне глубоко чужды и ненавистны обе составляющие, в смысле и «советская» и «империя» лишь по той причине, что это создает какие-то бытовые неудобства совершенно посторонним мне людям?

Но я не скажу ничего такого по единственной примитивной причине. Потому, что это не так. И я действительно по-человечески искренне сочувствую любому, по чьей судьбе катком прошли исторические катаклизмы.

Это неизбежно. Приходится постоянно повторять самые большие пошлости и банальности. Мир жесток и несправедлив. У каждого свои интересы, и в большинстве случаем они противоречивы до крови и смерти. И, конечно, было бы прекрасно, если бы все могли жить при том общественном устройстве, которое наиболее комфортно и органично именно для данной отдельной личности. Но это путь столь же сладостный и благостный, сколь и обреченный. Да, несомненно, для кого-то и в самом деле «не дай Бог» жить в эпоху перемен, а для кого-то только в этих самых переменах и есть смысл существования.

Мы не будем сейчас зарываться в совсем древнюю историю, этим занимаемся отдельно, и не станем разбираться, насколько, например, открытие европейцами Америки стало для очень многих «крупнейшей геополитической катастрофой пятнадцатого-шестнадцатого веков». Но вот из совсем уже недавнего.

К Черчиллю можно относиться по-разному, но мало кто считал и считает его наивным глупцом. Но главное, что его интересовало в послевоенном устройстве мира, это сохранение Британской империи. В её распаде он видел основную угрозу всей цивилизации, презирал Ганди, не мог даже думать о предоставлении самостоятельности Индии, и, понятно, главной его личной жизненной трагедией было то, что именно при нем эта самая империя практически исчезла.

Де Голль подарил французам ради сохранения их самоуважения сказку о сражающейся в Сопротивлении фашистам стране. Конечно, всё было совсем не так, но опять же сейчас не об этом. Там действительно, кроме самого генерала, были люди безупречной в этом отношении репутации, настоящие герои, реально дравшиеся с фашистами и при этом лично абсолютно преданные своему лидеру, да зачастую просто близкие друзья, как, скажем, Рауль Салан. И в основном именно они стали в шестидесятых ядром ОАС, пошли на все самые крайние меры, вплоть до пятнадцати покушений на Де Голля, отстаивая нерушимость Французской империи.

Конечно, можно долго и крайне мудро рассуждать, лучше или хуже стало от того, что Алжир стал независимым от Франции. И для кого лучше? Для самой Франции? Для Алжира? Для французов, живших в Алжире? Для алжирцев, перебравшихся во Францию и ставших её полноправными гражданами? Для, например, Зинедина Зидана? А свобода США от Британии? А Индия? А та пылающая помойка, в которую превратилась почти вся Африка после освобождения от «бремени белого человека»? И вообще, что такое это «лучше»? Только не надо прятаться за убогое и нелепое про «отсутствие в истории сослагательного наклонения». На самом деле в истории кроме него ничего и нет. Другой вопрос, что каждый волен наклонять по-своему и вовсю этой своей волей пользуется.

Так что нелепо рассуждать абстрактно на тему, плоха или хороша сама по себе такая структура, как империя. И империи бывали разные, и времена разные, и этапы развития цивилизации, и всё разное. Только факт остается фактом. Ни одна империя не оказалось вечной, а сейчас в классическом своем виде при всём многообразии уже известных вариантов этот инструмент просто принципиально не работает. Это отнюдь не исключает в будущем каких-то очередных исторических выкрутасов и капризов на неких новых уровнях, что никак не отменяет сказанного.

Я же, никаким образом не морализаторствуя и не обобщая, хочу всего лишь поделиться одной личной и сугубо частной историей. В первой половине девяностых ситуация в нашей семье сложилась весьма сложная до уровня чрезвычайной, и нам потребовалась какая-нибудь помощница по хозяйству в основном с функциями няньки. На одной из строек, у которых я тогда принимал участие, работал в должности типа сторожа-охранника приятель одной нашей знакомой, некий Петя. Он с женой, обоим лет примерно по тридцать, перебрались из Целинограда, который ещё не стал Астаной, но уже недавно превратился в Акмолу. Относительно молодые, здоровые, оптимистичные и как будто вполне работящие ребята. Насколько я помню, переехали не в результате каких-то конкретных трагических событий, а просто Москва была сильно экономически привлекательнее, там у них никаких особых корней не было, да и то, что в Казахстане русским стало не очень уютно, конечно, наложилось в определенной степени, короче, оказались они здесь среди многих подобных. Знакомая попросила Петю, в принципе профессионального шофера, временно пристроить пока он что-то там утрясет с документами, ну, мы его и взяли.

И вот случайно узнав о наших с женой проблемах Петя сказал, что его супруга сейчас свободна и может помочь. Мы с радостью и благодарностью согласились. Какое-то время она проработала, я даже не могу сказать как, во всяком случае особых конфликтов не было, впрочем, это не моя зона ответственности, а от жены я особых претензий не слышал, правда, она вообще не по этому делу, в смысле, на счет претензий. Но довольно скоро нас эта женщина очень сильно и некрасиво, я бы даже сказал подловато, подвела. Не стану пускаться в подробности, это уж совсем не интересно, отмечу только, что поступок её оказался очень неожиданным, поставил нас в крайне сложное положение и к тому же был совершен явно при Петином участии, если не по его инициативе. Я вспылил, что для меня на самом деле случай исключительный, тут же уволил и Петю, и о судьбе этой семьи мне больше ничего не известно, надеюсь, всё у них в жизни сложилось нормально, зла никому не желаю. Однако это лирика, а наша ситуация оказалась на грани катастрофической.

И тут в нашей жизни появилась Вика Борисовна. Откуда, я уже точно не скажу, скорее всего почти «с улицы», то есть, наверное, кто-то посоветовал, но наверняка там никаких особых рекомендаций не имелось. Это была женщина лет пятидесяти с небольшим, худенькая, «метр пятьдесят с каблуками и шляпой», с очень тонкими, слегка восточными чертами, хотя сама говорила, что знает о своих только чисто русских корнях. Работала преподавателем чего-то технического в тбилисском институте. Её муж, примерно тех же лет и не сильно более солидной комплекции трудился инженером-теплотехником. У них была хорошая трехкомнатная квартира рядом с проспектом Руставели и дочка лет десяти. И одним прекрасным днем к ним явились несколько бородатых вооруженных джигитов и сказали, что русским в Грузии больше делать нечего, особенно в столь роскошных апартаментах, времени на сборы до завтрашнего утра, и для убедительности дали пару автоматных очередей по мебели и стенам. Муж Вики Борисовны по наивности и старой советской закалке пошел в милицию, там над ним по-доброму посмеялись и сказали, что максимум чем могут помочь, это выторговать лишний день-другой.

Они приехали с дочкой, двумя маленькими чемоданами и какими-то копейками, отложенными «на черный день», но, естественно, вовсе ничего не значащими при таком уровне черноты. Родственников никаких и вообще никого, кто хоть как-то мог помочь. С трудом хватило на то, чтобы снять крохотную комнатку в коммуналке на первом этаже какого-то домика в Подмосковье, минут сорок от города на электричке. И Вика Борисовна пошла к нам в няньки. А ещё через некоторое время мы пристроили её мужа кем-то вроде консьержа в одной из наших новостроек.

Я не буду вдаваться в дальнейшие подробности. Прошло уже больше четверти века. Вика Борисовна до сих пор остается очень близким нам человеком, не то, что слишком уж часто общаемся, но регулярно созваниваемся как уже мало с кем, и несколько раз в год она обязательно приезжает навестить своего воспитанника, моего младшего сына, который по привычке продолжает называть её, как во младенчестве, Вика-рыбонька. Они давно потихоньку выкупили по комнатам ту первую свою квартиру, потом поменяли с доплатой на более комфортную и поближе к столице. Во всем этом если я им слегка и помог, то очень немного и заслуга тут полностью их без малейшей натяжки. Дочка Вики Борисовны закончила физкультурный, счастливо вышла замуж, работает тренером по плаванию в большом солидном спорткомплексе. Вика Борисовна с мужем, несмотря на почтенный возраст, тоже продолжают трудиться. Она доросла до проректора в подмосковном филиале какого-то института, у него небольшая, но собственная охранная фирма, нет, не ЧОП, а просто такая вполне мирная, однако с отличной репутацией команда, которая предоставляет услуги тех самых консьержей в подъездах обеспеченных домов.

Умоляю, не надо смотреть на меня, как на идиота, я не собираюсь делать каких-то выводов и, тем более, кого-то поучать. У этой басни нет никакой морали. И я не только не считаю, что ответил на какие-то вопросы, но и, наоборот, сам хочу задать тот, который до сих пор для меня остается полностью открытым. Ну, хорошо, можно как угодно относиться к тому времени и тем событиям, считать или не считать их «главной геополитической трагедией двадцатого века», кого-то проклинать, а чему-то радоваться. Но сегодня, сейчас, чего вы хотите? Присоединить Туркмению и Прибалтику? Конкретно сегодня вы без них жить не можете? Вам будет от этого легче? Снова поедите туда жить и будете крепить «дружбу народов», создавая не знаю уж теперь какую новую общность вместо «советского народа»?

Да, неприятно, когда фантомные боли, и ноют давно ампутированные ноги. Но, думаю, ещё хуже, когда мигрень поражает невозвратно потерянные головы.

Метки:

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
lx_photos
25 сент, 2018 14:32 (UTC)
Спасибо.
arabskiy_pilot
25 сент, 2018 14:58 (UTC)
Актуально. И таки доходчиво. У меня тоже перед глазами несколько примеров, правда в основном положительных.
arktal
25 сент, 2018 15:13 (UTC)
всё так, но в одном я с вами не согласен. "У этой басни нет никакой морали" - в любой басне, в любой сказке есть мораль. Даже в сказке про курочку-рябу. И здесь есть. Она очень банальная, но от этого не менее точная. "Человек хозяин своей судьбы!" Но мы, я в частности, вырос в обстановке "Сталин думает за нас", и только переехав в другую страну на своей шкуре понял, насколько рабская это формулировка. Я не жестокий человек, но мне ничуть не жалко людей, которые этого не понимают, и ждут какой-то маны небесной.
Как говорил ехидный Ежи Лец: "Всё в наших руках. Поэтому их надо чаще мыть."
spaniel90100
25 сент, 2018 15:22 (UTC)
Возможно, это тот случай, когда правильные определения помогают. "Распад империи" - действительно, как-то жалостно звучит и прям хочется восстановить :) Может быть, лучше бы в наш язык вошло "банкротство СССР", тогда бы у добрых людей было меньше вопросов.
vlady98
25 сент, 2018 15:37 (UTC)
Не часто встретишь здравые рассуждения о развале союза. Для меня это как бы аналог хирургического вмешательства: вначале больно а потом гораздо лучше
uadevotee
25 сент, 2018 15:59 (UTC)
Для кого-то распад империи катастрофа, а для кого-то расширение империи катастрофа: пусть спросит тех, кто выжил после захвата советами Западной Украины, Белорусии, Прибалтики, Карелии, Тывы и тд.
auvasilev
25 сент, 2018 16:12 (UTC)
Это отдельная следующая тема. Я вырос на Колыме, где "беженцами" было подавляющее большинство, только бежали они не сами и даже одного чемодана у них не было, а везли их их под конвоем в теплушках и трюмах и выкидывали в голой тундре на морозе. И какая "геополитическая катастрофа" сильнее и кровавее прошлась по людским судьбам, ещё большой вопрос. То есть, для меня тут особого вопроса, конечно, нет, но опять же, своя личная судьба всегда для каждого ближе и больнее.
einat_ceisar
25 сент, 2018 17:32 (UTC)
Хорошо, что просмотрела комментарии и увидела ваш этот. Иначе пришлось бы писать то же самое. Уже начала было.
Мне в раннем детстве довелось прожить несколько лет у бабушки в Караганде. Карлаг жил ещё весьма ярко в рассказах людей. А допросы собственного деда - польского коммуниста, бежавшего в СССР из-за грозящего ему в Польше срока в полгода и расстрелянного как польского шпиона, хранятся в файлах на моём гугл-драйве. Страшные допросы.
Я империю эту начала ненавидеть ровно с того возраста, когда научилась понимать рассказы взрослых. Родители выслушивали мои вопросы и делали страшные лица, чтобы я "не смела никому такое говорить!" А отец не хотел ничего рассказывать о войне, проговорившись однажды "трупами победу отвоевали". Брат таскал самиздат на одну ночь. Вот это время запомнилось, как хорошее - молодые, чистые, наэлектризованные и трава зелёная.
А потом случился распад империи зла и стало возможно её покинуть. У людей появилась надежда, а я для себя решила, что жизнь один раз даётся, не на эксперименты же её, дорогую, тратить. И не жалею.
А надежду опять отобрали.
b0gu3
25 сент, 2018 20:16 (UTC)
> Чтобы выжить самой и сохранить близких, мне пришлось тогда изменить свою природу и утратить своё "я", которое по сей день я не могу снова обрести.

Вот этим людям, сожалеющим об утрате своего я, стоит почитать Колымские рассказы Варлама Шаламова. Чтобы не было у них иллюзий, за чей счёт их "я" произросло. А то мнят себя строителями лучшего будущего для всего человечества, когда руки по плечи в крови.
naigoro
26 сент, 2018 03:57 (UTC)
А автор коммента, по-моему, все же не изъявлял желания "всё вернуть" и присоединить Прибалтику, хоть и тон выбрал резкий. Но на рецепты не замахивался, вроде бы.
Скорее всего, Ваш вопрос, риторический, больше намекает на другое: стоит ли уже который десяток лет переживать прошлое (никто не отрицает, насколько для многих трагическое), и оставлять своё давнее страдание на высоком эмоциональном градусе. Тоже своего рода мораль.
И вот про эмоциональный градус... Я человек уравновешенный, но злобный. Много злобных, и у каждого свой катализатор злобности. Кто-то - жертва могущественного и вероломного врага, кто-то не может ужиться с теми, кто от него сильно отличается, кто-то тщетно вымогает благодарность у того, кого считает себе обязанным. Ну и т. д.
А я злобствую, как только решаю, что меня не хотят оставить в покое. Во многом это - от взаимоотношений с государством, которое я всегда мечтал отстреливать на дальних подступах. И мы ж знаем, какое это конкретно государство, и что речь идет об этой самой империи.
Ну, так вышло, что люди, пострадавшие от ее распада, были все в той или иной мере ее бенефициарами. Даже если при этом вся практическая жизнь складывалась худо и бедно, империя умудрилась поместить их туда, где им довелось вырасти и укорениться, и родители ж не спрашивали, рожать ли их.
И когда случилась "катастрофа" у них осталась неотъемлемая свобода выбрать своего антигероя в этой истории. Мало кто выбрал таковым саму империю. То есть, тем джигитам, которые пришли с автоматами, они могли сказать "нас здесь родили и вырастили, мы - добросовестные приобретатели этого мира, а претензии адресовали бы вы к империи уже". Однако, человек может выбрать и другого главного антигероя, и многие так и сделали. И не сказали "мы - добросовестные приобретатели", а исходили из того, что до "катастрофы" просто вот всё было правильно.
Их свобода выбора (как и у всех) было ограничена обстоятельствами, которые они себе не выбирали. Но вся советская - и в той же мере российская - культура тяжело сидит на главнейшем принципе - "ты человек подневольный, ты ничего себе не выбирал, этим и гордись". И привычку отторгать "судьбу", как и потребность в свободе выбора, это культура не развивает - точнее, всеми силами подавляет. Вообще, *человек битый* - та печка, от которой пляшет эта культура в большей части продукции.
Я вот думаю, что проблема в данном случае - именно в культуре этой. Люди не сделали своим антигероем империю, которая решила за них, а сделали своим антигероем развал империи, который тоже решил всё за них, но - и позже хронологически, и обусловленно действиями империи логически.
alon_68
26 сент, 2018 06:51 (UTC)
Здесь же главный вопрос - был ли это объективно неизбежный процесс или чья-то направленная воля. Люди, мыслящие как в приведённом вами комментарии, как правило, склоняются ко второму, прибавляя ещё эпитет "злая". Они, как правило, формулируют как "Горбачёв (или Ельцин/Кравчук/Шушкевич) развалили СССР". Тогда у страданий что Пети, что Вики Борисовны есть конкретный виновник, с которого предполагается рано или поздно спросить. Поэтому они и не склонны к "нормализации", т.к. нормализация затруднит подачу иска и доказательство ущерба.
serg_stg
26 сент, 2018 07:57 (UTC)
Короче говоря. Резюмировать можно примерно так. В точности можно сказать, что произойди в России (впервую очередь с системой) очередная Анна Павловна Керн, не обязательно (да и скорее всего, что нет) такая же, как в случае СССР, но во многих чертах структурно-подобная, можно будет с 90-процентной вероятностью констатировать следующее:
1. Все будут абсолютно, полностью и кристально невинны. В крым/украина/прибалтика-нашах, можем повторить до берлина, кузькину мать сша и тд и тп, прочих безумствах в жизни на государственных, правовых и бытовых уровнях и соответственно отражаемых на ТВ - будут виноваты марсиане или кучка "своих" мерзких и подлых троцкистов.
2. Миллионы при этом будут на каждом углу и при каждом случае констатировать примерно следующее (вне зависимости со степенью соотносимости с реальностью, а также очень часто это будет звучать как укор тем , кто посмеет рассуждать о причинах означенной Анны Паллны, и тем более о том, что не следует их повторять).:

- У многих людей, семей и народов совершенно изменился уклад жизни, у некоторых просто обрушился мир, огромное число людей просто не выжили! ("Стыдисъ, охальник!")
-Некоторые сейчас просто номинально существуют, не приходя в сознание, лишившись своего дела, потеряв себя как личность! ("Стыдисъ, охальник!")
-Мне пришлось тогда изменить свою природу и утратить своё "я", которое по сей день я не могу снова обрести!("Стыдисъ, охальник!")

Вот такая вот, занимательная историческая карусель и круговерть.
igormy
27 сент, 2018 04:01 (UTC)
Верное наблюдение. Но... такова вообще природа человеков. И американцы в 45 были искренне удивлены тому, что все немцы считали себя антинацистами ("в нашей деревне нацистов нет и не было, мы Гитлера ненавидели, вот в соседней - да, мы слышали, было пару человек), и французы в 45 вдруг оказались нацией "Сопротивления". Да и сегодня большая часть американцев вдруг объявила себя защитником женщин от насилия. Историческая карусель?
Но если вернуться к сообщению А.Ю., то вся эмиграция, как русско-язычная, так и другие, вписываются в его схему. Кто-то терял свое "я" с обвинением всех и всего, кто-то терял с достоинством, кто-то не терял, а многие находили. Правда всегда была возможность вернуться, в отличие от российского варианта. Я лично думаю, что в человеке или есть некий стержень, или - нет.
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel