?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бог с вами?

Вот, собственно, единственный читатель, который хотя бы попытался ответить именно на мой конкретный вопрос, а не высказать свое, пусть и чрезвычайно умное, и уместное, но всё-таки более попутное мнение по данному поводу paschick:

«Вопрос украинской автокефалии, на мой взгляд, более политический, чем духовный. Я человек верующий и воцерковленный, но назвать себя ни "истинно православным" ни "истинно верующим" не осмелюсь по той простой причине, что не знаю, что есть Истина. Потому и не рискну судить о "правильности" или "неправильности" создания автокефальной церкви на Украине. В конце концов в основе церковной жизни лежит соборность, так пусть собор украинских пастырей и решает... Проблем автокефалия создаст массу, но уж если Господь попустит её создание, то значит проблемы эти православные заслужили своими же поступками. Что же касается "потребления испорченных продуктов", то УПЦ КП не католики, таинства которых, кроме кажется крещения, не признаются православными действительными. Канонических-то разногласий между УПЦ КП и РПЦ нет, так почему при этом Евхаристия, совершенная священником иной юрисдикции, не несет благодати? То, что пастыри прервали евхаристическое общение, говорит лишь о том, что Христа нет между этими пастырями, не более. Мне кажется, что это грех пастырей, допустивших раскол, а не верующего пришедшего в храм для общения с Богом и причащения Его благодати. Если буду на Украине и вдруг не будет возможности помолиться или причаститься в храме УПЦ МП, а рядом будет храм УПЦ КП, то я пойду в него без каких-либо сомнений в "полезных" свойствах "товара"».

И в связи с этим мне хотелось бы и у этого человека, и, естественно, у любого иного желающего, но высказаться и поделиться собственным мнением и опытом, но именно на эту тему, а не на какую-то смежную, попросить некоторых уточнений.

Во-первых, читатель пишет: «Если буду на Украине и вдруг не будет возможности помолиться или причаститься в храме УПЦ МП». То есть, для него всё-таки предпочтительнее, чтобы церковь относилась к Московскому патриархат? В смысле, значение это имеет достаточное, чтобы данный момент учитывать?

Во-вторых, а если Московский Патриарх официально постановит и объявит, что обряды, совершаемые священниками и/или на территории храмов, принадлежащих общинам, признающим Киевскую автокефалию, не имеют достаточной духовной легитимности, то вы оставите для себя возможность совершать такого рода обряды? Или только молиться в такой церкви? Или вообще ничего?

И в-третьих, та же ситуация, но наоборот. Однако это уже в основном относится только к православным украинским гражданам. Особенно в небольших населенных пунктах, где нет большого выбора и разнообразия, хотя и не только. Насколько я понимаю, во всяком случае пока так говорится большинством даже самых радикальных сторонников автокефалии, никакого насильственного «перехода» и материального уничтожения приходов, относящих себя к Московской патриархии осуществляться не будет, а исключительно по воле общины. Так вот, предположим, в вашем селе та церковь, в которую вы привыкли всю жизнь ходить, осталась в ведении Москвы. А вы морально, нравственно и эмоционально на стороне Киевской патриархии. Перестанете ли вы ходить в эту церковь, начнете ли искать другие варианты?

Заранее спасибо, если кто разъяснит поподробнее.

Comments

( 17 комментариев — Оставить комментарий )
uadevotee
11 окт, 2018 17:08 (UTC)
давно перестали
tzinch4
11 окт, 2018 17:27 (UTC)
мракобесие какое-то:(
там помолишься - правильно, а тут - неправильно.
Спор хозяйствующих субъектов за вполне себе материальные плюшки - для меня. Церковь - как институт удовлетворения потребности не имеет никакого отношения к вере в бога. Для меня.
Anna Polesskaya
11 окт, 2018 17:42 (UTC)
Вспомнился старый анекдот про необитаемый остров: "А в эту синагогу я ни ногой".

Извините.
alon_68
11 окт, 2018 19:53 (UTC)
Подозреваю, тут ещё проблема в том, что горячие споры ведут политически активные граждане, в большинстве мужики, а основной состав прихожан - семейные женщины средних лет и выше. Которые идут в церковь автоматически, как часть хлопот по хозяйству. Они слушают знакомого священника, молятся знакомой иконе, повторяют привычные слова... Сомневаюсь, что им важны эти автокефалии, томосы, МП/КП.
paschick
12 окт, 2018 05:58 (UTC)
Ох, Александр Юрьевич, простые вроде вопросы Вы задаете, но как непросто оказывается на них ответить действительно искренне и в соответствии со своим внутренним ощущением правильности или неправильности возможных моих решений.
Предпочтительнее ли, чтобы храм относился именно к РПЦ МП? - да, пожалуй предпочтительнее. Крещен я священником РПЦ и моя воцерковленная жизнь также проходила и проходит в общении со священниками и в храмах именно этой Церкви. Значит ли это, что для меня священник и обряды неканонической (пока что) и считающейся РПЦ раскольнической УПЦ КП абсолютно неприемлемы и не несут в себе должной благодати? - нет, не значит. Любой раскол для Церкви плох и разрушает саму суть Церкви, а причины расколов всегда связаны как с великой ревность о чистоте церковного предания и правил, так и с неутоленными амбициями иерархов. Повторю то что, писал в предыдущем комментарии - догматических расхождений между УПЦ КП и РПЦ нет, так почему тогда нужно считать, что обряды, совершаемые в храмах "не того" подчинения не несут в себе должной благодати? Так что, да - значение имеет и учитывать буду, но не принадлежность храма к той или иной патриархии для меня будет определяющей.
Оставите для себя возможность совершать такого рода обряды если Московский Патриарх официально постановит их нелегитимными? - думаю, что оставлю. Безусловно послушание одна из главных христианских добродетелей и обязанностей члена Церкви, но все же в первую очередь, по моему мнению, следует поступать по своему внутреннему убеждению, проверяемому умом и совестью. Возможно утверждая так я грешу гордыней, но ведь именно свобода совести является основой веры. так что я не думаю, что не имею права быть в чем-то не согласным с Патриархом Московским - в конце концов он всего лишь человек и грех не чужд и ему.


Edited at 2018-10-12 07:17 (UTC)
paschick
12 окт, 2018 07:09 (UTC)
Поскольку мое отношение к вере, совести и вопросам религиозности сформировано прежде всего покойной мамой и размышлениями на эту тему её родителей - моих бабушки и дедушки, позволю себе привести несколько цитат из статьи "Свобода совести" написанной бабушкой 100 лет назад - в 1917 г. Возможно в этих цитатах найдутся существенные дополнения к моим ответам.
«Совесть — это наше внутреннее убеждение, понятие о хорошем и дурном. Оно всегда было и всегда будет свободно. Об этом, как говорит один ученый, „позаботился сам Господь Бог, т. к. он скрыл внутреннюю жизнь души под покровом тела“».
«Длинным и тяжелым путем шли люди к признанию той простой мысли, что никого нельзя угрозами и силой заставить „истинно“ верить."
«За много лет народ привык думать, что спасение души — в точном исполнении обрядов…» «За кем идти? В первый раз в жизни им надо было сделать самим выбор в деле веры. В первый раз они почувствовали самих себя ответственными за свое спасение…» - это о никоновских нововведениях в обряды и последовавшем расколе.
«Дело охраны веры попадало, в конце концов, к уряднику. Одна и та же статья закона требовала, чтобы становой пристав заботился об искоренении пьянства, не допускал неправильной охоты, мытье мужчин и женщин в банях вместе и наблюдал за спорами против православной веры, чтобы не было совращения православных в иную веру…»
"Но служители Православной церкви, заботливо охраняемые со всех сторон государственной властью, не призывались ни к подвигу, ни к жертве. Им не с кем было вести борьбу, потому что они одни имели право говорить. И дух церкви ослабел. Служители ее стали чиновниками."
dmitry_sofronov
13 окт, 2018 05:37 (UTC)
а как звали Вашу бабушку? можно ли почитать всю статью?
paschick
14 окт, 2018 10:27 (UTC)
Бабушку звали Наталия Дмитриевна Шаховская. Брошюра под названием "Свобода совести" вышла в серии "Свободный народ" издательства "Задруга" , выпуск № 19 за 1917 г. Полный текст статьи в интернете мне пока найти не удалось. В семейном архиве есть ксерокопия текста брошюры, но я не уверен, что её оцифровывали. Постараюсь на днях узнать есть ли электронная копия статьи.
paschick
15 окт, 2018 07:14 (UTC)
Мне прислали электронную копию статьи, могу переслать, в pdf формате она весит 15МБ. Кроме того, как выяснилось, статья есть на сайте РГБ - https://dlib.rsl.ru/viewer/01004221911?login=1#?page=1, только там надо зарегистрироваться для доступа.
traung
12 окт, 2018 19:12 (UTC)
Уже давно, где-то со старших классов школы, я очень четко разделяю - Веру, Религию, Церковь (как организацию) и людей - сотрудников и прихожан этой организации.

Будучи человеком верующим, я не религиозен, не воцерковлён, - и поэтому мне абсолютно всё равно, что происходит у сотрудников этих организаций и как они делят имущество.

И для общения с Богом, - не нужна никакая Церковь. Бог в сердце и помыслах, а не в особенных зданиях.
paschick
13 окт, 2018 05:36 (UTC)
Очень распространенная позиция и отношение к вере. Когда-то я и сам склонен был думать примерно так же. Потом понял, что это неверно. У каждого свой путь...
traung
14 окт, 2018 11:08 (UTC)
Здесь вообще вопросов никаких. Абсолютно поддерживаю всё, что людям полезно и не мешает другим. Церкви помогают, пусть они будут, пусть цветут сто цветов.
Просто сейчас это мне не близко. (Ритуальность, видимо.) Возможно, с возрастом что-то изменится...
paschick
13 окт, 2018 08:06 (UTC)
Попробую ответить и на третий вопрос, хоть я и не украинской гражданин.
"...предположим, в вашем селе та церковь, в которую вы привыкли всю жизнь ходить осталась в ведении Москвы" - а есть ли вообще однозначный ответ на этот вопрос? Думаю, что сколько прихожан, столько и мнений будет. Иногда они будут совпадать иногда нет, но решение каждый должен принимать сам, основываясь на все той же свободе совести и своем внутреннем убеждении что именно будет верно. Возможно для кого-то это вообще не имеет значения, а важно лишь то, что в данном храме родная привычная община, близкий, понятный и уважаемый настоятель и вообще человек с детства в этот храм ходит и наплевать ему какого Патриарха поминают на Литургии - главное чтоб обряд не менялся и все было, по его мнению, благостно. А кто-то, более политизированный, сочтет для себя невозможным даже зайти в храм "не той" Патриархии.
Что касается лично меня, то будь я морально и нравственно приверженцем конкретной Патриархии, то исповедоваться и причащаться я бы ездил в храм этой Патриархии, пусть бы это приходилось делать и реже, чем ранее. Но если возможность поехать в храм "родной" Патриархии выдается редко, а на дворе двунадесятый праздник или Великий пост и по канонам нужно да и очень хочется принять участие в службе и совместной молитве, то лично я испросил бы у своего священника благословения на участие в службе и совместной молитве в "чужом" храме, но без исповеди и причастия. Благословил бы - ходил бы, нет - ну что ж... молился бы дома или, если найдется, совместно с таким же бедолагой. Во многом уважаемый traug прав - для общения с Богом не обязательно нужен храм или священник. Бог в душе у каждого и храм Божий в ней же.
auvasilev
14 окт, 2018 15:05 (UTC)
Спасибо Вам огромное. Вы многое для меня прояснили. По крайней мере в отношении позиции с моей точки зрения цивилизованного и вменяемого, хоть, возможно, и не истинного православного.
Ещё раз, примите благодарность.
paschick
15 окт, 2018 02:32 (UTC)
Спасибо Вам, Александр Юрьевич, за Ваши тексты, которые, хотя и редко комментирую, но всегда внимательно и с удовольствием читаю!
( 17 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel