?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Понять и простить

Я как раз совсем недавно на подобное напоролся. Хотел поговорить о каких-то важных для меня морально-этических проблемах, но, для того, чтобы сэкономить время и упростить постановку вопроса, сослался на «казус Кавано», как сюжет и повод. И в ответ получил множество комментариев, возможно, очень умных и уместных, но на абсолютно лично мне не интересные темы, типа, взаимоотношений американских демократов с республиканцами или относительно юридических извращений и несообразностей ихней судебной системы. Пришлось потратить много дополнительных сил и времени на разъяснение своей позиции и уточнение предмета разговора.

Очень боюсь, что рискую и сейчас попасть в подобную ловушку. Но не могу удержаться от соблазна, уж очень удобно и кратко в этой ситуации всё сошлось и сформулировалось само собой. Имею в виду нахулиганивших и арестованных футболистов. О которых, ещё паз попросив прощения, больше не упомяну, и которые сами по себе мне глубоко безразличны. Так же и читателей прошу здесь забыть конкретно о них. Но тут прекрасно сложились две всегда любопытные мне темы, которые, на мой взгляд, в нескольких предложениях очень наглядно и четко изложил всего в нескольких предложениях Василий Уткин:

«Как вы думаете, избитому ими человеку что важнее — получить качественное лечение и надлежащую компенсацию или знать, что придурок Мамаев сидит в тюрьме? Вы знаете ответ на этот вопрос.
Они должны расплатиться благополучием. Возможно, это окажется разорением. Может, и этого не хватит.
Но сидеть там не для чего.
Увы, не таковы наши законы и судебная практика. И мы сами кровожадны, мы хотим мести, боль за боль».


Итак, во-первых, извечное про «компенсацию». Или то, что я обычно называю «торговлей трупами», когда речь идет о возмещении за смерть родственников. Я поставил это слово в кавычки потому, что, мне кажется, чаще всего оно используется принципиально неверно. Когда речь идет о нормальной компенсации, то имеется в виду (естественно, я тут говорю об эффективной, оптимальной и независимой судебной системе, полностью отвлекаясь от российских реалий), что суд устанавливает материальный и/или моральный ущерб, который возмещается пострадавшему за счет виновного. Но всё это в рамках отдельного гражданского процесса, совершенно независимо и от уголовного наказания, и от мнения сторон. Точка. Одно к другому никакого отношения иметь не может и никак не должно влиять.

Однако обычно получается совсем наоборот. И тогда звучит вопрос в понимании Уткина. Мол, или придурок, избивший другого человека будет сидеть в тюрьме, а пострадавший станет лечиться на свои деньги, или придурок заплатит, но ему ничего не грозит. С покойниками альтернатива получается ещё жестче. У ребенка погибли родители-кормильцы, убивший их, например, пьяный за рулем сядет в тюрьму, а сирота пойдет в детский дом и выйдет из него потом в этот мир нищим, или убийца не понесет наказания, но обеспечит ребенку хорошее детство, образование и приличный достаток по крайней мере для начала самостоятельной жизни.

Мне представляется, что сама по себе такая постановка вопроса изначально ущербная, извращенная и подлая. Но тут я даже оставляю в покое этот момент и никак не пытаясь давать кому-то советы со стороны или навязываться с собственными оценками, просто пытаюсь примерить ситуацию н себя лично. Пусть другого варианта нет и выбор однозначный. Только материальная «компенсация» в обмен на безнаказанность преступника, а то и убийцы. Уткин пишет: «Вы знаете ответ на этот вопрос». Мне тоже кажется, что я знаю. Но есть подозрение, что наши с Уткиным знания диаметрально противоположны. Просто не очень представляю, как смог бы после этого жить дальше, если бы взял. Ещё раз повторю, меньше всего хочу заниматься морализаторством, кого-то осуждать и надменно лицемерить с позиции достаточно обеспеченного человека. Говорю лишь лично о себе и исключительно о собственных ощущениях. Очень сомневаюсь, что справился бы с подобной «компенсацией».

И второй момент. Относительно: «Мы сами кровожадны, мы хотим мести, боль за боль». Я в принципе ждал этого момента, он всегда наступает после даже самой высокой и мощной волны общественного возмущения, когда возникает и всё более усиливается хор по поводу: «Людям свойственно ошибаться, надо уметь прощать, мстить это ужасно, остановите травлю, проявите милосердие, не будьте кровожадными…»

Не знаю. Вот тут не кокетничаю, а действительно не знаю. Видимо, я очень, если мягко, то несовершенный, а если строже и правдивее, то плохой человек. Мне полностью непонятны и недоступны эти призывы к прощению и милосердию. Видимо, какой-то чисто природный изъян.

Когда-то в юности мне очень понравилась одна фраза, я сейчас навскидку попытался найти источник, не получилось, буду признателен, если кто-то подскажет. Но смысл её в том, что особенно легко простить после того, как отомстишь. Признаю при этом, что тут кое-что от «красного словца», у меня самого это не столь прямо связано. Желание отомстить само по себе, а к прощению месть автоматически отнюдь не ведет.

При этом, следует, чтобы совсем уже не выглядеть монстром, признать, что и понятие мести для меня достаточно ограниченно. Сам я не стану воровать у того, кто украл у меня и совершать подлость, например, предательства и доносительства по отношению к тому, к это сделал мне. Но как-то так судьба сложилась, что она достаточно немилосердна к моим обидчикам. И тут я не чувствую к ним особого сочувствия. В отношении же применения закона я, следует признать, именно и действительно мстителен. И не считаю, что основное в наказании перевоспитание или что-то подобное гуманное. Нет, прежде всего именно месть. Натворил мерзость – получи соразмерную ответку. Возможность душевной нравственной трансформации преступника меня совершенно не трогает и не интересует.

Вероятно, тут имеет ещё значение моя физиологическая нравственная тупость в параметрах классического «понять и простить». То есть, наверное, если я что-то способен понять, в смысле примерить на себя механизмы преступления, то там и мог бы возникнуть путь к прощению. Я не говорю о таких очевидных вещах, как воровство из бюджета нашего что настоящего, что прошлого государства или неуплату налогов, это зачастую вообще для меня дело святое и иногда крайне полезное во всех отношениях. Но, например, махинации с кредитами даже частному банку. Там реально и конкретно никто не страдает, даже страховые компании, которые в результате несут фактические потери, в принципе и по общему счету всё равно в прибыли. Но это, конечно же, не честно. И сейчас я на это ни в каком виде не пойду. Однако понимаю, что в юности мог бы соблазниться, и даже примерно вижу, какие причины и обстоятельства могли бы меня на это подвигнуть. И, опять же абстрактно и чисто теоретически, могу себе представить, что призываю кого-то простить молодого человека, совершившего нечто подобное и не наказывать его слишком строго.

Но как можно подойти к человеку и, что бы он тебе ни сказал, ударить его стулом по голове или, повалив на землю, вколачивать его голову в асфальт градом ударов с явным желанием если не убить, то максимально покалечить, я не понимаю. Если это не самооборона и не защита кого-то. Вот не понимаю, и всё. Без нюансов и оттенков. Поэтому в таких вопросах мне понятие прощения категорически недоступно. И даже недоступно ощутить, к сожалению это или нет.

Все мы люди, а людям свойственно ошибаться, с кем ни бывает… Нет. Это ложная школярская софистика. Не имеется здесь никакой связи между человеческим и зверским со скотским. То есть, имеется, естественно, и самая непосредственная, более чем частая и даже обыденная, но это уже переход к совсем другому уровню рассуждений, что есть «человеческое», и там мы можем прийти к совсем уж неутешительным выводам. Так что, пожалуй, я остановлюсь на своем частном понимании «человеческого» как разумного и эмоционально и нравственно для меня понятного и приемлемого.

Comments

( 32 комментария — Оставить комментарий )
arktal
14 окт, 2018 16:37 (UTC)
"надо прощать врагам своим, но только после того, как их повесят" (Генрих Гейне, Мысли, заметки. т.9)
полностью это выглядит так:
"Я человек самого мирного склада. Вот чего я хотел бы: скромная хижина, соломенная кровля, но хорошая постель, хорошая пища, очень свежее молоко и масло, перед окном цветы, перед дверью несколько прекрасных деревьев, и, если господь захочет вполне осчастливить меня, он пошлет мне радость – на этих деревьях будут повешены этак шесть или семь моих врагов. Сердечно растроганный, я прощу им перед их смертью все обиды, которые они мне нанесли при жизни. Да, надо прощать врагам своим, но только после того, как их повесят. "

Edited at 2018-10-14 16:40 (UTC)
lx_photos
14 окт, 2018 16:41 (UTC)
Может, стоить вспомнить, что иной принудительной компенсации, кроме материальной, цивилизация так и не открыла.
А месть... ну, это пройденный этап. Теперь больше таких не делают.
А преступник, безусловно, должен быть наказан, да.

Edited at 2018-10-14 16:42 (UTC)
alon_68
14 окт, 2018 17:02 (UTC)
Можно и в тюрьму посадить, и гражданский иск подать на возмещение ущерба. Или в России не так?
arestant5
14 окт, 2018 18:16 (UTC)

Иск будет не больше 1 млн рублей. Я где то читал,что их друзья предлогали 5млн только за уничтожение видеозаписи. Эта история возможно и не дошла бы до "правосудия" если бы жертвами оказались обычные люди.



Edited at 2018-10-14 18:20 (UTC)
nicksakva
14 окт, 2018 17:10 (UTC)
"...умышленное нанесение злостного ущерба, именуемое наказанием, должно быть отменено; вор, бандит, игрок, нищий должны, не подвергаясь бесчеловечному обращению , предстать перед законом, и до их сознания должны довести, что государство, слишком гуманное, чтобы наказывать, оказалось бы слишком расточительным, если бы оно тратило жизни честных людей на охрану и обуздание бесчестных... Было бы гораздо разумнее мириться с их пороками, как мы миримся с их болезнями, пока они не причиняют неприятностей больше, чем того стоят, после чего с множеством извинений и выражением симпатии, а также проявлением некоторого милосердия в исполнении их последней воли, отправлять их в камеру смертников и избавляться от них. Ни при каких обстоятельствах нельзя позволять им искупать свои преступления искусственным наказанием, благотворительностью или компенсациями жертвам. Если не будет наказания, то не будет и прощения. У нас никогда не будет подлинной моральной ответственности, пока каждый не осознает, что его действия необратимы, и что его жизнь зависит от приносимой им пользы."
Б.Шоу. Предисловие к пьесе "Майор Барбара".

Никакого наказания, никакой мести, никаких компенсаций, никакого прощения.

Кстати, технически идея Шоу реализуется элементарно без особо революционных изменений законодательства. Достаточно введения условных накопительных сроков за все без исключения виды преступлений и смертный приговор за превышение некоторого суммарного предела этих сроков.

Edited at 2018-10-14 17:13 (UTC)
regent
14 окт, 2018 17:50 (UTC)
Не всё измеряется деньгами.
Я не считаю, что этих негодяев надо понять и простить.
И более того, не буду из-за этого мучиться сомнениями, хороший ли я человек.
putin_xyil000
14 окт, 2018 18:07 (UTC)
никто никого никогда не имеет права бить. тот, кто себе это позволяет должен быть изолирован от общества. не в качестве мести, но для безопасности общества. на самом деле если бы в стране было свободное обращение оружия и нормальное законодательство о его применении, таких инцидентов не было бы совсем.
paroikea
14 окт, 2018 18:19 (UTC)
инциденты Бы были, завершались Бы иначе
(без темы) - kuzh - 14 окт, 2018 18:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - flammberg - 14 окт, 2018 19:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kuzh - 14 окт, 2018 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - flammberg - 14 окт, 2018 20:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kuzh - 14 окт, 2018 20:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - flammberg - 14 окт, 2018 20:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kuzh - 14 окт, 2018 20:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - flammberg - 14 окт, 2018 20:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kuzh - 14 окт, 2018 20:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - flammberg - 14 окт, 2018 20:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - b_jack - 18 окт, 2018 08:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - flammberg - 18 окт, 2018 09:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - b_jack - 23 окт, 2018 10:51 (UTC) - Развернуть
arabskiy_pilot
14 окт, 2018 19:23 (UTC)
По ошибке жестоко избили двух человек в разных местах. Хотели других избить и за дело, да ошиблись. Я фигею с их формулировки "ошиблись". И еще нас всех туда тянут - кто не ошибается?
Еще одна расхожая формулировка - драка или даже потасовка. Несколько человек бьют одного, который сам даже не прикоснулся к ним - "потасовка".
(без темы) - arabskiy_pilot - 15 окт, 2018 14:46 (UTC) - Развернуть
naigoro
14 окт, 2018 21:49 (UTC)
Это - о традиционном смешении простого со сложным. Очень популярно среди тех, кто служит легкой добычей демагогам.
Сделал простое, напал на кого-то физически - просто и получи.
Весь вопрос - в автоматизме ответа.
Когда право ответить сразу отнимается у частного лица и передается институтам - т. е., по сути, другим частным лицам - начинается логическая мешанина и Лоханкин. Отложенная самозащита трактуется как месть. Месть принято не любить, а самозащиту пока еще уважают.
Логический парадокс - в том, что удар в ответ, раз уж он в рамках самозащиты, тоже принимается как допустимое, хотя самая эффективная самозащита без перехода к мести - как правило, бегство.
И тогда опять - трусы : крестик. Либо только бежать и можно, либо не осуждать отложенную месть. Руками мстителя рефлекторно действует общество.
Ну не на всякое же действие реагировать на полную мощь интеллекта. Неспроста бороться с инфекциями поручено всяким Т-лимфоцитам, а не мозгу по каждому случаю, коих по сто штук в день.
b_jack
18 окт, 2018 08:27 (UTC)
Смысл самозащиты в том, чтобы предотвратить урон. Отложенные меры никоим образом самозащитой быть не могут. Это только месть или наказание.
(без темы) - naigoro - 19 окт, 2018 04:14 (UTC) - Развернуть
amalit215
15 окт, 2018 06:11 (UTC)
Наказание - это не месть.
//И не считаю, что основное в наказании перевоспитание или что-то подобное гуманное. Нет, прежде всего именно месть.//
***********************************
Тема эта очень сложная для дискуссии, как в юридическом, так и в морально- нравственном отношении.
Если очень коротко и предельно схематично, то наказание и месть – это вещи разные.
Особенно, если речь идёт об уголовном наказании.

Наказывает государство и общество, применяя законодательные нормы и репрессивный аппарат, а мстит отдельная личность, у которой появились к этому достаточные основания.

Причём наказывая, общество не ставит своей задачей перевоспитание, даже если и демагогически декларирует это.
Просто наказанному стараются внушить, что за противоправные действия, если он продолжит совершать их в будущем, он может столкнуться с неприемлемым ущербом.

А насчёт текста В.Уткина, то, как я его понял, он не предлагает после возмещения ущерба деньгами совсем отказаться от наказания.
Он предлагает применять наказание не связанное с лишением свободы.
И тут у общества и государства существует достаточно богатая палитра для выбора и применения.

Edited at 2018-10-15 06:12 (UTC)
elotar
15 окт, 2018 09:50 (UTC)
Какие могут быть "морально-этические проблемы", если Бога нет у 95% населения?

Особенно потешен такой выплеск возмущения "общества" по поводу этих бедолаг, которые с раннего детства воспитывались в казарменных условиях где им профессионалы агрессивность накачивали, после чего уже с деньгами они попали к другим "профессионалам" накачивавшим их психостимулляторами. Такие истории в футболе и вообще в спорте постоянны, совершенно закономерны и не прекратятся, пока не прекратит работать комбинат по производству из людей скотов.
Алексей Орлов
15 окт, 2018 11:47 (UTC)
Удивительная невинность. Тюремное заключение (местами, и правда, бессмысленная штука), в качестве обязательного уголовного наказания, как раз и уравнивает разной высоты сословия в фундаментальных правах. "Страна непуганных идиотов"...
serg_stg
16 окт, 2018 04:29 (UTC)
А вообще все не так плохо. Оказывается быть известными российскими чиновниками, опиздюленными известными российскими футболистами - в высшей степени почетно и уважаемо.
"Глава государства наградил Пака медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, а Гайсина — орденом Александра Невского."
Наверняка это также скажется на и без того неплохом материально-финансовом положении опиздюленных потерпевших теперь уже Кавалеров Орденов тоже весьма положительно.
Так что я лично - за понять и простить. Как ни крути, а положительные каннотации всей этой истории в конце концов перевесят отрицательные оные.
bajuwar_rus
16 окт, 2018 19:46 (UTC)
Я за серую зону, как и для эвтаназии и закидонов Ройзмана. Пусть левым образом деньги передадут, наказание ослабят, народишко побухтит.
( 32 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel